Смолян предупредили о новых уловках мошенников
Тактика злоумышленников в 2021 году изменилась
Пандемия привела к росту использования электронных средств платежа, увеличение платежной активности населения в онлайне, и это не осталось незамеченным со стороны злоумышленников. Режим самоизоляции способствовал тому, что основными каналами общения с нашими гражданами стал телефон и интернет.
По итогам прошлого года Банк России зафиксировал общий рост операций без согласия и их количество. Главный тренд не меняется – это социальная инженерия. То есть преступники достигали своих целей не за счет взлома компьютера или мобильного телефона, а путем обмана. Какие способы обмана сейчас актуальны?
Депозит
В этом году, в дополнение к уже известным уловкам, появились новые. Целью мошенников стали депозитные счета граждан. Предложения перевести депозит на защищенный счет, или легенда «за вас оформляли закрытие счета, а мы спасем ваш депозит» в настоящее время стали популярным сценарием. Это понятно, так как позволяет злоумышленнику экономя на массовом обзвоне получить сразу и много.
На вас оформлен кредит
Не только деньги в депозите являются целью мошенников, они могут хитростью вынуждать людей взять в долг. Звонят, представляются сотрудниками банка или правоохранительных органов, сообщают, что на человека взят мошеннический кредит. И чтобы его аннулировать, говорят, что нужно оформить «технический» кредит на эту же сумму. Тогда отменится первый, навязанный мошенниками. Психологически люди не видят опасности в каком-то абстрактном «техническом» кредите, ведь они не считают эти деньги своими. Но нажав несколько клавиш под диктовку мошенников они считают, что переводят деньги на «безопасный резервный счет» по указанным звонящим реквизитам. На самом деле такой доверчивый человек остается с долгом перед банком, который обязан отдать.
Звонки из правоохранительных органов
Один из приемов социальных инженеров – представляться сотрудниками правоохранительных органов, запугивать, сообщая людям, что на них якобы заведено уголовное дело, например, по заявлению Банка России или других авторитетных организаций.
«Для выяснения ситуации» преступники просят человека уточнить информацию по карте – сообщить полные реквизиты, включая срок действия и три цифры с оборота. С помощью этих данных мошенники получают доступ к чужим счетам и крадут с них деньги.
На самом деле Банк России никогда не заявляет в полицию на клиентов банков из-за каких-либо операций по картам. Но социальные инженеры часто используют названия официальных организаций или имена известных людей, чтобы внушить доверие к своим словам.
Фишинг
Самым популярным у злоумышленников каналом совершения несанкционированных операций, как в 2019-2020 годах, так и сейчас, является интернет. Здесь не требуется физическое предъявление карты и ввод пинкода. Один из самых дешевых методов воздействия на потенциальную жертву в сети – фишинговые сайты. «Моему ребенку якобы от известного магазина на телефон пришло поздравление с днем рождения и бонусы в подарок, которые нужно активировать по промокоду в мобильном приложении. Далее в сообщении была указана ссылка, по которой нужно было пройти для получения промокода и бонусов, – рассказывает жительница Смоленска. – Мы, наверное, обрадовались бы дополнительной скидке, да вот только данные ребенка в этот магазин не давали, и день рождения у него еще через полгода».
Такая схема рассчитана именно на молодых людей, которые много времени проводят в соцсетях и мессенджерах, с интересом реагируют на промокоды и умеют пользоваться мобильными приложениями магазинов.
«Злоумышленник обычно давит на страх потерять деньги, однако, на молодых такое воздействие бесполезно, им просто нечего терять. Другой метод воздействия мошенников – ставка на желание заработать, вот прямо здесь и сейчас, либо получить какую-то выгоду. Как раз это наиболее часто применяется к молодым людям в виде неожиданных премий, наград за участие в опросах определенного рода», – комментирует заведующий сектором отдела информатизации Игорь Овчинников.
Получить оперативную консультацию по конкретной ситуации, задать вопрос или пообщаться со специалистом Банка России можно через мобильное приложение «ЦБ онлайн».
Кстати
«Старой» и, видимо, любимой схемой мошенников являются звонки от Банка России о списании денег с карты. Так, недавно в дежурную часть полиции в Сафонове обратилась 70-летняя местная жительница с заявлением о хищении денег с ее банковской карты. Сотрудники полиции установили, что женщине позвонил неизвестный, представился сотрудником не просто банка, а Центрального банка РФ. Он сообщил, что с карты женщины мошенники пытаются похитить деньги. Женщину не насторожило то, что ее счетом заинтересовался сам Банк России. И 70-летняя жительница Сафоновского района поверила неизвестному, который попросил назвать ему реквизиты банковской карты, якобы для того, чтобы защитить накопления женщины. Она послушно продиктовала все данные. Женщина пояснила полицейским, что ранее слышала о возможных мошенничествах, в том числе и из СМИ. Тем не менее с ее карты было похищено около 66 000 рублей.