Рождественское интервью
Отец Андрей
и храм Успения
Когда в 1906 году в центре поселка Монастырщина был открыт храм Успения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, никто не мог предугадать и предположить, что в совсем недалеком будущем церковь в России будет по существу разгромлена, а ее культовые сооружения будут использованы под дома культуры, склады, магазины, ну а по большей части их постигнет «мерзость и запустение».
Успенский храм прошел все эти стадии: в 1930 году богослужения в нем прекратились, вновь он начал работать в 1941 году, а в 1947 году по «просьбе» местных властей верующие передали храм под Дом культуры. Потом здание приспосабливали под склад, магазин, спортзал. Таким образом, к концу восьмидесятых годов прошлого века Успенский храм был доведен, что называется, до ручки: не было ни куполов, ни колокольни, внутри, разумеется, не было ни иконостаса, ни других культовых православных атрибутов, которые должны находиться в храме.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии была освящена в 1994 году, а в 1999-м, после окончания Смоленской семинарии, ее настоятелем стал священник Андрей Никитенков. Пробыл он в Монастырщине до 2005 года, потом четыре года служил в Ельне, а с 2009 года и по настоящее время протоиерей Андрей Никитенков снова служит настоятелем Успенского храма в Монастырщине.
— Я считаю, что это хорошо, когда священник долго служит на одном месте, люди его знают. Даже, бывает, на улице останавливают, задают вопросы, — рассказывает отец Андрей.
— А вы сами не местный?
— Нет. Я коренной городской житель, родился в Смоленске. И матушка Любовь тоже городская. Закончила факультет «химия-биология» в СмолГУ с красным дипломом.
— Отец Андрей, а вас, извините, как в церковь занесло? Все-таки не врач, не учитель, даже не космонавт — священник несколько специфическая профессия. У вас родители люди религиозные или отец — священник?
— Родители мои не были связаны с церковью — отец работал буровым мастером, а мать работала в торговле. А что касается меня, то, наверное, как и у многих при выборе жизненного пути, на меня оказали влияние хорошие люди, которые рассказали о вере, о жизни в церкви. У нас в школе вел уроки по истории религии Анатолий Ефименков, он тогда еще был диаконом в Свято-Успенском кафедральном соборе. Отец Анатолий открыл для меня Евангелие, а потом мой одноклассник, а затем и однокурсник по семинарии, привел меня в храм Петра и Павла, что у железнодорожного вокзала в Смоленске. Там я познакомился с внутренней стороной церковной жизни, с бытом священника. Так и было принято решение после окончания школы поступать в семинарию.
— Что из себя представляет приход, центром которого является Успенский храм в Монастырщине?
— В наш приход входят деревни Александровского, Соболевского и Гоголевского сельских поселений. Помимо Успенского храма в районном центре у нас есть еще церковь Петра и Павла в деревне Любавичи, в деревне Туфля расположена часовня Преподобного Сергия Радонежского, в этом году в деревне Жуково мы установили поклонный крест.
В Успенском храме проводятся основные богослужения, в Любавичах, в Жуково, в Туфле совершаются молебны по согласованию с местным населением. Помимо этого, я выезжаю в населенные пункты своего прихода для совершения треб. В последний год-полтора в связи с коронавирусом все чаще, к сожалению, приходится выезжать на кладбища…
— Отец Андрей, люди чаще всего обращаются к священнику, чтобы совершить венчание, крестины, отпевание. Как часто вам приходится совершать эти церковные обряды?
— Венчания здесь, в Монастырщине, очень редки — может быть, одно-два в год. Крещения гораздо чаще. Ну а отпеваний из-за коронавирусной инфекции примерно раза в два больше, чем крещений. Квартиры освящают очень редко, автомобили еще реже…
— Отец Андрей, я понимаю, что церковь не партия и не профсоюз. Здесь нет фиксированного членства с выдачей соответствующего документа и ежемесячной уплатой членских взносов под роспись. И все же, как много у вас прихожан?
— Активный костяк составляют четыре женщины, которые по очереди дежурят ежедневно в храме на свечном ящике. Потом в хоре у нас по воскресным дням поют восемь человек, а по праздничным — десять. В алтарь приходят два-три помощника. Таким образом, активных прихожан у нас человек семнадцать.
В обычные дни на вечерних богослужениях помимо хора присутствуют два-три человека. В выходные и праздничные дни не угадаешь — могут прийти человек 30-40, а могут и семьдесят.
Но я не стою у двери и не считаю пришедших в храм. Извините, я не счетовод, и храм в Монастырщине открыт не для отчетности и статистики. Двери церкви должны быть открыты всегда вне зависимости от того, сколько людей в данный конкретный момент в них заходят. Человек должен иметь возможность поставить свечечку, помолиться и поразмышлять перед иконами, попросить совета у священника. Даже во время нашей беседы с вами люди заходят, звонят мне по телефону.
— Наша беседа будет опубликована 7 января, в Рождество Христово. Что это за праздник для христиан?
— Воскресение Христово и Рождество Христово являются основополагающими моментами в православии. В Рождество мы празднуем пришествие в мир Спасителя, в Воскресение мы празднуем Его Воскресение из мертвых.
На Рождество люди, которые приходят в храм, радуются тому событию, которое произошло тогда в Вифлееме. Умилительное чувство вызывает сама икона Рождества Христова, на которой прихожане видят Богоматерь с Богом-младенцем, лежащим в яслях. Люди слышат эту удивительную историю, о явлении ангела пастухам, о Вифлеемской звезде, которая вела волхвов к пещере, в которой находился Бог-младенец, и там остановилась. Именно эти события описаны в Благой Весте — в Евангелии. И совершая богослужение в Рождество Христово, мы мысленно переживаем моменты рождения Бога-младенца. Там и радость о родившемся Боге-младенце, и радость от того, что в мир явился Спаситель.
— Большинство христианских церквей отмечают Рождество 25 декабря по григорианскому календарю, то есть по тому календарю, которым мы пользуемся в нашей гражданской жизни. Русская православная церковь живет по юлианскому календарю и отмечает Рождество по нему, когда 25 декабря юлианского календаря соответствует 7 января григорианского. Для Русской православной церкви есть какое-то принципиальное значение в использовании юлианского календаря?
— Если бы Церковный собор 1917-1918 годов не был прерван революционными событиями, то, я полагаю, Русская православная церковь перешла бы на григорианский календарь. Но этого тогда не случилось, и вопрос о календаре больше не стоял на повестке дня. Думаю, если его сейчас поставить, то может произойти раскол, для перехода с одного календаря на другой нужно единство всех членов церкви. Конечно, юлианский календарь создает для русских православных определенные неудобства, поскольку празднование Нового года по григорианскому календарю попадает на Рождественский пост по юлианскому. Но празднование ведь не сводится только к чревоугодию и потреблению спиртных напитков, потому, мне думается, для православных верующих несовпадение календарей не должно создавать большую проблему.
— Мы живем уже в третьем десятилетии двадцать первого века — церковь и религия не выглядят каким-то анахронизмом, этаким пережитком средневековья в современном материализованном мире?
— Церковь не может быть анахронизмом и пережитком средневековья, поскольку церковь — это, прежде всего, живой организм, чутко реагирующий на современные веяния и живо откликающийся на проблемы современной жизни. Мы не закрываемся от мира, наша задача, как служителей церкви, не сводится только к собственному спасению, но и к спасению мира. Мы своим личным примером должны указывать людям путь к такому спасению. Да и в повседневной жизни священник не только исполнитель треб на приходе, он активный участник жизни своего прихода, своего района, он должен быть хорошим другом для всех.
— И все же мы вполне отчетливо наблюдаем своего рода упадок богословия и религиозной философии. Точнее, после того как в конце восьмидесятых годов прошлого века, когда Русская православная церковь получила свободу проповеди, в ней так и не появилось ни одного религиозного философа и богослова, сопоставимых по силе и яркости таланта с Владимиром Сергеевичем Соловьевым, отцом Павлом Флоренским и многими другими. Не является ли отсутствие таких ярких писателей в современной Русской православной церкви свидетельством того, что религиозное мировоззрение просто не востребовано современным обществом?
— Русскую православную церковь, наверное, можно сравнить с растением, которое было срублено под корень, и в течение семи десятилетий ему не давали нормально восстанавливаться. А сколько нужно лет, чтобы оно вновь отросло, чтобы набралось силы? Расцвет религиозной философии и богословия в конце XIX — начале XX века возник не на пустом месте. Ему предшествовали несколько веков развития православной мысли внутри церкви, когда церковь накапливала знания, обучала священников и мирян. А в советское время обрубили не только служение священников по приходам, но и богословскую науку и религиозную философию. Сейчас это все восстанавливается буквально по кирпичику в духовных академиях Русской православной церкви в Москве и Санкт-Петербурге. В девяностые годы прошлого века, когда нужно было в ускоренном порядке готовить священников для того, чтобы направить их служить в открывающиеся приходы, тогда и речь еще не шла о каких-то богословских и религиозных изысканиях. Мы учились по четырехгодичной программе, а первый раз пятый курс в Смоленской семинарии был выпущен в 2001 году. Постепенно значение русской православной духовной мысли будет восстановлено. Сделать это можно только опираясь на наследие, которое нам оставили и Владимир Сергеевич Соловьев, и отец Павел Флоренский, и другие церковные писатели, философы, публицисты.
Беседовал
Алексей ГУСИНСКИЙ