Второй и последний круг ада деревни Жуково
Зарево от этих пожаров можно было видеть далеко окрест. Мои друзья из Кадино, чьи дома расположились в его восточной стороне, рассказывали, что даже на них они производили жуткое впечатление.
Не мудрено. Тут никакая противопожарная служба не поможет: и далеко, и именно в этот момент она может находиться в прямо противоположной стороне от страшных событий, спасая от этой беды таких же горемык, что оказались во власти стихии «благодаря» злому умыслу таких же лютых недоброжелателей!
И сколько раз твердили миру! Но не унять и не остановить их пока есть чему гореть! В Жукове больше нечему. Второй приход огня (первый случился несколько лет назад, и об этом я тоже писал) уничтожил чудом уцелевшие после первого несколько домов.
Но рядом знаменитое Андрусово. Эти две деревушки нашего района расположены друг напротив друга, разделенные огромным оврагом, преодолеть который не всегда представляется возможным. Для этого надо сделать немалый крюк через Кадино и Высокое, что и осложняет работу наших доблестных спасателей. На этот раз огонь в своей неуемной борьбе со всем живым дошел и до него. Чем могло бы всё это закончиться, несложно догадаться. К счастью, огнеборцы подоспели сюда, в Андрусово, вовремя.
Мои родные и любимые места встречали меня не радостными трелями весенних птиц и ароматами первоцветов, а запахом выжженной земли и тлеюще-догорающих углей, оставшихся на месте деревенских изб после разгула огня.
До самого горизонта передо мной расстилались черные поля, а за ними поднимающиеся ввысь иссиня-черные клубы дыма, что несли беду в этот час в другие, такие же несчастные селения. Смертельно обгоревшие в любимой березовой роще стволы деревьев дополняли весь ужас случившегося и наводили на грустные мысли.
Я увидел деревню, которой больше нет. Вспомнилось незабываемое: именно здесь была начальная школа, где я пошел в первый класс; здесь жила моя одноклассница, мама которой в этой школе была одним из первых моих любимых учителей. Сюда я вечерами, взяв в руки катушечный магнитофон «Весна» приходил к своим друзьям по школе, чтобы провести незабываемое время за дружеским чрезвычайно теплым общением.
Здесь каждый дом был родным и близким даже после того, как все мы разлетелись и разъехались по разным городам и весям, и куда каждый при случае был рад приехать, куда каждый спешил. Теперь их нет, и никогда уже не будет. Ко всему тому, чего уже не вернуть добавилось еще одно утраченное навсегда.
Взяв в руки фотоаппарат, в попытке отыскать в этом месте и этом неописуемом ужасе хоть один радующий глаз кадр, тут же оставил эту затею. Буквально в двадцати шагах объектив моей камеры уловил что-то необычное для моих глаз. Подойдя поближе, обнаружил скелет дикого животного. Без всяких сомнений установил, что в этом аду погибла крохотная косуля. Успокаивал себя тем, что могло быть все гораздо хуже.
На этот раз моих односельчан «пронесло»: к счастью, в огне не пострадали люди и жилые дома.
Владимир Лагутин,
фото автора