ПИСЬМО ИЗ БЕЛОРУССИИ
Воспоминания моего отца ТОПУНОВА Михаила Ивановича
К нам пришло вот такое письмо
Учитывая, что 2020 год объявлен годом Памяти и Славы, я решила поделиться с Вами воспоминаниями моего отца ТОПУНОВА Михаила Ивановича, который сражался с немецко-фашистскими захватчиками на Смоленской героической земле! Он является одним из свидетелей зверств и насилия немецко-фашистских захватчиков на нашей земле, в чём Вы убедитесь, прочитав его воспоминания. Я хочу, чтобы как можно больше жителей Смоленщины узнали о белорусском молодом воине — лейтенанте медицинской службы Михаиле Ивановиче, который ценой своей жизни приближал День Победы и чтобы, живущие сегодня под мирным небом, всегда помнили и дорожили, какой ценой достался нам всем этот мир!
Желаю всем жителям Смоленщины и всей России крепкого здоровья, благополучия, успехов и процветания!
С уважением и признательностью дочь Михаила Ивановича
Топунова — Тамара Михайловна Сентюрова
г. Могилев, Беларусь
Великая Отечественная война застала меня в Харьковском военно-медицинском училище. Сложившаяся сложная обстановка в связи с вероломным нападением фашистской Германии на Советский Союз вызвала у всех нас гнев и возмущение, ведь решалась судьба Родины.
Пройдя ускоренный курс обучения в училище (мы занимались по 12 часов в сутки!) в августе 1942 года я был направлен на фронт в действующую Армию под Москву в качестве лейтенанта медицинской службы в стрелковый полк 164-ой стрелковой дивизии на должность командира санитарного взвода.
Участвовал в тяжелых наступательных боях на Калининском направлении, а потом на Смоленском направлении. В боевых порядках я прошёл и участвовал в освобождении всей Смоленщины.
На войне, почти каждый человек быстро привыкает ко всему, в том числе и к смерти. Много страха пришлось увидеть и пережить в свои 22 года.
Однако то, что случилось на Монастырщине, до сего времени заставляет меня содрогаться.
Наша дивизия в начале октября 1943 года освободила Монастырщину, небольшой городок на Смоленщине. Иду я по окраине полуразрушенного городка, и вдруг кто-то меня зовёт: «Посмотрите, товарищ офицер, что изверги сделали? Не могу, душить гадов надо…».
Возле одного полуподвального помещения толпились встревоженные люди. Заглянул и я туда. Весь пол был услан трупами. Ближе к дверям лежали обгоревшие женщины с маленькими детками. По возрасту малышам не было более двух лет.
Женщины, возможно, думали, что фашисты пожалеют детей — отпустят их и поэтому столпились возле дверей. Здесь их и встретила смерть в страшных мучениях.
Дальше, возле задней стены, лежали мёртвые мужчины. У всех их руки были скручены толстой проволокой. Эти люди, скорее всего, задохнулись от дыма, а женщины и дети — сгорели живьем.
Я стал считать невинных жертв фашистского зверства. Досчитал до 180 и больше не смог, защемило сердце, и я сбился со счёта. Тяжело было на душе. Столько смертей повидал, а эта была самая страшная.
В помещение заходили солдаты, снимали шапки, у многих из них текли слёзы из глаз.
Этот страшный рисунок не даёт мне покоя и сейчас. Закрою глаза, и, кажется, вижу перед собой тех несчастных деток из Монастырщины. Как позднее выяснилось, здесь сгорело 217 человек мирных жителей окрестных деревень, в том числе 30 детей. Такое не забывается.
В сентябре 1943-го мы вступили на родную Белорусскую землю в районе Ленино Горецкого района Могилевской области. Здесь враг создал глубоко эшелонированную оборону.
Сходу прорвать оборону врага не удалось, нас перебросили на Оршанское направление, а потом на Витебское.
Во время наступательного боя под Витебском в ночь на 24 декабря 1943 года я был тяжело ранен осколками снаряда, разорвавшегося в нескольких метрах от меня. Лечиться мне довелось в столице нашей Родины — Москве, где я пролежал больше года, и здесь мне была ампутирована правая нога.
Однополчане писали, что меня представили к награждению орденом Красной Звезды за проявленное мужество и героизм при исполнении своих боевых обязанностей. Несмотря на свою инвалидность — остался без ноги, а другая была начинена осколками — ощутил настоящую радость. К такой высокой награде меня представили, кстати, первой за всю мою фронтовую жизнь!
20 января 1945 года меня выписали из госпиталя. Поехал я в родные Мокровичи. Однако, быть дома долго не пришлось — открылись раны. И я вновь вернулся в «свой» Московский госпиталь.
7 апреля 1945 года я был приглашен на приём в Кремль. В Свердловском зале Кремля состоялось вручение орденов. На приёме присутствовало примерно 300 человек. С большим волнением вслушиваюсь в слова секретаря Президиума Верховного Совета СССР А. Горкина, который зачитывал Указ Президиума Верховного Совета СССР. И вот слышу: «За доблесть и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками лейтенант медицинской службы ТОПУНОВ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ награжден орденом Красной Звезды».
Переживая чувство гордости и радости, под аплодисменты всего зала, на костылях, я направляюсь к столу Председателя Президиума Верховного Совета СССР. Н.М. Шверник вручает мне орден и крепко пожимает руку. В ответ я произнёс: «Служу Советскому Союзу»!
Я не отчаялся, это не в моём характере — кавалера орденов Красной Звезды и Отечественной войны 1 степени. После войны работал учителем, а затем 35 лет директором Мокровичской начальной школы (до войны я окончил Могилевское педучилище). И на трудовом фронте я был всегда на виду. Об этом свидетельствует орден Трудового Красного Знамени, которым отметила меня Родина за успехи на педагогической ниве.
Однако, наибольшая награда для меня — тёплые слова благодарности от бывших учеников (Каменков Виктор Сергеевич — председатель хозяйственного суда РБ, Чубаков Владимир Васильевич — подполковник МВД РБ, Снытко Николай Николаевич — главный врач Червеньской районной больницы Минской области, Сентюрова (девичья Топунова) Тамара Михайловна — заместитель директора по кадрам и идеологической работе ОАО «Заднепровье» г. Могилева, Лобах (девичья Куропата) Анна Ивановна — заместитель директора по торговле Могилевского желатинового завода и многие другие.
В своё время я много времени отдал поисковой работе. От жителей своей деревни я узнал, что в 1944 году в Мокровичах был расположен полевой госпиталь. Не все из раненых смогли вернуться в строй. 16 из них похоронены на местных кладбищах. Тогда же в 1944 году там сделали скромный памятник. Однако со временем он разрушился и я, зная это, решил позаботиться о могиле. Вместе с сыновьями Владимиром и Иваном, зятем Василием и бывшим своим учеником В.И.Топуновым, за свои средства и собственными руками мы построили трёхметровый обелиск с красной звездой наверху. Могилу обложили кирпичом и поставили металлическую ограду, а впоследствии ухаживали за ним.
Теперь надо было установить фамилии солдат, которые похоронены на Мокровичской земле. Обратился я в Совет ветеранов 42 дивизии, так как бойцы как раз воевали в составе этого подразделения. Быстро получил письмо, в котором Совет ветеранов благодарил меня за увековечивание памяти их бывших воинов и одновременно сообщали, что моё письмо было размножено и выслано на 100 адресов, по которым проживают бывшие бойцы дивизии.
Однако очень жаль, никто из ста человек не смог вспомнить фамилии 16 похороненных в Мокровичах солдат. Поиск продолжаю. Рад, что установил фамилии 2-х воинов: это Саломин, родом из Удмуртии и Маслов Василий из уральского города Златоуст, дочь которого Лидия Васильевна дважды приезжала на могилу своего отца.
Они мёртвые, а я живой. Сберечь их память, передать её наследникам — это моя священная и святая обязанность!
Огромная благодарность и уважение моей супруге Марии Григорьевне, которая всегда была со мной рядом, делила все мои радости и тяготы инвалида 1-ой группы Великой Отечественной войны, родила и воспитала троих замечательных детей: Тамару, Владимира и Ивана, на рано ушла из жизни (10,01.1993г.). Горжусь своими внуками: Сергеем, Мариной, Викторией, Анастасией, Александром; правнуками: Настенькой, Мишенькой и Евой.
Вышеизложенная информация записана со слов и имеющихся собственноручных записей моего отца ТОПУНОВА МИХАИЛА ИВАНОВИЧА, который ушёл из жизни 08.03.2013 года.
МИХАИЛ ИВАНОВИЧ вырос в многодетной семье, его всегда отличали такие качества как трудолюбие, уважение к односельчанам, жизнелюбие, любовь к детям, благородство и скромность! Он никогда не пожаловался, что ему тяжело, болит единственная нога, ноют осколки в теле, всегда старался быть примером для окружающих его людей. Имея почтенный возраст (91 год), он позволял себе, сидя в инвалидном кресле, рубить срезанные сучья деревьев своего сада, который он посадил и очень дорожил им.
Мы, его дети, внуки и правнуки ПОМНИМ, ЛЮБИМ и ГОРДИМСЯ этим замечательным и дорогим для нас человеком!!! Спасибо ему за всё, что он сделал за свою сложную и мужественную жизнь!
За проявленное мужество в годы войны и образцовый труд в мирное время МИХАИЛ ИВАНОВИЧ награжден 17 орденами и медалями!
05.03.2020г.
дочь ТАМАРА