Культура,  Общество

Монастырщинский узор на канве истории

Дорогие читатели! Ранее мы уже рассказывали вам об участии в проекте «Вышитая карта Смоленской области», которая будет состоять из фрагментов вышивки каждого района Смоленской области. Как оказалось, это очень кропотливая и ответственная работа даже для мастеров своего дела.

Собралась инициатавная группа

Для создания карты нашего района при Монастырщинском районном культурно-досуговом Центре была создана творческая группа под руководством директора Центра Зои Николаевны Маркиной. В состав группы вошли мастера своего дела: методист по декоративно-прикладному искусству Светлана Лозненкова,  мастер-вышивальщица Людмила Михайловна Гончарова, художники Светлана Лещева и Любовь Воронова, собирательница народных вышивок, матушка Любовь Никитенкова.  Любительской  видео — и фотосъемкой каждого этапа вышивки занимался Виктор Гончаров.

В один из февральских дней инициативная группа посетила районный музей с целью более подробно познакомиться с представленными здесь экспонатами старины: костюмы, рубашки, полотенца и многое другое с необычными вышитыми орнаментами.  Методист по музейному делу Лариса Ларюцкая  рассказала много интересного о  собранных в музее  и размещенных в оформленной «комнате старины» экспонатах. Матушка Любовь принесла часть своей коллекции,  собранные ею за долгие годы и переданные ей прихожанами Успенского храма кружева, рушники и полотенца с разнообразной этнической вышивкой.

Особенности

народной вышивки

Об особенностях народной вышивки Монастырщинского района нам рассказала матушка Любовь Никитенкова:

— На предметах народного быта встречаются различные виды швов. Растительные орнаменты на местных рушниках первой половины ХХ-го века, как правило, вышиты «стебельчатым» и «тамбурным» швами. Геометрический орнамент местные мастерицы чаще всего вышивали «крестиком». Но среди наиболее ранних образцов полотняного фольклора встречаются также «цветная перевить» и «вышивка набором».

Отголоском древнейшей традиции является наличие среди местных вышивок орнаментов, вышитых «досюльным» или «досельным» швом. Этот шов известен также под названием «шов-роспись». Он считается характерной особенностью вышивок русского севера.

Но в моей коллекции есть уникальный передник из Монастырщинского района. Его уникальность состоит в сочетании двух древнейших типов вышивок: «цветной перевити» и «досюльного шва». Достоверно известно имя мастерицы, выполнившей эту прекрасную работу: Лукерья Власьевна Гращенкова, урожденная Ратькова. Она родилась в деревне Молохово Монастырщинского района, а после замужества проживала в деревне Перепечино Новомихайловского сельского поселения.

Еще одним интересным предметом народного творчества является фрагмент рушника, выполненный Еленой Парфеновной Блиновой, жительницей поселка Монастырщина. В его узорах просматриваются элементы как исконно русской вышивки, так и символы, встречающиеся в белорусской и польской культуре. Сливаясь в один уникальный узор, они не только вбирают в себя вехи истории нашего района, но, возможно даже восходят к древнейшим праславянским временам.

Определились с узорами

Мы воспользовались советом  матушки, основанном на исторической значимости вышивки, ее происхождении — нанесенном на передник одной из наших старейших жительниц.Узор с полотна был взят как основа фрагмента,  который хорошо лег над вышитым названием района. Надо обязательно отметить, что преобладающие цвета в вышивке народных умельцев нашего района: красный и черный. Причем, красный в вышивках доминирует над черным.

Обсуждение будущего орнамента вышивки и соответствие его применительно к нашему району заняло немало времени. Отобранный орнамент необходимо было перенести на миллиметровую бумагу согласно размерам и границам контура нашего района. А также разместить на карте название района.

Создание эскиза — дело кропотливое

Работа над эскизом является одной из главных составляющих в работе художника, её можно сравнить с фундаментом здания, от которого зависит конечный результат.  Эту задачу  взяла на себя Светлана Лещева. На работу по изготовлению эскиза у художника ушло две недели:

— 14 февраля. Утро. Звонок от матушки Любы. Суть беседы заключалась  в том, что потребовалось моя помощь как художника.

Оказывается, в этот самый момент девчата собрались в музее. Данный проект меня заинтересовал. Еще в прошлом году я случайно видела репортаж по телевизору о том, что 2022 год — год культурного наследия народов России. Что в 2022 году был запущен проект «Вышитая карта России».

Тема интересная, связанная с историей, с нашими предками, их жизнью, бытом, с историей женщин, вышивальщиц, мастериц. Мне вспомнилась моя бабушка, она занималась шитьем, рукоделием, умела вышивать. Мама принесла мне несколько книг о вышивке, ее видах, рассказала, как вышивала бабушка.

Я считаю, что такой проект важен и необходим нам всем. Помня свои корни, мы сохраняем тем самым традиции и историю нашего рода, а значит, и нашей Родины. А передавая это наследие нашим детям, тем самым продолжаем жизнь. Будучи человеком отзывчивым, я с удовольствием согласилась помочь и взялась за работу.

Ювелирная работа

Работа предстояла кропотливая, можно сказать «ювелирная», так как вышивка крестом — счётная. Каждый крестик вышивки  равен определенному количеству квадратиков на миллиметровой  бумаге. Детали узора должны быть ровными и симметричными. Их нужно пересчитать и перепроверить. Вроде очевидные вещи, но именно деталям необходим максимум внимания.

Правильно выбранное композиционное решение эскиза также является залогом успешной работы. В связи с тем, что на эскизе должна быть подпись с названием района, нужно было разработать хорошо читаемый шрифт. Выбрала самый простой вариант — он скромен и у меня ассоциируется с нашим народом, нашими людьми. Вот так, квадратик за квадратиком, вырисовывался эскиз с уникальным, не имеющим аналогов в других районах,  узором.

Готовый макет карты был передан в работу Людмиле Михайловне Гончаровой:

— Весь процесс вышивки у меня занял неделю. Узор давался легко. Если, конечно, умолчать о том, с каким трепетом и волнением я приступала к работе. Очень хотелось выполнить ее качественно, без единого изъяна. Эта карта — не просто рисунок. Это история нашего района, его прошлое,  передаваемое  из поколения в поколение народными мастерицами, собранное по крупицам.   Целый день ушел на подготовку.  Несколько раз я производила расчеты на бумаге, советовалась с соседкой, которая тоже занимается вышивкой картин. Но как только первый крестик вышивки лег на канву, все сложилось само собой.

Стоит отметить, что на вышивку карты Смоленской области, состоящую из фрагментов каждого района, было отведено время до конца апреля. Благодаря слаженной работе инициативной группы вышитая  карта нашего района была готова уже в начале марта.

Лариса ГОЛУБ