Нить судьбы серо-черного цвета
Каждый день мы пересекаемся с разными людьми. И я всегда задумывалась над тем, существует ли связь между всеми этими встречами? Вы не думали о том, почему именно тот или иной человек попадается вам на пути, и после этой встречи что-то меняется в вашей душе? А может, это всё совсем не случайно. Может, это судьба?
А судьба для меня — это нить цветной пряжи, из которой соткан жизненный путь, и у каждой нити свой цвет. Белая нить — это детство. А когда я думаю о юности, то представляю нить розовой.
Но у детей, переживших годы страшной войны, она серо-черная… Эта нить тянется за ними по жизни, потому что нельзя оставить в прошлом страх, голод, холод и лишения, пережитые в детстве. Спрятать в глубинах памяти можно, а вот забыть — нельзя.
Судьба снова свела меня с новым человеком, с замечательной женщиной, нить судьбы которой грозная Великая Отечественная раскрасила очень мрачными цветами. За этой встречей я отправилась в деревню Доброселье, где сейчас вместе с семьей дочери Тамары Сергеевны Дубяк проживает труженица тыла Матрена Григорьевна Ермоленкова.
Родилась Матрена Григорьевна 7 июля 1928 года в деревне Тарасово в многодетной семье, где была самым младшим ребенком. Обыкновенная сельская семья, где с самого раннего детства дети во всем помогали родителям и по хозяйству, и в поле.
…В 1941-м году ранним утром она проснулась от шума и криков на деревне. Сразу не могла сообразить, что происходит, почему вокруг все кричат: «Война! Война!».
Отца на фронт не забрали, старенький он уже был. А вот старшего брата Никиту призвали, отправили его вместе с ребятами его возраста на обучение в одну из деревень под Починком.
Матрена, с собранным матерью узелком с едой, отправилась к брату. Не сразу она нашла деревню, где проходили обучение новобранцы, но хрупкая девочка не испугалась, и, обойдя несколько деревень, нашла свою кровиночку, передав узелок с гостинцем из родного дома. Она тогда даже не могла представить, что эта встреча будет последней. В 1943-м году семья получила похоронку…
…В сентябре 1941 года в деревню въехали немцы. Сытые, холеные. От них веяло злом. Матрену при виде их сковывал страх, и тонкие пальчики девчушки как будто немели от холода. Немцы отправляли молодых девушек и парней, не успевших спрятаться, на работу в Германию. Лишь немногим удалось избежать этой участи.
В 1943-м, когда наши войска освобождали район, шли сильные бои под городом Горки. В дом, где проживала семья Матрены Григорьевны, свозили раненых бойцов. Вместе с мамой дети помогали раненым, ухаживали за ними. Освободили для них хату, а сами разместились в сарае. Ни мама, ни дети не сетовали на неудобства — они жили надеждой на скорейшую победу над врагом, на освобождение родной земли от фашистов.
В 1945-м Победу в деревне встречали со слезами на глазах. Плакали женщины и старики. Плакали и от радости, оплакивали погибших, прижимая к груди похоронки. В деревню и соседние села начали возвращаться солдаты и девушки, угнанные в Германию. Вернулся с войны с ранением и будущий муж Матрены Григорьевны, ее земляк, Ермоленков Сергей Максимович, который еще 5 июня 1941 года ушел служить.
Служил авиамехаником по вооружению пикирующих бомбардировщиков. Ранение получил во время бомбежки немцами аэродрома. Со слов Матрены Григорьевны, когда началась бомбежка, муж говорил, что сразу и не понял, что ранен — спасали самолеты и оборудование. После лечения сержант Ермоленков снова вернулся в строй ремонтником авиационных двигателей. И только 10 июня 1945 года оказался дома в Тарасово.
В первый же день Матрена увидела его, вошедшего в деревню в солдатской форме, с медалями на груди, прихрамывающего, и сразу где-то в глубине души поняла, что он — её судьба.
В 1947-м сыграли свадьбу. Молодая семья Ермоленковых переехала в деревню Каманы. Матрена Григорьевна трудилась на местной пекарне, а затем работала в Добросельской столовой. Муж — кассиром в совхозе, заведующим током, завнефтебазой. Семья Ермоленковых за эти годы пополнилась сыном и дочкой. Жили дружно да ладно, но серо-черная нить судьбы подчас всплывала в их жизни ноющими ранами мужа, болями в натруженных с раннего детства руках Матрены Григорьевны.
И вот тут вольно-невольно вспоминалось военное детство, тяжелый труд на полях наравне с родителями. И как, по пояс проваливаясь в снег, приходилось расчищать аэродром… И согревала тогда только надежда на скорую Победу.
Сегодня наша героиня в силу своего преклонного возраста проживает с семьей дочери, окруженная вниманием и заботой близких, дорогих ей людей.
Матрена Григорьевна призналась нам, что женское счастье заключается для нее в ее детях и внуках, и, конечно, в мирной жизни.
Уважаемая Матрена Григорьевна, здоровья Вам! Пусть нити судьбы каждого члена Вашей семьи будут окрашены только в яркие, теплые цвета!
Лариса ГОЛУБ