Общество,  Судьба

Памяти Ивана Лаврентьевича Ходункова посвящается

Герои не умирают — они уходят в бессмертие

Как безжалостно к нам время. Прошло уже 40 дней со дня смерти Ивана Лаврентьевича Ходункова — человека эпохи, человека — героя. Но герои не умирают — они уходят в бессмертие, и память о них навсегда сохранится в наших сердцах. Считается, что душа человека находится на земле еще сорок дней. И только после она обретает вечное успокоение на небесах.

Все, что с человеком происходит до 40 дней после смерти — это время, когда определяется его судьба.

Но судьба наших героев на небесах уже предопределена, им уготована милость божия за то, что жизней своих они не жалели ради жизни других на земле.

Память о них вне времени, она на века. Она будет жить, пока будут жить люди, пока будет вертеться под нашими ногами земной шар.

Памяти ветерана  войны

 Ивана Лаврентьевича Ходункова

Как больно и горько: уходят герои

Той самой Великой и страшной войны.

И сердце споткнулось от горя и боли:

Великие люди Великой страны.

Он был настоящим солдатом от Бога,

Что встал на защиту родимой земли.

Была так трудна фронтовая дорога

И все те пути, что к Победе вели.

От первого дня до победного залпа —

Такая вот доля досталась ему.

Была так ясна и сильна его правда —

Спасти от беды  и свой дом,  и страну.

Он все превозмог, одолел и осилил,

Простой деревенский  наш русский Иван.

Сильнее его не найти в целом мире,

В истории всех континентов и стран.

Господь, не скупясь, отпустил ему много

Наполненных ярких прекрасных 100 лет!

Он был жизнелюбом и вправду от Бога.

Хотелось ему всё узнать, всё успеть.

Мамаев курган. Волгоград. И мальчонка

К нему неожиданно вдруг подбежал.

И обняли дедушку руки ребенка,

И старый солдат слез своих не скрывал.

И стало то фото прекрасным граффити

Как памяти символ, добра и любви.

Стоял поседевший солдат-победитель

И мальчик в пилотке роднее родни. 

А как танцевал он с московской девчонкой

Под музыку жизни далеких времен.

Звучала гитара так весело, звонко

И песня про наш  раскудрявый тот клен!

И всё ж так горьки, тяжелы оказались

Последние дни его жизни земной:

«Когда-то за Киев мы храбро сражались,

А нынче осел в нем фашизм мировой».

И слезы в глазах его скупо блеснули:

«Но как же так можно, зачем и кому?»

Тогда, на войне, обошли его пули,

А тут прямо в сердце попали ему.

Но нет, наш солдат, фронтовик наш любимый,

Сомнений в том нет, что Победа придет.

И станет нам  братской опять Украина:

Ведь мы же единый славянский народ.

Мы знали немало других ветеранов,

И каждый оставил в душе нашей след.

Прекрасна судьба Ходункова Ивана,

Он даже уйдя, дарит людям свой свет.                                                                                                     

                                 Галина Мачульская

Боится ли смелого пуля?

Смелый к победе стремится,смелым дорога вперед.

Смелого пуля боится,смелого штык не берет.

Одну из повторяющихся  строф   этого стихотворения  поэта-фронтовика Алексея Суркова  наш ветеран Иван Лаврентьевич Ходунков   очень любил вспоминать, беседуя с журналистами, молодежью и со всеми, кому интересна была его фронтовая судьба. Среди многочисленных моих  встреч с разными людьми, особо помнится мне разговор именно с Иваном Лаврентьевичем. Его жизнелюбие, открытость, чувство юмора, удивительное дружелюбие, искренность и невероятное человеческое обаяние, несмотря на возраст, никого не могли оставить равнодушным. И я не исключение.

 Помню, как охотно он отвечал   на мои многочисленные вопросы о его фронтовой доле, спокойно повторял и объяснял, если я  дотошно пытался в чем-то разобраться либо уточнить. К встрече с этим легендарным ветераном, конечно, я готовился. Много читал газетных статей, разговаривал с людьми, которые его хорошо знали. Что-то удалось для себя открыть и на бескрайних просторах интернета. Привез я с собой и несколько материалов, в которых писалось о нем. Обнаружили мы тогда, что некоторые детали его жизненного пути не совсем верно толковались и комментировались отдельными изданиями.  Что-то его  откровенно смешило, другое удивляло. Среди множества моих вопросов один из них он воспринял с нескрываемым  юмором: ну не мог я  не спросить об его отчаянной смелости и  коварном штыке.

С игривой улыбкой, наполненной только ему присущей  в этот момент добродушной  лукавостью,   он воскликнул: «Ты и это знаешь?» — и продолжал: «Один внук мой спрашивает: «Дед, вот ты был на войне, на фронте. А чего тебя не убило?». Ну, что мне было ответить? Я говорю: Знаешь, внучок, вот что сейчас я тебе скажу,  потому что я был смелый, а смелого пуля боится, и штык не берет!».

Вот этот, когда-то состоявшийся диалог с внуком и прозвучавшие из его уст в тот момент слова-ответ, ставший своего рода девизом его жизни, мне посчастливилось услышать  лично. До этого в  статьях пишущей братии  его не приводил только ленивый, а потому на глаза  попадался  часто.

Наш ветеран — герой арт-объекта

К сожалению, тогдашняя моя встреча не вылилась у меня в газетные строчки: столько  о нем уже было написано, что показалось  мне,  вряд ли что-то новое я расскажу.  Однако к судьбе нашего героя всё-таки мне пришлось прикоснуться в  медиапространстве. И даже не в одном. Друзья из Архангельска сообщили, что на  десятиэтажном доме  в центре города    местные художники рисуют  портрет  Ивана Лаврентьевича-моего земляка-воина. Как можно было оставить без внимания такое событие. Наш ветеран Великой Отечественной войны-герой арт-объекта.  Да какого!

 Не рассказать об этом было нельзя, тем более, что история его создания мне показалось  очень любопытной. О ней я писал достаточно подробно в «Нашей жизни».  Признаюсь, работать над материалом было  очень интересно, тем более  что я уже лично знал  Ивана Лаврентьевича и   посчитал за честь для себя написать об этом событии.  Работа познакомила меня и с архангельскими мастерами кисти, выполнившими эту работу, и с удивительным фотохудожником из Волгограда — автором  того снимка, сделанного на Мамаевом кургане, где он встречал один из Дней Победы: идея каждый год встречать этот День  в городах России, овеянных воинской славой,  принадлежит его внучке Жанне. Вот со снимка волжского фотографа Марины Бондарь  и  началась история  создания  этого  граффити. Историю снимка Иван Лаврентьевич помнил хорошо. Удивлялся только, что рисунок появился на доме в Архангельске, а не в Смоленске. Позже он потом говорил об этом в одной из своих публичных бесед.

Дни Победы встречал он в разных городах

Рассказал мне тогда наш ветеран, что  практически каждый год он участвует  в торжествах, посвященных Дню  Победы.  Был он и среди экипажей колонны  традиционного  предпраздничного  парада-пробега  военной авто- и бронетехники «Машины Победы»  6 мая 2017 года  в Санкт-Петербурге, и что  помнит такую технику не по пробегам и парадам. Пограничник, встретивший врага в первые минуты войны в 19-летнем возрасте  на самых западных рубежах Советского Союза, стал Почётным участником этой  акции.

Принимал он  участие в торжественных мероприятиях и в Брестской крепости-герое, в 2018 году  прошел шесть километров в строю Бессмертного полка в Москве.

И каждый раз ожидание Весны Победы придавало  ему новые силы и желание стать участником празднования следующих торжеств, приуроченных к  9 Мая.

Мундир его весь в орденах и медалях

Иван Лаврентьевич-кавалер многочисленных   наград.  Его мундир  весь в орденах и медалях: «Он неподъёмный, словно из  стали», — шутил он. Его украшают — Орден Отечественной войны II степени, медаль «За оборону Киева»,  «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и множество юбилейных.

«Особо памятная и дорогая, — делился со мной наш ветеран, — медаль «За боевые заслуги». Потому что она самая первая, потому что она действительно боевая». Удостоен он был её, как говорят документы, и как рассказывал сам Иван Лаврентьевич,  за подвиг, совершенный 21 марта 1945 года 

6 апреля 1985 года в ознаменование 40-летия Победы в Великой Отечественной войне Иван Лаврентьевич был награжден орденом Отечественной войны II степени.

Наша  слава, наша гордость

К слову, интернет-портал «Подвиг народа 1941-1945» хранит несколько  любопытных  материалов и  фактов  о нелегкой фронтовой  участи  Ивана Лаврентьевича. Оставим их для исследователей и историографов  Великой Отечественной войны, биографам и специалистам в области военного прошлого.

Несомненно, одно: наш ветеран прожил долгую насыщенную событиями жизнь. Армейскую, трудовую,  семейную. Это наша слава, наша гордость и, к сожалению, печаль: время безжалостно и неумолимо отнимает солдат Победы  у нас. Нам остается память о них. И не сохранить ее для себя и для будущих поколений мы  не имеем права. Именно эта память — надежный заслон  всяческим попыткам  переписать историю и сохранить МИР, ради которого наш Иван Лаврентьевич  сражался и за который до самого последнего своего дня искренне беспокоился!

Владимир Лагутин