Предвидение Лидии Нарочницкой
К 100-летию историка переиздается ее книга «Россия и отмена нейтрализации Черного моря».
В день рождения историка Лидии Ивановны Нарочницкой (1921-2012) о ее судьбе и научной работе рассказывает дочь — доктор исторических наук, президент Фонда исторической перспективы Н.А. Нарочницкая.
— Наталия Алексеевна, в предисловии к книге «Россия и отмена нейтрализации Черного моря 1856-1871 гг.», написанном вами вместе с сестрой Екатериной Алексеевной Нарочницкой, тоже ученым-историком, вы отмечаете чрезвычайную актуальность этого исследования. Действительно, опубликована работа в 1989 году, накануне катастрофического распада СССР, когда Россия потеряла на время Крым, а переиздается впервые сегодня, после всем известных событий последних лет, Русской весны. Причем переиздается в дни, когда вновь веет тревогой от сообщений с юга, когда Черное море снова бороздят военные корабли объединенного Запада, на сей раз НАТО, испытывая на прочность наши границы… Нельзя сегодня не отдать дань уважения историку, которая обладала, несомненно, острым чувством предвидения грядущих событий, глубиной мышления. Она накануне больших событий напомнила нам опыт борьбы России с враждебными коалициями.
— Исследование нашей мамы «Россия и отмена нейтрализации Черного моря 1856-1871 гг.» при выходе в свет имело в первую очередь академическую ценность и значимость, являясь итогом многолетней работы в архивах.
В настоящее время чрезвычайная актуальность этой монографии не подлежит сомнению. Возвращение в Россию русской военно-морской твердыни — Крыма и Севастополя и реакция на этот акт исторической справедливости со стороны Запада, все геополитические процессы последних десятилетий побуждают ознакомиться с историей конфликтов и борьбы интересов вокруг средиземноморско-черноморского региона.
На рубеже XX-XXI веков, после распада СССР и разрушения прежнего мирового порядка немедленно началась борьба за новую конфигурацию и включение в евроатлантические структуры всего прилегающего к Черному морю региона — от Балкан до Украины. На глазах растут широкие амбиции Турции. Все говорит о том, что Восточный вопрос вовсе не остался в XIX веке, а Черноморские проливы, их статус и регулирование по-прежнему являются важнейшим элементом равновесия, подтверждая метафорическое суждение Н.Я. Данилевского о том, что все противоречия «замечательным образом спутываются в один узел на Босфоре, в Дарданеллах и в Константинополе». И притязания Реджепа Тайипа Эрдогана, изменение географии Проливов как часть вожделений Стамбула вновь стать «Блистательной Портой», и активность кораблей США в Черном море, и нескрываемое поощрение раздора Украины с Россией — все это буквально вынуждает обратиться к фундаментальным исследованиям истории вопроса.
Сама тема переиздаваемой книги Л.И. Нарочницкой — борьба русского правительства за отмену унизительных и катастрофических итогов Крымской войны — становится в XXI веке ключом к осознанию непреходящей важности незыблемости черноморских позиций России для ее безопасности и равновесия не только в регионе, но и в мировой политике в целом.
Кстати говоря, можно сразу отметить, что не только переиздаваемый труд «Россия и отмена нейтрализации Черного моря 1856-1871 гг.», но и монография Лидии Ивановны «Россия и войны Пруссии в 60-х годах XIX века за объединение Германии «сверху» (М., 1960), основанная на впервые введенной в научный оборот документальной базе, и по сей день также совершенно не утратила научной актуальности. В ней содержится интереснейший материал из истории европейской дипломатии — весьма ценный для панорамного изучения российско-германских отношений, который демонстрирует огромную пользу для обеих стран конструктивного взаимодействия и губительность столкновений, приводивших всегда к общеевропейским катастрофам и выгоде англосаксонским странам, весьма ревниво воспринимающим модус-вивенди между Россией и Германией.
Как исследователю, Лидии Ивановне были присущи вдумчивое отношение к документу, навыки работы с архивами, превосходное знание материала, логичность изложения. Ее тексты написаны красивым классическим русским языком и легко читаются.
Но, действительно, именно в настоящее время переиздаваемая работа «Россия и отмена нейтрализации Черного моря» обрела поистине счастливую судьбу.
— Публикация приурочена к 100-летию со дня рождения Лидии Ивановны. А не так давно мы отмечали 75-летие триумфальной Великой Победы СССР во Второй мировой войне, активной участницей которой ваша мама была. Поэтому, прежде чем подробнее рассказать о книге, хотелось бы больше узнать о самом авторе. Знаю, что этим летом вы с сестрой Екатериной Алексеевной побывали на смоленской земле, откуда родом Лидия Ивановна, где все ее корни. Там она была подпольщицей в составе партизанского отряда, за что была удостоена высокой и довольно редкой награды — медали «Партизану Отечественной войны» II степени.
— Лидия Ивановна Нарочницкая была красивой и внешне, и внутренне — так признавали все окружающие. Она удивительно светилась, и у нее была особенно лучистая добрая улыбка. Помню, поднимаемся на длинном эскалаторе метро Арбатская, мне лет пять, мамочка в расцвете, а на встречном эскалаторе мужчины оборачиваются, а я замираю: неужели это прекрасное существо, эта фея — моя мама! В юности ее лицо с одухотворенным взглядом и грустными глазами напоминало образы классической русской литературы и живописи. Но за хрупкостью и изяществом, за неизменной до старости элегантностью, за гордой осанкой были скрыты трудная и многострадальная жизнь, сильная и глубокая личность, при этом очень скромная.
Ее родная смоленская земля из-за своего стратегического положения по отношению к сердцу России — Москве — всегда одной из первых принимала на себя удары с Запада. Так было и в XVII веке, и во время Отечественной войны 1812 года. Так было и в 1941-м. Отец Лидии Ивановны — Иван Демьянович Подолякин — был героем Первой мировой войны — кавалером четырех Георгиевских крестов.
…Да, мы с сестрой поехали на Смоленщину. Мы же с детства жили с этими рассказами мамы, её сестры, нашей любимой тёти Алины, о тех деревнях, о речке Вихра, о Десне… И вот, когда я читала две лекции в Смоленске, то попросила, чтобы нам помогли сейчас, когда все изменилось, туда добраться. В Администрации Смоленской области откликнулись на нашу просьбу. К нам приехала сотрудник администрации — очаровательная, умная, совсем молодая и красивая женщина Ирина Сергеевна Федорова, которая с удивительным энтузиазмом нас туда повезла. Оказывается, она сама родом из тех мест, у неё бабушка до сих пор там живёт, они даже были знакомы с нашими дальними родственниками, кто знает, может, мы даже родственники. К нам также присоединилась замечательная пара: издатели местной газеты «Наша жизнь» — муж и жена Валентина и Владимир Шупилкины, которые сделали удивительно теплые и развернутые публикации о нашем визите, на которые откликнулись люди. Нас очень тепло принял глава Монастырщинского района Виктор Борисович Титов. Мы возложили цветы к памятнику погибшим воинам из этих мест. К нам присоединялись главы сельских поселений, активисты — Сергей Викторович Иванов, Татьяна Ивановна Статуева и другие — так хочется всех назвать, ведь так мы им благодарны…
Въехали в Досугово, где мама преподавала до войны. Это ведь старейшая сельская школа Смоленщины — открыта в 1867 году! Вообще места эти отличались образованностью и тягой к учению. Школьное здание старое из бревен стоит, каменное, тоже немолодое, — стоит, но школу недавно сократили, присоединили к другой. А потом поехали мимо мест, названия которых с детства помним — Лобково, Карабановщина, Лосево, Хотьков… Кстати, дороги между такими мелкими населенными пунктами новые и отменные.
В Досугово, где мама преподавала, тоже возложили цветы к стеле-памятнику погибшим землякам. Потом с трепетом поехали в Михайловку, где мама родилась, а потом, после освобождения, работала директором школы. Она до войны, в 1939 году, окончила с отличием известное на Смоленщине Соболевское педагогическое училище, построенное еще до революции меценатами как кузница кадров сельской интеллигенции. Преподавали там выпускники Петербургского и Казанского университетов, часть из них работала и при маме. Они сохраняли традиции старого русского образования. Позднее, обучаясь в Московском государственном пединституте, она, кстати говоря, сравнивала преподавателей и говорила, что некоторые выдвиженцы были куда слабее тех в Соболеве.
В училище были огромная библиотека мировой классики, театр, рояль, скрипки, замечательный хор, исполнявший, как рассказывала нам мама, из оперы «Евгений Онегин» «Девицы-красавицы, душеньки-подруженьки». С этим хором, причем мама дирижировала, они на три голоса рacпeвaли и концертировали по окрестным селениям. У мамы был абсолютный слух. В Досуговской школе мама преподавала историю, мечтала учиться дальше, поступила на истфак Смоленского педагогического института.
Беседу вел Алексей ТИМОФЕЕВ.
По материалам сайта «СТОЛЕТИЕ»