ПЕСНЯ — верный друг мой навсегда!
Очень я петь люблю. Помню себя с двухлетнего возраста: мы на хуторе жили в Хиславичском районе Смоленской области. Родители учительствовали в Гоголевской школе, в четырёх верстах от дома. Возвратясь с работы и переделав вместе со старшими детьми все хозяйственные дела, перед тем как вновь взяться за тетради и подготовку к урокам на завтра, погожим весенним или осенним вечером устраивались всей семьёй на ступеньках высокого крыльца, а кто и стоя, и летела песня в лесную чащу, многоголосая, напевная!
— Приди к нам, тихий вечер, на мирные поля!
Тебе поём мы песню, вечерняя заря.
Папа аккомпанировал на гитаре, Виктор — брат — на балалайке, а Тамара — сестра — пела с мамой на два голоса. Да и песни были про лесные деревья: о рябине, о берёзке, что во поле, «На горе-то калина», и всегда о дубе: «Среди долины ровныя».
В ненастье пели дома, и тогда песня была другой, чаще это был романс, где ведущую партию вёл мамин чистый, негромкий, застенчивый голос в папином сопровождении второй партии и с аккомпанементом на фисгармонии. «Не брани меня, родная». Любили ямщицкие песни и народные — про «ноченьку тёмную» и про бурю, которая «мглою небо кроет».
Я тоже помогала петь. Песня врачевала душу, снимала боль из груди и нечеловеческую каждодневную усталость, но никто не роптал на такой распорядок каждого дня, а от совместного пения блестели глаза (иногда и от слёз), и теплота благодарности заполняла душу и тело, создавалось единение семьи.
Пишу о том так, по-взрослому, потому что это повторялось и через годы. И я взрослела. Но вот бабушкино влияние было направлено лично на меня и ярко высвечивается в памяти трёхлетней девочки.
1933 год. Родители уже год работают в Монастырщине и живут в бабушкином домике, а она со мной на хуторе. Сестра окончила Соболевский педтехникум и трудится в Новомихайловской школе, а брат Виктор в Москве работает и доучивается на рабфаке, чтобы поступить в свой любимый институт радиосвязи.
Всё перемешалось: переезжаем! Но пока дом стоит посреди этой разрухи. Зима, и очень холодно! Что-то стучит в стены дома и воет — то ли ветер в трубе, то ли волки за околицей, и страшно одиноко среди помертвевшего леса… Бабушка зажигает свечу у иконы и опускается на колени, она молится на ночь и разговаривает с Богом, просит помощи. Я стою рядом, и она велит повторять за нею «Отче наш» и все слова, а потом мы всегда поём молитву, и мой детский тоненький чистый голосок как нельзя лучше выражает просьбу «помиловать нас».
— Господи, по-ми-и-луй,
Господи, помилуй!
Господи, по-ми-и-и-луй,
Господи, прости!
Исполнять надо было три раза подряд, сложив молитвенно руки и глядя прямо в глаза иконы, а в конце громко произнести непонятное слово «Аминь». Мне нравилась мелодия: светлая, напевная, и даже хотелось плакать. В общем, благословил меня Господь на пение (сколько живу, столько пою), но на этом моё православное воспитание обрывается. «Аминь!»
Короткое предвоенное счастливое детство в Монастырщине — всего 7 лет до чёрной даты 22 июня 1941 года — полно жажды жизни и любви ко всему живому, желания быть причастной событиям, происходившим в стране. Песня помогала найти главное в жизни. Это героика отгремевшей Гражданской войны и защита от врагов молодой страны Советов, самоотверженный труд во имя её процветания и просто безмятежное детство.
Звенели песни о тачанке, о Каховке, «Орлёнок», о героях Щорсе и Чапаеве:
— Гулял по Уралу Чапаев-герой,
Он соколом рвался с полками на бой.
«Вперёд, товарищи, не смейте отступать!
Чапаевцы смело привыкли умирать!»
Были и бойкие частушки:
— Эх, яблочко, с боку зелено,
Колчаку на Урал ходить не велено.
Эх, яблочко, укатилося,
А Советская власть укрепилася!
Было много песен о Сталине с красивыми мелодиями. Нам с мамой нравилась «Шумят плодородные степи» и «Два Сокола», которую исполнял хор имени Пятницкого.
В эти годы больших открытий «заговорил» великий немой — киноэкран, и даже запел голосами любимых артистов! В каждом фильме кроме интересного содержания была и песня, и не одна! «Спят курганы тёмные», «Три танкиста» мы выучивали в кино, дважды просмотрев картину. В песнях славился человек труда: «Не спи, вставай, кудрявая! В цеха, звеня, страна встаёт со славою на встречу дня». «Везде нужны заботливые руки и наш хозяйский, тёплый, женский глаз». Славилась новая техника, пришедшая в колхозы, облегчающая труд:
— Ой, вы кони, вы кони стальные,
Боевые друзья-трактора,
Веселее гудите, родные,
Нам в поход отправляться пора!
— Урожайный сгибается колос,
И пшеница стеною встаёт,
И подруги серебряный голос
Нашу звонкую песню поёт.
Их разучивали взрослые, а с ними и я с величайшим удовольствием.
Труд был соревновательный, напряжённый:
— Дни работы жаркие,
на бои похожие,
В жизни парня сделали
поворот крутой.
На работу славную, на дела хорошие
Вышел в степь донецкую парень молодой.
Прославляла Родину, её богатство земли и успехи строек песня-гимн композитора Дунаевского «Широка страна моя родная». Гордые слова, величественная музыка воспламеняли сердца патриотизмом, расправлялись плечи, человек становился на голову выше!
— …Наше слово гордое «товарищ»
Нам дороже всех красивых слов.
Мы с удовольствием дома и в хоре пели её, и сейчас люблю. Маршевые песни, спортивные, особенно «Марш энтузиастов» и «Марш весёлых ребят», создавали бодрое настроение в работе, объединяли в походе.
— Ну-ка, солнце, ярче брызни,
Золотыми лучами обжигай!
Эй, товарищ, больше жизни!
Поспевай, не задерживай, шагай.
— Мы нередко, мы нередко били метко:
Ну-ка, друг, мимо рук получи!
И к испанцам, и к британцам прямо в сетку
Из Москвы долетали мячи.
Кипучая, счастливя жизнь СССР была постоянно под прицелом враждебных стран, устраивавших военные конфликты у границ и диверсии на производствах. В песнях отразились миролюбивые цели государства и решимость защитить свою Родину:
— Чужой земли мы не хотим ни пяди,
Но и своей вершка не отдадим!
— А если враг нашу радость живую
Отнять захочет в смертельном бою,
Тогда мы песню споём боевую
И встанем грудью за Родину свою.
Елена КОРОЛЬ
Продолжение следует