Образование,  События

Школа — любовь, судьба и жизнь моя!

Своими воспоминаниями о детстве и юности делится выпускница первого выпуска — 1966 года — Татарской средней школы Валентина Александровна Панкова.

В жизни каждого есть самое главное, самое ценное и незабываемое, что свято хранит он в своей памяти. Для многих это школа.
Что значит школа для меня?
Школа для меня понятие великое, потому что она часть основы моей личности. Для меня это место, где живут большие радости, где я взрослела и училась жизни, а потом трудилась в течение 38 лет.
У меня было четыре школы, тесно взаимосвязанных между собой.
Моя школьная тропинка берет свое начало с далекого 1955 года, когда шестилетней девчушкой я села за школьную парту в начальной школе своей родной деревни Солониново Краснинского района.
Первый человек, который с любовью и радостью встретил меня там, была Варвара Михайловна Пузыревская. Эту любовь, самую естественную и бескорыстную, мы, ее ученики, ощущали на протяжении всех четырёх лет учебы.
Затем ещё в течение 4-х лет родным домом для меня стала Викторовская восьмилетка. Ежедневно приходилось отмерять по семь километров туда и обратно пешком или на велосипеде. Зимой для нас был праздник, если в непогоду «школьная маршрутка», а таковой являлась лошадка, запряженная в сани, доставляла нас в школу. Несмотря ни на что, занятия я не пропускала, училась с удовольствием, к тому же учеба давалась легко.
В классе мы были одной большой семьей, в которой царила дружба, взаимопомощь. К учителям у нас отношение было самое почтительное, на них смотрели как на небожителей. Они интеллигентны, сдержанны, добры и мудры. Особенно я благодарна Александре Матвеевне Кутейниковой, моей любимой учительнице математики, за ее исключительную справедливость и понимание ребячьего мира, за то, что она учила на своем примере умению ценить человеческие отношения. При её появлении в классе становилось светлее и радостнее. Высокая, статная, с пышной косой, уложенной на затылке. Мне до сих пор кажется, что её красота задумана самим Богом и подарена людям. Она была требовательна и строга, даже самые отъявленные шалуны при её приближении как бы уменьшались в размерах и становились кроткими овечками.
Я полюбила математику, открыла для себя красоту формул, изысканность уравнений, логику теорем, мир чисел. И все это на уроках Александры Матвеевны!
В школе я плохо рисовала. Очень переживала, что итоговая оценка будет «3». Прекрасно осознаю, что «4» по рисованию — подарок для меня за отличные оценки по остальным предметам.
После окончания восьмилетки по настоянию папы я поступала в Смоленский энерготехникум. Успешно сдала экзамены, но оказалось, что мне всего 14 лет, а принимали только с 15. Мне посоветовали прийти на следующий год. Обидно, что при приеме документов этого не сказали.
А может быть, как я теперь понимаю, это был знак, чтобы я не пыталась ступить на чужую дорогу в жизни?
Ближайшие средние школы были в посёлке Красный (около 30 км) и деревне Бохот (15 км) в соседнем Монастырщинском районе. Автобусного сообщения не было. И наш выбор пал на Бохотскую.
Как будто вчера было. Приехали в школу с папой на велосипедах ближе к вечеру. Первым, с кем я познакомилась, был Лев Романович Гоев, директор школы. Узнав, что я из Краснинского района, скептически отнесся к возможности зачисления меня в школу. Почему сюда? Но посмотрев мои документы, да еще когда Зинаида Трофимовна — жена директора — меня поддержала, он смягчился, взгляд потеплел, и я получила добро.
У нас было два девятых класса. Занимались во вторую смену. Здание старое. Печное отопление. Сидели на уроках в верхней одежде. Освещались классы керосиновыми лампами. Но не было уныния. Учителя учили, а мы «грызли» гранит науки. Школьная жизнь бурлила.
И в 1965 году, когда было введено в эксплуатацию новое современное здание школы в Татарске, мы с огромным энтузиазмом приводили его в порядок после строителей, благоустраивали территорию.
Мы — деревенские дети, не избалованные комфортом в обыденной жизни, — попали, как нам казалось, в рай! Хорошо оборудованные школьные кабинеты. Тепло! Светло! Сменная обувь. Столовая. Сейчас даже трудно себе представить, что до этого перерыв в приеме пищи был до десяти часов! Прекрасные актовый и спортивный залы! Я впервые увидела такие спортивные снаряды, как конь и козел. Страшно было прыгать через козла, но приходилось, скрепя сердце и чуть дыша от страха.
Были созданы все условия для обучения. И мы старались. Ведь у многих уже была определена цель жизни. Для ее достижения нужны знания основ наук.
Особо хочу сказать об учителях. Нет возможности написать отдельно о каждом из них. У нас были замечательные учителя. И каждый был Личностью. Они «делали» школу. Мне нравились уроки математики Василия Ивановича Коноплева, внимательного, понимающего, требовательного, но справедливого, его логика мышления, его сдержанный характер, но всегда математически выверенный.
У нас даже в мыслях не было ослушаться учителя, вступить в спор, нагрубить. Мы не были паиньками. И на переменах бегали, и порой уроки не делали, и шпаргалками пользовались, на уроках шалили. Но каким-то образом обидеть учителя для нас было невозможно, стыдно и совестно. Не помню случая, чтобы кто-то пожаловался родителям на учителей.
И у деревенских жителей в то время всегда был прав учитель, человек, который дает их детям знания, воспитывает их. Родителям, работавшим от рассвета до рассвета, некогда было общаться с нами. Поэтому они как бы наделяли учителей правом общения с учениками, как со своими собственными детьми.
Школа! Сколько здесь детских судеб, забавных и грустных происшествий, сколько воспоминаний, которые хранятся в памяти учеников и учителей!
Помню всех одноклассников, многое, что связано с тем или иным из них. У нас была какая-то особая, семейная, деревенская атмосфера. Несмотря на то, что между мальчишками иногда случались ссоры, все равно мы были как родные. В нашем классе царили взаимовыручка и поддержка. Порой и дисциплину из-за этого случалось нарушать.
Помню, на уроках немецкого языка Альбина Владимировна требовала от нас пересказа текста, разумеется, на иностранном. Не всем это удавалось. Вот и придумали выход. Я и Тамара Хонабьева к уроку писали пересказ немецкого текста крупными русскими буквами, а Толя Фролков с невозмутимым видом держал листок за спиной Кати Гуреевой. Отвечающий у доски читал издалека. Тройка была обеспечена. Мы, наивные, думали, что учительница не замечала наших проделок.
По прошествии многих лет Альбина Владимировна напомнила мне об этом. Оказывается, она все видела, но щадила нас, понимая, что не все могут усвоить язык, и не каждому в будущей взрослой жизни в то время он будет нужен. Но к большинству предъявляла строгие требования. Уже учась в институте, я с огромной благодарностью вспоминала её уроки. Как здорово, что получила хорошие знания! Мне легко было учиться.
Большая часть моего детства и юности прошли в школе. Школа оказала огромное влияние на становление моей личности, влияние, сравнимое разве что с родительским. Здесь были заложены первые кирпичики фундаментальных знаний, да и вообще знаний об устройстве мира и жизни, умения работать мозгами, мыслить и рассуждать, сформировано уважение к старшим, привита дисциплинированность, ответственность, закреплены моральные ценности.
Было грустно расставаться с родными стенами, где меня научили всему нужному в жизни.
У каждого из нас в памяти своя школьная тропинка. Прошли годы, и школа стала для меня большой дорогой длиною в жизнь. И я понимаю, как важно помнить о тех, кто шел рядом, кто открывал тебе окно в этот удивительный мир. Я бесконечна благодарна моим учителям.
Мне часто задают вопрос, почему я выбрала профессию учителя. Отвечая на него, углубляясь в воспоминания, пришла к выводу, что решающее влияние на меня оказали три моих школы, в которых я училась, и учителя, которые там работали. Я искренне хотела быть похожей на них и продолжить их дело. Мне посчастливилось в своей жизни встретить своих особенных Учителей. Это Александра Матвеевна Кутейникова и Василий Иванович Коноплев. Это он мне посоветовал поступить в пединститут. Сказал: «Поступай, Валя, на физмат, человеком будешь!»
Я не жалею о своем выборе, мне очень нравится профессия учителя. Получала удовольствие, когда преподавала. Я счастлива, что всю жизнь занималась любимым делом, продолжая традиции моих учителей!
Что же делает учителя легендой? Любовь к детям и своему делу, знания и высочайший профессионализм — это бесспорно! А еще он должен быть Личностью, Женщиной, Мамой, Человеком. Вот такими остались в моей памяти мои учителя!
Подготовила
Валентина ШУПИЛКИНА

dav