Наследие смоленского Мичурина
До сих пор во многих районах Смоленщины растут сады, выросшие из саженцев известного в девяностых и начале «нулевых» годов садовода Владимира Демьяновича Гращенкова, которого многие называли смоленским Мичуриным. Наша газета уже писала об этом удивительном человеке как об участнике «секретной войны» в Корее, а теперь — подробности о его мирной жизни, во многом поучительной для всех сельских тружеников.
Садоводство — это немалая часть жизни Владимира Демьяновича. Мне приходилось бывать у него дома в Монастырщине, и он после традиционного чаепития с гордостью показывал свой большой сад с самыми разнообразными плодовыми деревьями разных сортов. Приятно удивляли обилием вкусных плодов яблони, груши, вишня, сливы, смородина…
Он постоянно экспериментировал в саду, делал прививки, доставал редкие семена. К нему часто приезжали садоводы-любители из разных районов Смоленщины за саженцами, и всех он обеспечивал ими в нужном количестве.
Трудно сосчитать, сколько сейчас в сельских поселениях садов, выращенных из саженцев Владимира Демьяновича. А сколько он заложил питомников! Несколько лет, уже будучи пенсионером, занимался фермерством, специализируясь на садоводстве. Сады и питомники — это его наследие, переданное многим землякам. Люди помнят его и как доброго человека, охотно делившегося своими знаниями со всеми. Его советы были полезны особенно для молодежи.
За честность и справедливость народ всегда уважал Владимира Демьяновича. И это уважение многократно возросло, когда в 60-х годах его назначили председателем комитета народного контроля. В то время это была должность с большой властью. Без всяких согласований он мог оштрафовать любого руководителя районного масштаба на три оклада, если на то были основания. Правда, Владимир Демьянович своей неограниченной властью никогда не злоупотреблял, наказывал провинившихся только в случае крайней необходимости, когда другого выхода просто не было.
Однажды его вызвал первый секретарь Монастырщинского райкома партии и предложил некоторое время поработать председателем колхоза «Правда». Свое решение «первый» мотивировал тем, что в адрес райкомовских чиновников нередко звучали упреки в нежелании руководить хозяйствами. «Поработаешь два года, а потом опять вернешься в Монастырщину», — обещано было В.Д. Гращенкову. Он согласился и… остался в колхозе бессменным председателем на 20 лет.
Работать вполсилы Владимир Демьянович просто не мог и потому трудился с полной отдачей, забывая о выходных. О том, каким стал колхоз «Правда» через несколько лет, красноречиво говорит тот факт, что в 1977 году хозяйство заняло второе место в области по производству льнопродукции. За это коллективу причиталась автомашина «Волга», но по каким-то чисто бюрократическим причинам заслуженный приз так и не попал в колхоз.
А теперь несколько исторических цифр и фактов. В те годы лен занимал в хозяйстве 175 гектаров, пашня — 1 940, а всего было 3 400 гектаров сельхозугодий. Развивалось животноводство. Одних только свиней насчитывалось 600 голов. Такие крупные поголовья редко где держат в современных хозяйствах области…
Пик трудовых достижений В.Д. Гращенкова пришелся на его 50-летний юбилей. В одном из официальных приветствий было сказано: «Вы показываете пример трудолюбия, глубокого подхода к решению вопросов сельскохозяйственного производства. Свой опыт вы отдаете делу воспитания членов коллектива, укреплению базы колхоза, улучшению условий их труда и быта…»
Впрочем, не было такого периода в жизни труженика, когда он мог упрекнуть себя в недостаточной трудовой активности. И в этом помогла ему боевая закалка, полученная в годы Корейской войны в 1950 — 1953 годах.
С особой теплотой вспоминает Владимир Демьянович время учебы в трехгодичной Смоленской совпартшколе в 60-х годах. Своими воспоминаниями он развеял мои предубеждения по поводу подобных школ. Оказывается, учеба там была совсем не скучной. А обучали там не только умению работать с людьми. Среди учебных дисциплин на первом плане стояли животноводство, растениеводство и даже бухгалтерское дело. Более того, школа имела свое крупное подсобное хозяйство в селе Талашкино Смоленского района. А если учесть, что герой нашего рассказа в совершенстве владел сельхозтехникой, то легко представить, как пригодились ему полученные знания в сельской местности… Кадры в то время готовили капитально.
Серьезное испытание В.Д. Гращенков выдержал, когда после окончания совпартшколы его назначили инспектором-парторганизатором колхозно-совхозного производственного управления. Ему досталась самая дальняя Татарская зона, куда входили бывшие колхозы с названиями, характерными для тех лет: «Серп и молот», «Борьба за мир», «Власть Советов». Знать об этом полезно всем, кто всерьез интересуется историей Смоленщины.
Нелегко было по бездорожью добираться до самых отдаленных деревень, но В.Д.Гращенков успевал, а со временем не считался. Все вопросы, включая чисто хозяйственные, решал с председателями на месте.
Не секрет, что в те времена далеко не все руководители коллективных хозяйств обладали достаточным кругозором. А такие люди, как Владимир Демьянович Гращенков, реально помогали им, поскольку знали и умели очень многое.
Это лишь некоторые штрихи к портрету В.Д. Гращенкова, ушедшего из земной жизни несколько лет назад. Сегодня его нет рядом с нами, но осталось его богатое наследие. И это не только сады и питомники, а тот бесценный опыт, яркий пример жизни, который он показывал молодежи. И сейчас живут и трудятся люди, унаследовавшие лучшие качества Владимира Демьяновича — неутомимого труженика, ветерана боевых действий, организатора производства, садовода и просто душевного, отзывчивого человека…
Николай Кеженов
Фото из семейного
архива В.Д. Гращенкова