Общество,  События

Нашей бабушке Нине — 85!

Нина Ивановна Гунченкова отметила 85-летний юбилей!

Родом она из деревни Гривы. Когда-то в ней было больше сорока дворов. Теперь деревенька опустела, там уже никто не живет. А моя собеседница на данный момент проживает неподалёку — в деревне Лыза. 

Накануне её дня рождения мне довелось пообщаться с этой простой деревенской женщиной.  После долгой беседы приходится лишь удивляться, как Нине Ивановне удалось сохранить в себе столько жизненных сил и потрясающую память. А ведь этой женщине многое довелось пережить: тяжелые детские годы, голод, холод, удачи и разочарования.

Она простая труженица.  Как и для многих, выросших в то тяжелое время, для Нины Ивановны характерны трудолюбие и усердие.

«Наша баба Нина свою жизнь посвятила труду и детям, — с любовью говорит её невестка Валентина — жена сына Виктора, которая в тот день была в гостях у свекрови. — Она до сих пор не может сидеть без дела. Любовь к труду она воспитала и в своих сыновьях. Мы понимаем, что для неё радость — её дети, внуки, правнуки, которых она всегда поддерживает морально и даже материально, хотя в этом и нет необходимости. Но она просто не может по-другому, не научилась жить для себя. Она добрейшей души человек, чуткий, внимательный. Помогает, чем может, не только родным, но и всем, кому нужна эта помощь. Хотя жизнь у моей свекрови была трудная, мы считаем её счастливым человеком, потому что дожила до 85 лет, находится в силе, в разуме, имеет шестерых внуков, четырёх правнучек и вот-вот появится на свет пятый правнук. Разве это не счастье?!»

Действительно, жизнь Нины Ивановны была наполнена тяжёлым трудом и испытаниями. Родилась она в крестьянской семье. Отец Иван Семёнович с матерью Анной Афанасьевной работали в колхозе. Все в жизни семьи складывалось нормально, если бы не война.

Отец ушел на фронт в первые же дни военного лихолетья.

— Спустя несколько месяцев два солдата в военной форме раненого отца привезли домой. Рана оказалась очень серьёзной. Пуля попала в грудную клетку, отчего через несколько дней он и скончался дома на наших глазах, — с болью вспоминает Нина Ивановна.

 У матери на руках осталось пятеро детей — Галина, Мишка, я, Витька и Манька. В 1942 году, когда в деревню пришли немцы, чудом остались живы. Наша мама с двумя соседками, у которых мужья тоже погибли на фронте, в саду копали окопы, и как только немец приближался к домам, нас, детей, прятали в эти окопы, маскируя их сверху старыми досками, хворостом. Боялись, что нас угонят в Германию.

Находиться там было тоже небезопасно. Рядом навязывали коров. От голода они начинали реветь. Мама прибежит, сена им даст — перестанут. Так с Божьей помощью мы, дети, уцелели, а вот коровёнок всё равно немцы увели. И не только кормилиц забрали, переловили всех гусей и уток, забрали поросную свинью. По дороге она всё-таки сбежала от немцев и вернулась домой, поросилась всего одним поросёночком, но всё же мама была этому очень рада.

В хозяйстве и конь с телегой имелся. В очередной раз по осени немцы пришли и это хозяйство забрать. Мать с телеги колёса сняла и в капусту спрятала, мол, телега есть, но без колёс. Тогда немцы собрали детей, загнали в дом, обложили соломой и хотели заживо нас там сжечь. Мы от страха закричали. Мама с перепугу всё им отдала — коня, телегу и колёса в придачу, лишь бы нас не тронули.

Для шестилетней Нины, как и для других детей, это были годы тяжелого труда. Некогда было думать о своём горе, все старались выполнять основную работу. Получив пять классов образования, Нина пошла работать наравне с матерью в полеводство.

— Вот навяжем с сестрой по десять снопов льна и тащим за хвосты в кучки, а мама потом подхватывает и ставит в бабки. Выбора у нас, юных девчонок, не было. Так и трудились. В доме стояли кросны (старинный ткацкий станок), на нем мама каждую свободную минутку бралась за ткацкое дело. Своими руками она ткала половики, отрезы из льна для пошива одежды. Льняные отрезы до сих пор берегу, как память, — вспоминает Нина Ивановна. 

Время шло. Молодость в жизнь Нины вносила свои коррективы. Молодёжи на деревне было хоть отбавляй. Клуба в Гривах не было, и мама Нины вечеринки разрешала устраивать в их большом доме. Как только темнело, включали керосиновую лампу, и до утра танцы до упаду, а поутру на работу. На одной из таких вечеринок приглянулась Нина соседнему парню Виктору Козлову, и влюбились они друг в дружку.

Сыграли деревенскую свадьбу, стали вместе жить поживать и детей наживать. В 1959 году на свет появилась доченька Тамара, но прожила всего год и шесть месяцев — умерла. Затем в 1961 году — сын Виктор, Сергей — в 1963 году, дочь Тамара — в 1967 году и сын Валерий — 1970 году. Дочь по окончании учёбы по распределению попала в город Самару, там и до сих пор проживает с семьей. А все три сына, по профессии трактористы-шоферы, со своими семьями проживают рядышком с Ниной Ивановной в одной деревне. Все между собой очень дружны.

К сожалению, супруг рано ушел из жизни — в 64 года. В 1999 году его не стало.

Все заслуги простой труженицы из деревни Лыза перечислять долго. За добросовестность, ответственность она была удостоена многочисленных благодарностей и грамот. Кроме того, несколько раз избиралась депутатом сельского Совета. 

Во время нашей беседы Нина Ивановна вспоминала, как ей, передовой доярке, была предоставлена путёвка в Грузию. Все для неё было ново и интересно, но скучать по родным местам сразу стала. Смотрела на все с большим интересом и удовольствием. Но долго отдыхать не привыкла, ждала работа и новые трудовые победы. И где бы она ни работала — в полеводстве, на сырзаводе, поваром, бригадиром, дояркой — везде была в почёте.

Но самая главная забота, боль и радость всей её жизни — это дети.  Они часто все вместе собираются, и тогда здесь просто нет места тоске и унынию. А мама, бабушка, прабабушка радостно встречает всех своих родных и незаметно, чтобы не огорчать, смахивает слезу, когда провожает. Несмотря на свой возраст, она помнит дни рождения каждого из них. Обязательно позвонит и непременно сделает подарок.

На прощание баба Нина от души по-деревенски угостила меня ароматным фасолевым супом из русской печи, вкус которого забыть невозможно.

Пусть в окнах дома Нины Ивановны ещё долго горит свет, так же приятно звучит её голос, так же по-доброму светятся глаза, а с лица не сходит улыбка. Хочется поблагодарить эту женщину за её самоотверженный труд и сказать огромное спасибо за всё, что она сделала для своей малой родины.

Главный вывод из беседы с этой милой женщиной: жизнь имеет смысл только тогда, когда она прожита с пользой. У нашей героини это получилось…

Вера БОБРОВА