Библиотекарь и читатель: аспекты общения
23.03.2020
Сегодняшняя наша беседа с библиотекарем читального зала детской библиотеки Марией Николаевной Печкуровой.
- Мария Николаевна, как долго Вы работаете в детской библиотеке?
- В библиотеке — 43 года, из них 14 лет — в детском отделении. За рабочий день приходится обслужить не одного читателя, и к каждому нужно найти свой подход, установить контакт и выбрать стиль общения, тем более, если речь идет о ребенке.
- Сколько читателей в среднем Вы обслуживаете в течение рабочего дня?
- От 15 до 20 человек.
- Какую категорию читателей Вы обслуживаете?
- И детскую, и взрослую.
- Как Вы оцените сегодняшнюю заинтересованность читателя книгами в библиотеке?
- Эту заинтересованность я бы оценила, как среднюю.
- Как Вы готовитесь к встречам с читателями?
- Я считаю, что важным условием каждой встречи с читателем являются позитивные эмоции. Всегда имею в запасе интересную информацию журнального мира, ищу интересные статьи, книги, готовлю рекомендации. Важным, по моему мнению, является вежливость, доброжелательность, уважение к личности читателя независимо от его возраста, пола и настроения в данный момент. Наша задача обслужить читателя так, чтобы ему захотелось вновь и вновь прийти в библиотеку.
- Какой принцип для Вас является главным при обслуживании читателя?
- Полнейшее и качественное удовлетворение любого читательского запроса.
- Какие вопросы задают читатели чаще всего?
- По темам школьных рефератов, наличию книжных новинок и книг определённых авторов.
- С какой просьбой читатели обращаются к Вам чаще всего?
- Помочь в подборке литературы, естественно.
- На какой самый каверзный вопрос за последнее время Вам пришлось ответить?
- Что общего в фауне юга Северной Америки и Австралии? Запрос выполнен был на «5».
- Насколько отличается индивидуальное общение с читателем от общения при проведении массовых мероприятий?
- Несущественно. На наш взгляд, проблемой номер один в общении можно назвать то, что дети сегодня мало читают, поэтому необходимо определённое время, чтобы найти подход к читателю, узнать о нем и его литературных вкусах, чтобы грамотно выстроить общение, которое принесет пользу обеим сторонам.
- Как относятся читатели к Вам и Вашей работе?
- Думаю, уважительно. При обслуживании читателей библиотекарям могут поступать вопросы, не касающиеся непосредственно работы — например, в целом о детском чтении, психологии и другие. Иногда затрагиваются и актуальные темы, например, учеба в школе.
С постоянными читателями у нас складываются, как правило, и неформальные отношения. - Выражают ли Вам читатели благодарность или публичное недовольство?
- В основном в свой адрес пока, к счастью, приходилось выслушивать лишь слова благодарности.
- Случались ли в Вашей работе негативные моменты общения с читателем, в чем они заключались?
- В невозможности в данный момент выполнить читательский запрос, так как требуемые издания уже на руках у других читателей. И всё же это происходит очень редко. Когда читатель приходит в плохом настроении, стараешься сгладить этот негатив, и здесь ты уже не только библиотекарь, но и психолог. Нужно быстро определить источник недовольства и неназойливо успокоить читателя.
- Продолжите фразу: «Хороший читатель — это…»
- Человек — любознательный, умный, думающий, дружелюбный, готовый к диалогу, любящий книгу и чтение.
- Какими критериями при оценке детских книг и рекомендации их читателю Вы обычно руководствуетесь?
- Критерий один: книга должна быть интересна конкретному читателю.
- «Другое время — другие дети — другие читатели», — так говорят психологи и педагоги. Как Вы думаете, возможно ли быть услышанными современными детьми? Что нужно сделать, каким нужно быть, чтобы быть воспринятыми ими?
- Научиться понимать детей, общаться с ними, быть современным, доброжелательным, искренним, воспринимать ребенка как личность, считаясь с его мнением и вкусом, не быть занудой, быть интересным для детей, думать и говорить на их языке, быть в курсе их увлечений и всегда помнить — «мы в ответе…».
Беседовала
Вера БОБРОВА
Предыдущие