Общество,  Судьба,  Творчество

«Ужель та самая Татьяна?»

Согласитесь, имя — это не просто красивое слово, которым называют того или иного человека. Это еще и его слово-код, набор звуков, который будет сопровождать его на протяжении всей жизни и так или иначе влиять на него. У каждой буквы есть свой тембр произношения, одни тянутся, другие проговариваются жестче — и даже этот поверхностный анализ позволяет понять, что со звуками в именах все не так уж и просто. Я не зря решила провести именно такую аналогию. Имя героини нашего сегодняшнего рассказа, а также вся ее жизнь, навеки связана именно с музыкой. И мало того, что она не расстается с ней на протяжении всего жизненного пути, так еще и прививает любовь к ней  молодым поколениям, учит понимать её, слышать, а главное — создавать! Знакомьтесь, дорогие читатели, Татьяна Александровна Саврасова!

Итак, она звалась Татьяной…

«Она была нетороплива,

 Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех,

Без притязаний на успех»

Уверена, каждый, кто знаком с Татьяной Александровной, найдет именно её образ в строках великого поэта. На правах её ученицы могу вас заверить — я не знала за всю свою жизнь педагога более тактичного и мудрого. Иногда мне, конечно, приходилось тяжко, но в этом исключительно моя вина, признаю. И, как бы трудно не было, она всегда знала, чем взять стены моей творческой крепости. Но об этом позже…

С 1986 года по сегодняшний день Татьяна Александровна — педагог Детской музыкальной школы искусств. Она ведет курс обучения классическому фортепиано, а также эстрадно-джазовое отделение детской школы искусств. Общее количество её учеников давно перевалило за сотню. Сменяя друг друга, ее взрослые ученики  приводят к ней своих детей, а уже, возможно, и внуков.

Сама же Татьяна Александровна в буквальном смысле слова не чает души в своей профессии и каждый день идет на работу с ожиданием новых успехов от своих учеников:

 — Занимаясь музыкой, ребёнок развивает математические способности, улучшает память,  мыслит пространственно, попадая на нужные клавиши. В музыкальной пьесе, как в математическом доказательстве: не убавить, ни прибавить.

Играющие и поющие детки лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова. Музыкальные занятия развивают навыки общения, или, как сегодня их называют, коммуникативные навыки.

Раньше почти во всех квартирах были музыкальные инструменты. Уметь играть считалось нормой,  я бы даже сказала — традицией. Музыке учили всех аристократов, как русских, так и европейских. Того требовали  светские манеры. Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину,  а заниматься на инструменте нужно постоянно, регулярно, без перерывов.

С чего начинается… музыка?

Задолго до рождения Татьяны её родители Галина Григорьевна и Александр Никонорович Тереховы мечтали о дочери, и даже выбрали ей имя. Конечно, они не могли предсказать, с чем именно дочка свяжет свою судьбу. Когда Таня поступила в первый класс Монастырщинской средней школы, мама отвела её и в музыкальную. Именно в этот момент, впервые коснувшись таких пока еще неизвестных, но чудовищно манящих черно-белых клавиш, девочка и поняла, что больше расстаться с инструментом не сможет. А что оставалось папе? Правильно. Купить домой фортепиано.

Закончив школу и детскую школу искусств, она поступила в Смоленское областное музыкальное училище имени М.И.Глинки, где получила специальность — преподаватель фортепиано, концертмейстер.   Воля судьбы и направление от училища привели её обратно в Монастырщину, в родную Детскую школу искусств. 

Годы усердного обучения, нежелание Татьяны расставаться с инструментом и детьми в итоге принесли свои плоды. Татьяна Александровна — педагог высшей категории и игра, которой она обучает, сравнима с игрой  учеников Московских и Питерских музыкальных школ и студий.

Зритель — это народ,

а оркестр — это семья

К слову, о семье Татьяны Александровны можно так и сказать — клавишный оркестр. Оба её сына, Антон  и Артём, —  прекрасные клавишники. И пусть они не связали свою судьбу с педагогической деятельностью, но вот с инструментом даже на работе не расстаются.

— Мой старший сын Антон  работает инженером-наладчиком в сфере строительства. Устанавливает тревожные кнопки, пожарные сигнализации, занимается электрикой. В Смоленске головной офис их организации расположен где-то в жилом многоквартирном доме.  И кто-то из жильцов этого дома выбросил на улицу пианино, наверное, не нужно стало. А ребята, его коллеги, решили не оставлять его на улице и занесли внутрь. В обеденный перерыв Антон в униформе как раз после ремонтных работ,  сел за инструмент. Вокруг собрался весь офис… Прибежала даже бухгалтерия. Как часто встретишь на стройке пианиста?

И много таких случаев в жизни было. Даже когда приезжают домой и собираются друзья — никогда не пройдут мимо инструмента. А самое потрясающее чувство — играть с ними в четыре руки… У нас будто своя собственная, семейная мелодия.

И жен парни выбрали себе под стать — обе, представьте себе, пианистки. Каково же было мамино удивление, когда дети принесли в дом эту радостную весть.  Но, следуя своей глубоко педагогической натуре, Татьяна Александровна, конечно же, первым делом усадила девушек за инструмент и только после строгой оценки умений доверила им судьбы сыновей.

Теперь самой судьбой подобранный оркестр передаёт эстафету внучкам. Искренне надеемся, что они вырастут разносторонне образованными, как и их родители.

Учитель бывшим

не бывает!

Учитель — это навсегда!

… И свет от знаний, данных Вами, мы все несем через года. Да, Татьяна Александровна. Читая эти строки — будьте уверены, что все мы, Ваши ученики, помним и ценим подаренные Вами знания, не расставаясь с ними и вне стен Детской школы искусств. И  я  — один из примеров тому, хотя и никогда не была лучшей ученицей.

Алина Казупова, неоднократный лауреат международных, областных, зональных конкурсов:  «Славянский хоровод», «Ступеньки мастерства», «Ритмы планеты», «Волшебный рояль» (г. Глинка), «Таланты Смоленщины» и др. тоже хотела бы поделиться с Вами теплыми словами:

— Татьяна Александровна — очень творческий человек, любящий свое дело. Благодаря её стараниям раскрываются таланты многих ребят, они находят своё хобби и в дальнейшем развиваются в своём любимом деле — участвуют в различных фестивалях, конкурсах разных уровней — от районных до международных.

Она — Учитель и Наставник, который всегда поможет и найдёт подход к любому ученику.

А лично для меня она, в первую очередь, Человек с большой буквы, который привил мне любовь к музыке и творчеству, который вдохновлял меня идти вперед и не сдаваться, даже если что-то не получалось.

Мария Леонтьева, дипломант международного фестиваля-конкурса «Славянский хоровод» I и II степени, дипломант многих областных и зональных конкурсов:

— Татьяна Александровна прекрасный педагог, который может найти подход к любому ученику. С теплотой вспоминаю время обучения в её классе, поездки на конкурсы и фестивали, выступления. Она умеет поддержать учеников своим дружеским участием, доброй беседой, а порой и разговором по душам. Заниматься с ней было интересно и увлекательно. Все 10 лет моего обучения в школе искусств я ходила на её занятия с радостью, и сегодня, иногда садясь за инструмент, я с ностальгией вспоминаю то время и своего любимого педагога. Спасибо Вам, Татьяна Александровна, за частичку музыкального волшебства в моем детстве!

Кода* — заключительный раздел музыкальной

композиции

Как символично… Татьянин день… 2023 год объявлен Годом педагога и наставника.  Мне кажется, самое время хотя бы немного уподобиться Александру Сергеевичу Пушкину и подарить нашему району рассказ о той самой Татьяне!

Татьяна Саврасова:

—  Мне кажется, музыка приближает нас к счастью. В повседневной жизни мы не всегда готовы дать волю своим эмоциям и показать чувства другим, даже близким людям, а за роялем это возможно.

Хочется пожелать всем счастья, добра, любви и, конечно, мирного неба над головой.

   С праздником вас, Татьяны!

С глубокой признательностью

и уважением,

Наталья ЗАХАРЕНКОВА