Культура,  Образование,  Общество

МОНАСТЫРЩИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ОТМЕЧАЕТ ЮБИЛЕЙ!

В августе 1964 года для юных и талантливых ребят распахнула свои двери Монастырщинская детская музыкальная школа. Ребятам, которые до этого момента могли лишь слушать музыкальные концерты по радио и мечтать, что когда-нибудь научатся играть на музыкальном инструменте, открылась дорога в мир музыки и искусства.

Как всё начиналось

Первым директором её была Шмакова Людмила Витальевна, которая проработала в этой должности до 1969 года. В школе в то время было открыто лишь два отделения: по классу фортепьяно и по классу баяна. Перед приёмом в школу, проходили вступительные экзамены – принимались дети, обладающие музыкальным слухом и хорошей памятью.

В разные годы школой руководили люди, каждый из которых внёс свой вклад в её развитие и процветание. Это Сашнёв Юрий Григорьевич (1969-1971 гг.); Войтикова (Лустина) Валентина Ивановна (1971 г. — январь 1988 г); Легкова Татьяна Александровна (январь 1988 г. – декабрь 1988 г.); Арламова Тамара Николаевна (декабрь 1988 г. – февраль 2006 г.). Начиная с 2006 года, директором школы является Титова Елена Леонидовна.

В 1989 году произошла реорганизация, вследствие чего школа была переименована и стала носить название Монастырщинской детской школы искусств. В этом же году школа переехала в другое здание, открылись сразу три новых отделения: художественное, хореографическое и отделение общего эстетического воспитания. Примерно через три года в школу пришла работать молодой преподаватель – Слабышева Ирина Александровна, которая сама обучалась здесь «под крылом» Арламовой Тамары Николаевны. Так появился класс духовых инструментов, Ирина Александровна учила детей игре на таких инструментах, как саксофон и блок-флейта.

В школе работали преподаватели, вложившие всю душу в воспитании детей и развитие их музыкальных и творческих способностей: Сорокин Александр Владимирович, Козюкова Ольга Васильевна, Фокина Ольга, Краснова Елена Владимировна, Слабышева Ирина Александровна, Павленко Наталья Анатольевна, Азаренкова Галина Анатольевна, Перегонцева Оксана Ивановна, Азаренкова Кристина Александровна, Новикова Яна Владимировна, Сысоева Валентина Николаевна, Красникова Полина Александровна, Шведова Татьяна Вячеславовна, Шведова Анна Николаевна, Заикина Ирина Геннадьевна, Лебедева Антонина Павловна и другие преподаватели.

С каждым годом растёт количество ребят, поступающих  в школу. Если раньше здесь учились от 140 до 145 учащихся, сейчас эта цифра выросла до 290-295 человек.

За всё время в школе было немало выпускников – ребят, которые благодаря своему упорству  и искренней любви к искусству и к музыке закончили обучение. Книгу выдачи свидетельств об образовании начали вести лишь в 1984 году, в ней есть информация о том, что со времени существования школы до 2000-го года школу окончили 209 выпускников. Начиная с 2000, количество выпускников в каждом году колеблется от 30 до 45 человек…

А во главе — директор

А сейчас, дорогие наши читатели, я предлагаю вам пройтись по коридорам школы искусств, заглянуть в кабинеты, пообщаться с преподавателями и учащимися, чтобы узнать, чем сейчас живёт школа, как строится в ней работа и почему дети выбрали именно её. Мы поближе познакомимся с преподавателями, которые сейчас всю свою душу и все умения дарят своим ученикам.

С чего начинается знакомство с любым учебным заведением? Конечно, с кабинета директора, ведь именно он является лицом любой школы. И, хочется сказать, в Монастырщинской детской школе искусств директор вежливый, дружелюбный и жизнерадостный, а самое главное – настоящий профессионал своего дела!

Елена Леонидовна, добрый день! Давайте начнём наш разговор с рассказа о том, как вас судьба привела в школу искусств?

— С рисованием неразрывно связана вся моя жизнь. Здесь я работаю с 1994 года. Закончила Смоленский государственный педагогический институт, художественно-графический факультет. Устроилась работать в Монастырщинскую школу, где вела черчение и ИЗО, и в этом же году пришла сюда преподавателем на художественное отделение. С 2006 года я директор школы, но по-прежнему являюсь преподавателем художественного отделения. Сейчас на моём отделении обучается 44 ребёнка.

С чего начинается путь ребёнка в вашей школе? Как дети понимают, какое из отделений им ближе?

— В нашу школу искусств приходят совсем маленькие детки, которые начинают свой путь с отделения общего эстетического воспитания (ОЭВ). На это отделение приём начинается с 5 лет. Сейчас на ОЭВ обучается чуть больше 60 детей. Для них это первая ступень музыкального и творческого образования.

Они изучают сразу несколько предметов, среди которых рисунок, танец, пение и музыка. В рамках музыкального направления также идёт подготовка детей к школе. На отделении ОЭВ начинаем знакомить детей с «азами». На каждом уроке идёт сначала небольшое объяснение, а затем практическая работа.

В процессе обучения преподаватели и родители видят, какой из предметов ребёнку ближе и в дальнейшем делают выбор в пользу какого-либо отделения. Так получается, что после окончания обучения на этом отделении ребёнок идёт в 1-ый класс в школе и одновременно возвращается к нам, чтобы обучаться на конкретном отделении.

У нас есть предпрофессиональные программы, рассчитанные на 5 лет обучения, а есть общеразвивающие, рассчитанные на 4 года. После общеразвивающей программы дети могут прийти на предпрофессиональную программу и продолжить учёбу.

— Есть ли у вас вступительные экзамены?

Мы, конечно, берём всех, но вступительные экзамены всё равно проходят. Если дети раньше не ходили на отделение ОЭВ, то экзамены помогают понять, какое направление ребёнку больше подходит. Например, если у ребёнка совсем нет слуха, а он хочет заниматься музыкой, то мы стараемся всё объяснить и предложить другие отделения. Как показывает практика, даже, если мы таких детей возьмём, они не справляются и вскоре бросают обучение.

Выпускные экзамены, кстати, у нас тоже есть. Экзаменационная комиссия состоит из четырёх человек, её председателем является директор.

За всё время школа искусств «выпустила» из своих стен много воспитанников. Возможно, кто-то из них связал свою жизнь с творчество.

Конечно, такие выпускники у нас есть. Кто-то решает связать свою профессию с музыкой и творчеством, а кто-то занимается этим для себя. Многие девочки из моего художественного отделения ушли в творческие профессии. Например, Молдованова  Диана работает визажистом, у неё есть свой салон. Лисичкина Катя закончила колледж искусств, работает в областной библиотеке, занимается валянием кукол. Куляхтина Оксана учится в художественной академии в Санкт-Петербурге.

Вообще наши выпускники – очень талантливые ребята. Например, Наталья Захаренкова и Роман Акулин известны не только в районе, но и в Смоленской области и не только.

— Расскажите, пожалуйста, о вашем коллективе?

 Коллектив у нас слаженный и дружный. Есть мудрые и опытные преподаватели, которые много лет отдали работе в нашей школе, а есть те, что пришли не так давно, но уже добились значительных успехов. Дети преподавателей любят, ценят и уважают, прислушиваются к ним.

Побеседовав с Еленой Леонидовной, я отправилась дальше. Для того, чтобы понять, как сейчас строится работа в школе и чем она живёт, нужно пообщаться с самыми главными участниками учебного процесса – преподавателями и их учениками. В школе искусств сейчас есть несколько отделений, с каждым из которых мы сегодня познакомимся поближе.

Своё путешествие по коридорам школы мы начинаем с первого этажа. Здесь я встречаю и юных художников. С их преподавателем я уже поговорила, предлагаю ребятам поделиться своими впечатлениями от обучения в школе.

После беседы с преподавателем и учащимися фольклорного отделения на первом этаже школы я встречаю и юных художников. С их преподавателем я уже поговорила, а вот их истории для меня являются загадкой.

Ульяна Зубальская:

— На художественном отделении я учусь 2 года. Меня уже давно тянет к рисованию и мне нравятся эмоции, которые я испытываю, когда рисую. Ведь это и спокойствие, и умиротворение, и гармония.

Александра Романова:

— Я учусь только год, но мне уже всё очень нравится. Пришла именно сюда, потому что всегда смотрела на чужие картины и думала, что хочу научиться также. Рисовать мне нравится, меня это увлекает.

Полина Антоненкова:

— Я 8 лет проучилась на художественном отделении. Меня с детства тянуло к рисованию, для меня это способ показать свои эмоции и чувства. Я искренне радуюсь, когда участвую в конкурсах и занимаю призовые места, ведь я вкладываю частичку себя в каждый свой рисунок.

Алёна Найпак:

— Рисованием я увлеклась ещё в садике. Моя бабушка заметила, что я неплохо рисую, и привела меня сюда. Я очень рада, когда мои рисунки занимают призовые места, это побуждает меня становиться ещё лучше и лучше!

Теперь мы знакомимся с фольклорным отделением и его молодым преподавателем Фроловой Екатериной Романовной.

Екатерина Романовна пришла работать совсем недавно, но уже продемонстрировала искреннюю любовь и интерес к своей работе. На фольклорном отделении в старшей группе занимается 18 человек, а в младшей – чуть больше 20.

Екатерина Романовна так рассказывает о своей работе:

— У нас есть два эстрадных ансамбля «Гармония» и «Фантазия», а есть народные «Калинка» и «Веснянка». Мы разводим хороводные расстанцовки, учимся петь фольклорные вокальные песни, также готовим эстрадные песни для концертов, выступаем в народных костюмах и изучаем теорию. Теория с практикой идут по расписанию. Подготовка к концертам начинается заранее. Сначала продумываются и готовятся номера к каким-либо концертам, а когда уже сообщают о концерте или событии, мы подбираем подходящий номер под его тематику».

Воспитанники фольклорного отделения школы искусств рассказали нам о своей учёбе.

Полина Петрова:  

— На фольклорном отделении я занимаюсь уже 4 года. Занятия мне нравятся, они всегда проходят интересно. А ещё мне очень нравится петь.

Екатерина Романова:

— Занимаюсь уже 4 года. Пришла, потому что мне захотелось разнообразить жизнь, привнести в неё яркие краски. И  я выбрала именно это отделение. Нравится участвовать в концертах и мероприятиях.

…Своё путешествие по детской школе искусств продолжаю на втором этаже. Я захожу в кабинет, из которого доносятся прекрасные звуки музыки, звуки такого удивительного инструмента, как фортепиано. А учит детей играть на этом инструменте Арламова Тамара Николаевна.

Она преподаёт в школе уже 40 лет. Любовь к музыке у Тамары Николаевны, кстати, зародилась здесь, тогда ещё в музыкальной школе. Уже в 1 классе она чётко поняла, что хочет быть здесь преподавателем.

— В моём классе обучается 16 человек, — рассказывает Тамара Николаевна. — Это ребята с первого по восьмой класс. Есть разделение по группам. Обучение занимает 8 лет: как только ученик приходит в 1 класс к преподавателю, этот же преподаватель ведёт его до 9 класса. Потом они уже заканчивают школу, сдают выпускные экзамены и получают свидетельство об окончании. Наша школа даёт ребятам начальное профессиональное образование. Это не просто кружок, это не студия. Это именно школа.

Каждому ученику даётся 2 часа в неделю, то есть по уроку два раза в неделю по предмету «специальность». Также есть предмет «ансамбль», где мы играем в четыре руки; есть фортепиано и аккомпанемент».

К своим ученикам Тамара Николаевна относится с любовью и пониманием. Видно, как она ими гордится. И это заслуженно. В этот день я стала свидетелем великолепной игры выпускницы Тамары Николаевны – Барановской Оксаны. Слушаешь музыку, наблюдаешь за игрой на фортепиано и не можешь себе представить, как рождаются такие удивительные звуки. А ведь это всё результат упорного труда и педагога, и его воспитанников.

Оксана Барановская:

Я обучаюсь здесь уже 8 лет. Пришла сюда ещё совсем маленькой, потому что мне очень захотелось играть на фортепиано. Я удивленно смотрела, как играют дети постарше, и мне захотелось научиться играть также. Когда я выступаю на концертах, всегда есть волнение, но как только начинаю играть, полностью погружаюсь в музыку и забываю, что в зале есть люди.

Егор Андреев:

— Я учусь здесь уже 8 лет. Мой двоюродный брат, который старше меня на год, уже в 7 лет играл достаточно серьёзные произведения. Я слушал и тоже захотел научиться так играть. Родители поддержали меня, даже купили домой фортепиано, чтобы я мог заниматься.

А вот у ещё одной ученицы Арламовой Тамары Николаевны путь в детской школе искусств начался с очень раннего детства. Она прошла многие отделения школы и теперь выбрала то, что ближе всего её сердцу.

Екатерина Шлеменкова:

— В школу искусств я пришла ещё совсем маленькой, сначала училась на отделении ОЭВ, потом —  на художественном отделении, которое закончила в позапрошлом году, а ещё посещала фольклорное отделение. Я смотрела на других ребят и поняла, что музыка мне по душе, захотела научиться её создавать и играть на фортепиано. Обучение очень захватывающее, мне всё нравится.

А мы, дорогие читатели, идём дальше и знакомимся с преподавателем народного отделения по классу баян Липовой Ниной Петровной.

— Общий мой стаж 48 лет, — рассказывает Нина Петровна, — а в школе искусств я работаю чуть больше 20 лет. У меня обучается 17 ребят. В основном, это мальчики. То, как проходит наше обучение, зависит от класса, в котором обучается ребёнок. Если это первый класс, то обучение начинается с правильной посадки, со знакомства с инструментом и клавиатурой, с постановки правой и левой рук. Во втором классе мы начинаем играть двумя руками, дети уже знаю, что такое басовый и скрипичный ключ. В старших классах работа идёт над художественным замыслом произведения. Нам нужно не просто сыграть ноты, ведь ноты – это скелет. Необходимо передать замысел автора, если это композиторское произведение. Занятия проводим два раза в неделю по 45 минут».

Воспитанник народного отделения Дворяткин Максим об обучении говорит так:

— Мне нравится играть, нравится учиться. Без сложностей, конечно, никуда, но я всегда с ними справляюсь.

Приятно увидеть и услышать, что на народном отделении по классу баян обучаются дети. Согласитесь, сейчас нечасто увидишь молодёжь, выбирающую этот инструмент. А вот в школе искусств дети с интересом с ним знакомятся и постигают азы игры на этом непростом инструменте.

Затем я познакомилась с ещё одним преподавателем фортепианного отделения Саврасовой Татьяной Александровной, которая работает здесь с 1986 года. Татьяна Александровна сама закончила музыкальную школу, что и определило её дальнейший профессиональный путь. После окончания музыкального училища вернулась сюда уже в качестве преподавателя.

— Каждый учебный год у нас разное количество детей, – рассказывает мне Татьяна Александровна, — но сейчас приблизительно 13-14 человек. Наш урок называется «специальность», мы работаем индивидуально два раза в неделю, бывают также ансамбли. Младшие классы – это ребята с 1 по 4 классы, а старшие – это с 5 по 8 классы.  Обучение выстраиваем «по ступенькам». Сначала играем ансамблем с маленькими детками, а когда они выучат ноты, начинают  играть самостоятельно. Старшие ребята уже играют сами и учат то, что им нравится.  

Моя выпускница, Набыжева Вика не так давно играла на фортепиано во время мероприятия в школе. Люди завороженно смотрят и удивляются: «Как можно так играть?». А ведь всё это результат упорства и любви к музыке…».

Я попала к Татьяне Александровне, когда у неё шло занятие. Я, конечно же, поговорила с юным дарованием – Панфиловой Настей. Оказывалось, что играть на фортепиано Настя мечтала уже три года, но учиться пришла только год назад.

Мне тут нравится, — говорит Настя, —  Когда я слышала, как кто-то играет на фортепиано, меня это восхищало. А сейчас я сама учусь играть, от этого я очень счастлива!

… Я оказываюсь в кабинете завуча Монастырщинской детской школы искусств Корбуковой Ирины Анатольевны, которая также является преподавателем фортепианного отделения и теоретических дисциплин.

Она ведёт уроки, сольфеджио, музыкальную литературу. В школе искусств Ирина Анатольевна работает 36 лет. И за всё это время 10 её учеников связали свою жизнь с музыкой и поступили в музыкальные училища.

— Мне очень нравится моя работа, — говорит Ирина Анатольевна, — я всё детство мечтала стать преподавателем в музыкальной школе. И моя мечта сбылась. Я очень рада, что некоторые мои ученики решили связать свою жизнь с музыкой. Сейчас у меня учится Никитенкова Анастасия, которая тоже готовится пойти по музыкальному пути. Для меня это большая радость. Завучем я работаю уже второй год и хочу, чтобы школа процветала, хочу помогать ученикам всех отделений, чтобы они могли получить образование и работать в той сфере, которая им нравится.

К сожалению, мне не удалось увидеться со всеми преподавателями школы, но я расскажу о каждом…

Морозова Наталья Сергеевна – преподаватель общего эстетического отделения Монастырщинской детской школы искусств. Тот человек, который учит совсем маленьких деток и помогает им понять, какое направление в творчестве им ближе. Родилась и выросла Наталья Сергеевна в посёлке Монастырщина. Закончила Монастырщинскую среднюю школу в 1997 году и потупила учиться в Смоленский педагогический колледж, который закончила в 2000 году. Работать в школу пришла чуть меньше 10 лет назад. О своей работе она говорит всегда с любовью и оптимизмом:

  — С детства мечтала стать преподавателем. Младшие брат и сестра всегда участвовали в моих импровизированных уроках. Они, конечно, хотели играть в другие игры, а я настаивала на своем: «Будем играть в школу!». До сих пор продолжается моя «игра». По жизни отношусь ко всему с творчеством. Любой праздник, проводимый в семье, школе, у друзей, знакомых пытаюсь сделать незабываемым, ярким, веселым, привлекая для этого всех присутствующих. Пытаюсь от жизни взять все. Хочется везде побывать, все успеть. Не боюсь экспериментировать с самой собой, постоянно анализирую свою работу.

Деменкова Екатерина Егоровна – преподаватель хореографического отделения. Екатерина Егоровна сама является выпускницей школы искусств. Здесь она трудится и передаёт все свои умения и навыки детям вот уже почти 10 лет. Она искренне горит своей работой, всегда пополнять копилку своих знаний и умений. Обладает организаторскими способностями, которые проявляются в работе с детьми и родителями.

Когда ты видишь её учеников на сцене, наблюдать за ними одно удовольствие. Они всегда танцуют весело, интересно, нестандартно. Каждый номер прекрасно поставлен и отрепетирован, а наряды, в которых выступают юные девчонки и мальчишки, ещё больше погружают в атмосферу танца. И своего преподавателя ребята очень любят и ценят, всегда к ней прислушиваются. Уверена, что дальше Екатерину Егоровну ждёт ещё больший успех на её творческом пути.

…Вот так незаметно, уважаемые читатели, подошла к концу наша маленькая виртуальная экскурсия по миру искусства, музыки и творчества. Хочется завершить её пожеланиями директора Монастырщинской детской школы искусств Титовой Елены Леонидовны, которые адресованы ученикам и коллегам в преддверии скорого 60-летия:

Самое главное в музыкальных школах — это люди. Это преподаватели нашей школы и наши ученики. Это не просто учёба и приобщение к творчеству. Это культура общения, культура поведения, выстраивания отношений друг с другом, умение слушать. Все это воспитывается в детях при получении дополнительного образования, делает их высококультурными личностями. С особой гордостью хочется отметить педагогический коллектив нашей детской школы искусств. Каждый профессионал в своем деле, все вместе — ответственные, работоспособные, преданные, творческие, яркие каждый в своем проявлении!

От всей души поздравляю своих коллег с юбилеем школы и желаю крепкого здоровья, терпения, счастья, а также прекрасных, талантливых и способных учеников, понимающих и добрых родителей.

Хочется, чтобы с каждым годом к нам приходило ещё больше детей. И чтобы они не бросали обучение, а заканчивали. А после окончания школы не забывали нас, своих преподавателей и приходили к нам в гости. Чтобы они искренне любили музыку, любили искусство и пронесли эту любовь через всю свою жизнь.

Валерия ТРЕТЬЯКОВА

Газета «Ленинское знамя» №103 от 30 августа 1964 года.

Музыкальная школа в Монастырщине

Впервые в Монастырщине в нынешнем году  открывается детская музыкальная школа. Это большое событие. Оно еще раз наглядно подтверждает великую заботу нашей партии о воспитании подрастающего поколения.

В нашей стране очень  много людей, которые любят музыку. Ее чарующие звуки переносят нас в мир прекрасного, пробуждают светлые мысли и благородные чувства. Хорошая музыка всегда бодрит человека, приносит ему истинное наслаждение.

Мы часто слушаем по радио музыкальные концерты из Москвы и других городов страны. Выступают известные баянисты, мастера игры на фортепьяно. Слушают юноши и девушки и вслух рассуждают: «Вот бы так научиться играть».

Такое желание вполне объяснимо. Наша советская молодежь горит желанием обогатить себя знаниями, старается овладеть наукой, культурой, искусством, чтобы стать полноценным строителем коммунистического общества.

Наша ленинская партия и Советское правительство неустанно заботятся о подъеме материального и культурного уровня народа.- Эта забота четко и ясно обозначена в Программе КПСС, принятой XXII съездом партии.

После июньского (1963 год) Пленума ЦК КПСС особенно горячо развернулась работа по воспитанию нового человека, всесторонне образованного строителя коммунизма. И во всём комплексе эстетического воспитания молодежи музыкальная культура занимает у нас одно из почетных мест.

Вот, почему с каждым годом увеличивается сеть детских музыкальных школ, призванных раскрыть таланты, воспитать новые отряды музыкантов-исполнителей. И Монастырщинская детская музыкальная школа сыграет в этом свою роль.

 Коротко расскажу об условиях приема в детскую музыкальную школу. Сюда принимаются дети, обладающие музыкальными данными: музыкальным слухом, хорошей памятью, не имеющие физических дефектов, препятствующих игре на избранном музкальном инструменте. Сроки обучения: по классу фортепьяно – 7 лет, баяна – 5 лет. В первый класс принимаются дети школьного возраста: по классу фортепьяно в возрасте 7-9 лет, баяна 9-14 лет.

Сейчас в школе идут приемные экзамены. Пройдет немного времени, и дети, принятые в школу, приступят к занятиям.

Товарищи родители! Постарайтесь, чтобы ваши дети приобрели музыкальное образование. Это очень пригодится им, украсит их жизнь. И кто знает, может быть, из будущих выпускников Монастырщинской детской музыкальной школы вырастут впоследствии видные музыканты.

Л. Шмакова, директор Монастырщинской детской музыкальной школы