Общество,  Судьба

«Подполковник с гармошкой»

Недавно у нас в редакции раздался звонок. Нам позвонил Вячеслав Леонидович Кондратенков и рассказал, что в далеком 1966 году о нем выходила статья в нашей газете, тогда она еще называлась «Ленинское Знамя». Он очень дорожил ею и бережно хранил. Но время безжалостно не только к людям. Страницы газеты пожелтели, текст выцвел. Стало невозможно прочесть те памятные строки, которые были так ему дороги. Вячеслав Леонидович попросил нас ему помочь и сделать копию дорогой для его памяти газеты из нашего архива.

Через неделю веселый, энергичный, нарядный, с каким-то небывалым задором в глазах и с теплой улыбкой на лице Вячеслав Леонидович стоял на пороге нашей редакции.

 Живет наш герой в городе Смоленске, но отложил все свои дела на потом и приехал за памятной для него копией газеты. А в той газете маленькая заметка о 6-летнем мальчике Славике Кондратенкове с символичным названием «Музыканту — 6 лет».

Сейчас Вячеславу Леонидовичу уже 62 года. О себе и своей жизни он неспешно ведет разговор:

  — Моя мама работала заведующей клубом в деревне Дмыничи Монастырщинского района и приносила домой с работы списанные гармошки. Я самостоятельно на слух учился играть. К слову сказать, у меня ни мать, ни отец на музыкальных инструментах никогда не умели играть. Только мой дед в далекие 30-е годы играл на балалайке, и все. В общем, я такой самоучка в семье один.

 В 1965 году, в преддверии празднования 20-летия Победы в Великой Отечественной войне, к нам в деревню приезжал Гришин Сергей Владимирович, Герой Советского Союза, командир партизанского полка «Тринадцать», вместе с товарищами.  Я сидел недалеко от них и что-то на слух наигрывал на старой списанной гармошке. Они были удивлены, что я такой маленький, а так хорошо умею играть. Мы с ними тогда сфотографировались на память.

Вот только жаль, я забыл взять эти фотографии, чтобы вам показать, — огорчается Вячеслав Леонидович. — Позже после окончания восьми классов председатель колхоза имени Советов, который находился в деревне Дмыничи, хотел отправить меня учиться в культпросветучилище. Но я отказался, потому что мои сверстники на тот момент уже поступили в строительный техникум, и я решил пойти учиться туда же. Ведь я считал, что эта профессия мне в жизни пригодится больше. Я же мужчина! Должен уметь и гвоздь забить, и крышу починить. А на гармошке я самостоятельно научился играть.

После окончания учебы я пошел отдавать свой долг Родине. Но даже во время службы я не мог представить свою жизнь без игры на гармони. Как бы парадоксально это ни звучало, но мой отец прислал мне инструмент даже на службу, — смеется Вячеслав Леонидович. — И я своей игрой радовал сослуживцев.

В наш взвод неоднократно приезжал москвич-коммерсант к своему родственнику и часто слышал, как я играл. И в один прекрасный день он приехал не с пустыми руками, а с гармошкой. Он подарил мне любительскую маленькую гармонь.

А сколько у меня было гармошек! Вы даже не представляете! — продолжает свой рассказ Вячеслав Леонидович. — Вот, к примеру, в советское время проходили демонстрации, и на одной из них моя гармонь промокла под дождем, меха размякли, и я выбросил ее с дамбы в ров. Жалко, конечно, было, но инструмент ремонту не подлежал.  Я вообще играл везде. На разных мероприятиях, на свадьбах, юбилеях.

После армии я пошел работать на Смоленский завод холодильников. Там мастером был очень хороший мужчина. Он сразу у всех новеньких спрашивал: «А как у тебя обстоят дела по музыкальной части?» Очень он любил, чтобы работники завода участвовали в художественной самодеятельности. Я ему сказал тогда: «Да, я играю на гармошке». Так он меня сразу взял мастером, — снова улыбается Вячеслав Леонидович. — Ездили в Хиславичский район, деревню Черепово, там у нас от завода холодильников было свое подсобное хозяйство и свинокомплекс. Я и другие работники завода там устраивали концерты художественной самодеятельности.

Позже я поступил в Смоленский педагогический институт, ушел с завода на строительство кооперативного техникума, где отвечал за технадзор по строительству. Позже, когда я закончил институт, судьба сделала крутой поворот: я стал работать в силовых структурах. Вот так в 30 лет пошел служить и в 45 лет уже вышел на пенсию в звании подполковник.

Помню, как в 1995 году по Смоленску, в основном по рынку на Колхозной площади, ходил мужчина и играл на любительской гармошке, именно на этой, которая сейчас у меня, — говорит Вячеслав Леонидович, — а времена тогда тяжелые были, и он ее продавал за 300 долларов. Я так загорелся желанием купить эту гармошку! Я тогда одолжил денег у кого только мог, но гармошку эту купил!

Сейчас у меня несколько гармошек, и почти все любительские. А еще я играю на гитаре, только сейчас редко очень. В основном только на гармони, и то для себя. Иногда хочется свою душу порадовать и успокоить. Вообще я играю все, а когда пою, мне обязательно нужно, чтобы перед глазами были тексты песен, а то могу сбиться или забыть слова.  Вот, к примеру, каждое 9 Мая я надеваю форму, выхожу к себе в беседку, беру гармошку и начинаю играть и петь. Именно так я отмечаю День Победы и одновременно радую свою душу.

Я женат. Моя супруга 40 лет работает старшей медицинской сестрой в Смоленской клинической больнице. Вырастили сына и дочь. У нас три замечательных внучки. К моему большому сожалению, ни мои дети, ни внуки на музыкальных инструментах не играют и не поют.  Хотя внучки еще маленькие. Посмотрим, что время дальше покажет.

…Вячеслав Леонидович приехал к нам не только с хорошим настроением и замечательным рассказом о себе, но и подготовил для нас мини-концерт. Играет он так, что мурашки по коже. Умеет затронуть самые глубины души, растревожить память, а ноги сами рвутся в пляс. А слышали бы вы этот голос!  Его пение совместно и игра на гармошке просто изумляют.

Хороший гармонист, тем более самоучка, сыграет и споет любую песню, только нужен мотив и первый куплет песни.

Благодаря таким самобытным гармонистам, как герой нашего рассказа, самый любимый в народе русский инструмент по-прежнему популярен. И звучит русская гармонь на концертах и праздниках, и радует она души, и веселит людей.

Юлия ПОЛЯКОВА

А вот та самая статья, которой так дорожит Вячеслав Леонидович.  газета «Ленинское Знамя» от 25 февраля 1966 года «Музыканту- 6 лет».

Музыканту — 6 лет

Славику Кондратенкову скоро шесть лет. Он еще не ходит в школу, но уже умеет читать, писать и считать. Особенно он увлекается музыкой. Когда по телевизору идет концерт, Славик не сводит глаз с экрана, следит за всеми движениями исполнителей, запоминает музыку, песни.

Родители, заметив способности мальчика, купили ему гармошку. Через некоторое время Славик на ней самостоятельно стал исполнять песни.

До сих пор в семье Кондратенковых никто ни на чем не умел играть. Поэтому Славику труднее приходится овладевать техникой игры на гармошке. Но, несмотря на это, сейчас он хорошо исполняет русские старинные вальсы «На сопках Маньчжурии», «Дунайские волны», «Березка» и другие. Исполняет на гармошке много русских народных и современных песен и танцев.

Мы попросили Славика сыграть что-нибудь. Мальчик охотно согласился. Просто невероятно, что у такого малыша так быстро бегали пальцы по клавиатуре гармошки, извлекая волнующие звуки музыки.

Мы пока не знаем, кем будет Славик в будущем. Но от души желаем ему больших успехов в овладении музыкальным искусством и в его будущей учебе.

Текст И. Семенкова.