Общество

Вот такая она — дружба людей и птиц. Один раз и на всю жизнь

Жизнь птиц и людей очень взаимосвязана, хотя редко кто это замечает. Делая кормушки для тех птиц, которые остались зимовать рядом с нами, и подкармливая их, мы совершаем добрые дела. Птицы в ответ помогают человеку сохранять природу в балансе.

И в нашем районе есть такие люди, которые с большой любовью заботятся о птицах.  Один из них — Виктор Дмитриевич Попов из деревни Жуково.

Когда мы узнали об этом увлечении, хотя правильнее, конечно, сказать образе жизни Виктора Дмитриевича, то решили отправиться к нему в гости, познакомиться поближе с ним и его пернатыми друзьями. Кстати, мы знали, что у нашего героя есть еще одно хобби. Но не будем забегать вперед, расскажем вам, наши дорогие читатели, обо всем по порядку. 

Подъезжая к дому Виктора Дмитриевича, я сразу обратила внимание, что дом окружен большими деревьями, а на них скворечники и кормушки самых разных форм и размеров. С улыбкой на лице возле дома меня встречал сам Виктор Дмитриевич. Узнал о цели нашего визита и, конечно, с удовольствием согласился пообщаться. Рассказать о себе, своей жизни и о своих друзьях — птицах:  

— Родился я 24 июня 1937 года в Ленинграде. Всю блокаду вместе с родителями провел там же.  Отец мой был военным, а мать — домохозяйка. Когда советские войска прорвали блокаду Ленинграда, я с семьей отправился в Псковскую область, город Великие Луки, к дедушке с бабушкой по материнской линии. Но так как это были послевоенные годы, разруха, голод, то родители перевезли меня в Воронежскую область, к дедушке и бабушке по отцовской линии.

В 1946 году, после окончания войны, моего отца отправили служить в Северную Корею. Маму и меня он, естественно, забрал с собой. И вот с 1946 года по 1948 год мы жили в Северной Корее. В конце 1948 года моего отца перевели в небольшой город Северо-Курильск — единственный населенный пункт на острове Парамушир. Жизнь там была как на вулкане, в самом что ни на есть прямом смысле: на острове 23 вулкана, пять из них действующие. 

Но слава Богу, незадолго до 5 ноября 1952 года отца снова перевели, и мы переехали на Камчатку. Так сложилась судьба, что мы остались живы.  Ведь беда в Северо-Курильск пришла откуда не ждали. Землетрясение вызвало катастрофическое цунами, которое смыло Северо-Курильск с лица земли, — с дрожью в голосе вспоминает Виктор Дмитриевич. — До 1954 года мы жили на Камчатке в Усть-Большерецке. В этом же году отца направили обратно в Лениградский военный округ. Полтора месяца мы прожили там, но я так и не смог привыкнуть к этому шуму, мне нравилась природа и тишина, а в Ленинграде все было наоборот. Постоянно сигналят машины, с грохотом ездят трамваи, шум, гам, большое количество людей.

И вот в 1954 году отцу досрочно оформили пенсию с правом ношения военной формы, так как на пенсию он вышел в звании подполковника. Мы снова переехали в Великие Луки и остались там жить.

В 1956 году меня призвали в армию. Служил я в Мурманской области, город Печенга. Но так сложилась жизнь, что во время выполнения боевого задания я получил серьезное ранение руки, и врачи ее ампутировали. До окончания срока службы мне оставался всего месяц, но из-за инвалидности меня комиссовали, и я вернулся домой в Великие Луки.

Около года я просидел дома, пытался привыкнуть к тому, что случилось. Все-таки молодой, а без руки. Учился делать все одной рукой. Долго думал, что дальше: образование 10 классов, в армии отслужил, но надо же как-то строить свою жизнь, и я поступил в Великолукский сельскохозяйственный институт. Именно в институте я повстречал ту единственную и любимую Нину, которая стала моей женой, — с нежной улыбкой и любовью в глазах вспоминает наш герой. — В 1964 году мы окончили институт. И по распределению поехали на родину Нины в Починковский район. Оттуда нас направили в Монастырщинский район, деревню Соболево. Приехали в Соболево, а нам сказали, что мест нет. Тогда мы в деревню Жуково отправились, в колхоз имени 1 Мая. И вот с 8 июля 1964 года мы начали здесь жить и трудиться.

Всю жизнь, до самой пенсии, мы с Ниной проработали агрономами. Вырастили прекрасных детей — сына Николая и дочь Наталью. Сейчас у нас уже 4 внука, 3 внучки и 7 правнуков.

— Виктор Дмитриевич, я знаю, что у вас есть еще одно любимое увлечение.

— Есть, — смеется он. — Вот с 1954 года я увлекался фотографией. Был фотографом-любителем. Раньше было интересно делать фотографии по всем правилам: с проявителем, закрепителем. Сейчас этого уже, конечно, нет, все цифровое, и это не так увлекательно, — с огорчением говорит мой собеседник.

— А есть у вас любимые фотографии?

— Ну что вы?!  Во-первых, у меня их столько, что не сосчитать, а во-вторых, у меня все фотографии любимые. Каждое фото дорого по-своему. Ведь в них я запечатлел жизнь.

— Я знаю, что вы очень любите птиц. Откуда возник этот интерес?

— А как их не любить?! У меня с самого детства перед глазами была природа, природа, природа! Я часами мог наблюдать за ними, за тем, как они летают. Сейчас ко мне постоянно прилетают дубоносы, синички, малиновки, щеглы. Аист любит зайти в гости. По зиме ко мне ежедневно во двор приходили 13 куропаток. Ближе к весне их стало уже 8, так как они разбиваются на пары. А вскоре и вовсе осталась одна куропаточка, очень долго она ко мне ходила, и та потом нашла себе пару.

А один раз ястреб стукнулся мне в окно и очумел немного, сел на подоконник, глазами хлопает и смотрит на меня. А все это лето ко мне прилетал снегирек. То на одной кормушке поест, то на другой. Интересный очень был. А несколько дней назад смотрю, он прилетел, но какой-то неестественный. Я посмотрел, а у него хвост оторван. И с тех пор его нет, может погиб, не знаю. Жалко очень моего снегирька, — с болью в голосе говорит Виктор Дмитриевич. — Я очень люблю всех птиц. Всего возле дома у меня восемь скворечников, а сколько кормушек, я даже и не знаю, не считал.

Вот выйдешь вечером во двор, сядешь на крыльцо и смотришь, как они летают, слушаешь их щебетанье, и на душе так легко и хорошо становится. Если мы будем равнодушно к ним относиться, количество пернатых сократится. Ведь можно просто сделать кормушку и положить в нее корм, те же самые семечки, и даже этой малостью мы можем помочь нашим пернатым друзьям.  Я так хочу, чтобы люди не относились равнодушно к птицам, — сказал мне на прощание Виктор Дмитриевич, — вы это обязательно напишите.

Юлия ПОЛЯКОВА

P. S. Выполняю просьбу Виктора Дмитриевича. Уважаемые наши читатели, уважаемые жители Монастырщинского района, а ведь для того, чтобы делать добрые дела, нужно совсем немного. Нужно не делать зла. Заботиться о себе и своих близких, жить без злобы и зависти. Ценить и беречь все, что подарила нам жизнь. И никогда не проходить мимо боли, страдания. Не быть равнодушными людьми. Самое большое зло в мире — это равнодушие. Именно с его молчаливого согласия творятся все самые страшные беззакония. А мы ведь с вами люди неравнодушные.