ВЕТЕРАНЫ-СТРОИТЕЛИ
Валентина Николаевна Кирпиченкова (Николаева)
— Я отработала в ПМК-85 с 1967 по 1990 год, то есть 23 года.
Окончила Рославльское ГПТУ-11 и была направлена на работу в Монастырщину. Вместе со мной учились Рая Тупичкина, Нина Яновская и еще две девушки, но они уже уехали отсюда.
Работала штукатуром-маляром и с Галей Цикуновой, и с Фирой Дитковской (Сашенковой), и с Машей Кондратовой. Работа эта как бы совмещённая и очень трудная. Ты и штукатур, и маляр, и делаешь и то, и другое — и внутренние отделки, и внешние. Представляете, работали и помощниками каменщиков. Зимой все здания, что строили, мы выносили в полном смысле по кирпичику на своих руках, поэтому и сейчас и руки, и ноги болят. Мы ж себя не жалели, молодые были, горячие. План всегда старались перевыполнить.
Ну еще у меня ж такая фамилия символическая стала, как я замуж вышла, — Кирпиченкова. Как же мне плохо можно работать? Никак! Мои напарницы подшучивали: «Носи, Валюшка, кирпичи бережно, они ж тебе, как родственники однокоренные!» или «Смотрите-смотрите, как аккуратно и с любовью Валя Кирпиченкова кирпичики подает, словно вазочку хрустальную, просто загляденье!»
А жили мы сначала летом в вагончике возле Вихры, потом осенью переселили нас в общежитие.
Строила районный ДК, дома культуры в Носково и в Крапивне, школы в Любавичах, Носково, Досугово, а в Скреплево — коровник. Наши и в Раёвке многое строили, но я там не работала.
Все праздники мы прекрасно отмечали, нам и музыку хорошую привозили, и концерты ансамблей из Смоленска были. Да мы и сами могли такой праздник устроить, что долго не забудется! Каждую субботу в красном уголке в общежитии на улице Мира танцы устраивали. Баян принесем, магнитофон старенький и давай отплясывать. Парни все из поселка к нам сбегались. Я со своим мужем Володей Кирпиченковым на танцах тех и познакомилась. Два года ждала из армии. Он работал трактористом в ПМК-85. (Да, очень уважаемый был человек Владимир Дмитриевич, его ценили на работе как прекрасного специалиста. — Прим. Автора.)
Начальником у нас был Николай Васильевич Шупилкин, и он считал, что мы заслуживаем хорошего отдыха, хотя бы в праздничные дни. Так-то мы работали с раннего утра и порой только вечером затемно с объектов возвращались. Уезжали на село сначала на грузовых машинах (нас возили в кузове), а потом уже при Николае Васильевиче и автобусы появились, и мы с комфортом на объекты добирались. Ещё и песни в автобусе споем, и в картишки с дедом Никаноровичем скинемся. Ох и любил он — Корнеев Василий Никанорович — в картишки поиграть! Хорошие остались от того времени воспоминания, ох, хорошие! И очень жаль, что все это уже в прошлом.
А вот работа строителя — она очень почетная и нужная. Все, что мы делали своими руками, и сейчас напоминает и будет напоминать о тех прекрасных годах, когда мы были молоды и счастливы. Жизнь очень изменилась, но я всегда с гордостью смотрю на те строительные объекты, которые мне посчастливилось строить.
Татьяна Акиндимовна Иванова
— Я отработала в ПМК-85 23 года — с 1966 года. Потом 13 лет трудилась на «платочках» (Татьяна всегда любила, умела и умеет шить. — Прим. автора) и 4 года на Монастырщинском сырзаводе. А если считать мой общий трудовой стаж, то надо добавить еще 4 года, когда я жила в Вологодской области. Там родилась и два года, с 16 до 18 лет, работала на местном сырзаводе, а потом училась в Ленинграде в строительном училище на каменщика.
После окончания получила четвертый разряд, самый высокий разряд. А 9-й и 10-й классы школы я заканчивала в Мурманске. В этом городе у меня братья двоюродные жили, они ходили в море и помогли мне получить в 16 лет паспорт. Но на севере я не смогла жить, мне не нравился тот суровый климат и долгие, по три месяца, зимние полярные ночи.
А на Смоленщину я приехала вместе с мужем Леонидом Ивановым. Он проходил армейскую службу в Ленинграде, и мы там поженились. Жили в общежитии, но его мама очень хотела, чтобы он вернулся на малую родину — в совхоз «Скреплево». Вот мы и приехали. Нам дали комнату с подселением на СХТ, а потом общежитие. Он работал на стройке крановщиком.
Мой первый объект — это районный ДК. Фронтоны — работа нашей бригады и моя, конечно же, и Вити Немого (он не мог говорить, и мы его все так и называли). У него тоже был четвертый разряд каменщика, вот мы с ним и заводили углы, а потом уже кладка стен по шнуру шла. На льнозаводе дом двухэтажный построили, там потом детский сад был, ресторан на месте старого кинотеатра, который снесли, и больницу-двухэтажку, и переход, что соединял с роддомом это здание, и госбанк, где сейчас райсуд находится, и новый кинотеатр.
Мастером у нас был Слава Котов, а бригадиром Вовка — брат его жены Раи Котовой. А еще я работала с Аней Ермоленковой, Ниной Десовой, Валей Власовой. А бригадиром каменщиков у нас был Леня Птущенков.
Часто ездили на периферию, так мы деревни называли. Нас Леня Савицкий возил. А жена его — Валя Савицкая — работала маляром-штукатуром и комендантом общежития была. Мы потом долго в одном доме с ними жили, где я и сейчас живу.
В День строителя всегда наряжались, принимали поздравления в красном уголке от начальства и шли или на речку, или в ресторан.
Шупилкин наш начальником был очень хорошим, справедливым и человечным. Мы его все уважали. Ко мне с добром относился, да и ко всем. Приезжал на объекты, проверял, как мы работаем.
Хорошее времечко было, но его уже не вернуть. Все мы жили примерно одинаково, никому не завидовали. Не было очень богатых и очень бедных. Квартиры у всех почти одинаковые, работа всегда с настроением,
хоть и трудная, отдых — с радостью. Все шутили, смеялись и просто не задумывались о том, что впереди. Жили настоящим. Ездили за продуктами в Белоруссию на автобусе пээмковском.
А сейчас совсем время другое… Да и мы уже тоже совсем другие.
Спасибо газете, что вспомнили про нас, нам это очень приятно, ведь мы всю свою жизнь отдали району. Я не люблю хвалиться, но у меня много есть и грамот, и дипломов, и медалей. И где бы я ни работала, мой портрет всегда висел на районной доске почета.
Подготовила
Валентина ШУПИЛКИНА