Общество,  События

МОЯ СОСЕДКА ТЁТЯ ЛЁЛЯ

Вот так мы и жили не тужили в любимом Стегримове — по-доброму, по-соседски, мирно и дружно. Соседи наши: Филиппенковы — с одной стороны, Новиковы — с другой и Барановы — напротив. Все милейшие люди. К тете Леле (она из старшего соседского поколения одна в живых осталась) и сейчас захожу в каждый свой приезд на свою малую родину как домой.

2021 год стал юбилейным для моей землячки, соседки тети Лёли — Ольги Федоровны Новиковой. 31 марта она отметила 90-летие.

Тетю Лёлю я знаю всю жизнь, если еще точнее, то с восьми лет.

В первый класс я с ребятней ползала по снежным сугробам в Стегримовскую школу из деревни Сушково, а моя одноклассница Таня Новикова — старшая дочка тети Лёли — из деревни Зайцево. Именно туда моя героиня — молодая девушка Ольга — и переехала, выйдя замуж за Николая.

А родилась она в Стегримове. В поле за их домом мы в детстве вечерами пасли коров и всегда заходили к Таниной бабушке за кусочком хлебушка для животных, ну и себе непременно прихватывали… Это было очень вкусно! Но если кто-то подумал, что мы голодали, то это совсем не так! Жили мы в достатке. И домашней вкусной еды хватало, и в нашем замечательном стегримовском магазинчике чего только не было: конфеты разных сортов на любой вкус: «Ласточка», «Буревестник», «Красный мак», все в стеклянных вазонах — глаза разбегаются, витиеватые фигуры из шоколадных плиток искусно выложены продавцами на витринах, бочки с аппетитной селедкой и много-много всего другого… А мамочки наши нам ни в чем не отказывали…

В 1964 году мои родители построили дом на центральной усадьбе колхоза имени Чапаева, прямо на поле ржи. Одна из улиц деревни, что в районе школы, кончалась на доме ВалькА Филиппенкова, а дальше мы сгрузили свои материалы для нового дома.

Кругом рожь, васильки и… кирпичи, балки, доски для строительства, которое велось усиленными темпами. А аккурат в ряд за нами и Новиковы строились. Они тоже там же, где и мы, разгрузились и даже успели березку привезти из деревни Привольнево, где когда-то тетя Лёля училась (она окончила семь классов Привольневской школы), и посадили деревце в знак начала «знаменитой стройки века» на необжитой целине, как взрослые тогда шутили. Сейчас это огромная более чем полувековая береза.

И улица достаточно длинная… Никто из-за места не ссорился и не спорил. По такому случаю Николай Илларионович собрал народ и перенес чуток подальше свой пока разобранный щитовой дом. А дома-то наши один в один — щитовые, планировка одинаковая: прихожка, зал, спальня и кухня.

Да и жизнь в целом очень похожая была у соседей. Моя мама и Ольга Федоровна работали в конторе (тетя Лёля — всю жизнь бухгалтером, это очень почетно на селе было, да и есть).

Каждое утро моя мама и Лёля, да и другие деревенские женщины-интеллигентки — служащие и учителя, наряжались, как в униформу, в темные сарафаны, сшитые местным портным дядей Ваней Маймусовым, который мог без примерки за ночь любой наряд состряпать. Блузки меняли: то в горошек, то в полосочку, но самое любимое — в цветочек, и обязательно, чтоб спереди завязывался этот блузон бантом.

Работали добросовестно, домой возвращались с учетными книгами и счётами, аккуратно неся их под мышками. Уроки у нас не проверяли, было некогда, ведь дома хозяйство. Хотя по хозяйству главными были все-таки наши бабушки: у нас — баба Настя, а у Новиковых — баба Маня. А папы наши, мой и Танин (муж Ольги Федоровны), шоферили.

У Новиковых — трое детей. Колька, названный в честь отца Николая Илларионовича, средний. Хороший парень, а сейчас прекрасный мужчина, в детстве полненьким был. Ох и доставалось же ему от нас. Как только ни дразнили! А мама очень баловала его и старалась вкуснее покормить, впрочем, не только его и своих домочадцев, но и нас, соседских ребятишек, тоже всех привечала.

На всю жизнь запомнился мне Колькин обряд питья чая с маслом. Масло-то свое делали. Ну мы на хлеб намажем, а Колька его в чашку с горячим чаем сразу клал, оно там пятном жирным растекается… Еще и комментирует при этом: «Не вижу разницы! Что так, что так — результат одинаковый». Мы с Таней это даже просто созерцать не могли, не то что за столом одним сидеть. Забирали свой бутерброд, посыпали солью по маслицу и на улицу, ворча по дороге на Кольку.

Сейчас Николай, которому нынче 64 исполнится (он на год младше Татьяны), опора и защита и матери, и сестры, и младшего брата Сергея, которому тоже уже ни много ни мало — под шестьдесят!

Это так прекрасно — иметь возможность сказать: «Мама-мамочка, родная, любимая…» А ещё трогательнее это услышать!..

А муж Ольги Федоровны, дядя Коля, умер четырнадцать лет назад. У него болели ноги, ходил он с палочкой, но всегда гордо и достойно. Последний раз я видела его в нашем Стегримовском Доме культуры. Давно это было. Там вручали юбилейные медали. Были и тетя Лёля, и дядя Коля. И когда со сцены запели песню «Ах, эти тучи в голубом», увидев слезу на щеке любимого соседа, я подошла утешить его, а он отставил свой костылёк и говорит: «А давай-ка, дочка, станцуем! Когда еще придется?» И сам себе ответил: «А никогда!»

Этот танец живет всегда в моем сердце. Ведь дядя Коля и тетя Лёля мне как вторые мама и папа. Мы ничего особого не делали, мы просто жили как одна семья. Заборов меж большими картофельными сотками не было, где у кого ключи от дома лежат — вся деревня знала. Только сейчас, глядя на наши двухметровые ограждения, отчетливо понимаешь, как это было здорово, по-человечески! Доверие, любовь, понимание, желание помочь царили в моей любимой деревеньке детства. И никакой зависти.

Хотя нет, вру чуток! Я однажды очень позавидовала подруге Тане и её маме. Мы с Таней вместе поступили в Смоленское педучилище, четыре года жили на одной съемной квартире. Она очень быстро стала заведующей детским садиком в Смоленске. И вышла замуж. А муж её был фотографом престижного фотоателье. Профессионал высокого класса! Он подарил своей тёще (привез в деревню тете Лёле после свадьбы) огромный (больше метра) черно-белый изумительный портрет Тани в свадебном платье и в фате, стоящей у нашей любимой стегримовской березы!

Это было так здорово, так необычно! Представляете, лет 40 назад — такое фото! Любовались и завидовали все незамужние девушки. Каждой хотелось если не такого городского жениха, то точно — такое фото. Оно и сейчас, должно быть, самая большая ценность в милом домике Новиковых, куда они приезжают по выходным и по праздникам.

Все уже выросли. И тетя Лёля — уже бабушка и прабабушка, у нее трое внуков и трое правнуков! У каждого своя дорога в жизни к достижению счастья… Дай Бог, чтобы дорога эта удалась — так же, как удалась она и у моей любимой тети Лёли…

По уже сложившейся традиции в день юбилея Ольгу Федоровну приехали поздравить глава района Виктор Титов, главный специалист отдела социальной защиты населения Татьяна Минченкова и глава Соболевского сельского поселения Владимир Кулешов. Гости вручили юбилярше поздравление от президента РФ Владимира Путина, подарки от областного департамента по социальному развитию и цветы от администрации района и сельского поселения. Они пожелали юбилярше крепкого здоровья, благополучия, любви, заботы близких и тепла семейного очага.

Валентина ШУПИЛКИН