Юбилей ветерана!
17.12.2020
Первого декабря житель деревни Новоселье Василий Михалёв отметил юбилей. Ему исполнилось 90!
Поздравить ветерана с этой знаменательной датой и вручить цветы и подарки в этот день приехали и.п. главы района Александр Барановский, главный специалист отдела социальной защиты Татьяна Минченкова и старший инспектор Барсуковского сельского поселения Алла Морозова.
Что же он за человек? Уже первые его слова при нашей недавней встрече дают возможность нам судить о Василии Афанасьевиче как о волевом человеке.
- Я не пью уже 60 лет и никогда не курил! — признался ветеран.
Не каждый может похвастаться подобным! Это уже говорит о твёрдости и силе его характера. Предположу, что эту его самую внутреннюю твёрдость судьба выковала, когда он, по существу, ещё только начинал жизнь.
В один из чёрных дней, когда Смоленщина была под оккупацией и нашу землю топтал сапог фашистского завоевателя, подростка Васю Михалёва, а вместе с ним и практически всех жителей деревни Новоселье — его односельчан — вели на расстрел. Каратели согнали их на берег небольшого озерка недалеко от их хаты. Люди приготовились к смерти… - Жуткий был день, — говорит Василий Афанасьевич, — до сих пор тяжело его вспоминать. Утром отряд карателей, в состав которого входили немцы и полицаи-украинцы (народно-освободительная армия, как себя они называли), стал выгонять людей из хат, в том числе и нас — маму, меня и мою сестру. Мама попыталась что-то прихватить с собой, но было приказано ничего не брать, так как нас сейчас будут расстреливать… Всех выстроили на бугорке перед озером. Не передать словами, что каждый из нас ощущал в тот момент.
С полчаса мы простояли перед дулами автоматов и винтовок. И тут из Монастырщины на трёх подводах подкатили полицаи, а с ними Савельев, который был главой при комендатуре у немцев. Он, воюя в первую мировую войну, попал в плен и пробыл у немцев четыре года, поэтому знал немецкий язык. До войны Савельев жил в Барсуках. Он был, как сейчас помню, в кожаном пальто, белых фетровых сапогах и с повязкой с фашистской свастикой на рукаве.
Подходит он к немецкому офицеру, что командовал полицаями, протягивает какую-то бумагу… Разговор их, который перешёл потом в ругань, длился минут пятнадцать. В конечном итоге, сказав Савельеву, как оказалось, «забирай», офицер махнул рукой и уехал с полицаями. Савельев же подошёл к ЯшкеЛавренёнку, который стоял вместе с нами у озера, и говорит ему: «Только я спас тебя». Яшка этот приходился ему племянником.
Вот так, благодаря родственнику Савельева, и мы в живых остались. А в одном из домов нашей деревни жили украинцы, и когда полицаи, выгоняя всех на улицу, узнали, что это их земляки, наказали им сказаться больными, дверь хаты заколотили, написав на ней: «ХОЛЕРА». - И в чём же, по-вашему, была причина, к счастью, несостоявшейся расправы?
- Накануне в деревне был Гришин со своим партизанским отрядом. Они пробыли у нас больше суток. Именно в нашей хате он и ещё два офицера (капитан и старший лейтенант) и остановились. Помогли мне в тот момент. У меня приболело горло (ангина, оказалось), отвели меня к врачу, которая дала порошков, наказав пить их неделю. Старшему лейтенанту, который привёл меня, тоже помощь оказала, сделала перевязку — он был ранен в ногу. Эту ночь они не спали, планируя, как выйти из окружения, и зная, что каратели уже выдвигаются в нашу сторону. Затем за деревней был большой бой, у крайней хаты нескольких лошадей убило, но благодаря туману партизаны через Дмыничи вышли из окружения. Вот за это, вероятно, фашисты и решили выместить на нас свою злобу. Это было 22 марта 1943 года.
- Вот так история! Случалось ли в вашей жизни ещё что-либо особенное?
- Да, был случай. Это когда я уже служил в рядах Советской Армии. Службу проходил в Германии, при военном аэродроме, охраняя дислоцированные там наши самолёты МИГ-16 и 17. Как-то, находясь в карауле, заметил, что одна из машин, движущихся в потоке по дороге, резко вырулила из него и… к ограждению аэродрома. Из машины выскочил человек с фотоаппаратом и стал снимать наш объект. Я бросился в его сторону, но он, заметив меня, скрылся. Но до этого я сумел определить марку, это был «опель», запомнить цвет и номер машины. Всё это я сообщил в караулку. Сразу же приехали особисты. Позже выяснилось, что благодаря мне машину задержали, а того фотографа доставили в военную комендатуру. Им оказался американский шпион, который работал под журналистским прикрытием якобы специального корреспондента в Германии. Чуть позже об этом случае и обо мне рассказала наша армейская газета «Красная Армия». Я был сфотографирован для газеты на фоне развёрнутого знамени нашей части!
Служа в армии, Василий Афанасьевич окончил шестимесячные курсы шофёров. Затем при этой же школе был оставлен на два года инструктором по вождению. Демобилизовался он 17 января 1954 года.
По приезде домой стал работать тем же самым инструктором по вождению в Починковской школе механизации. Затем водителем в Починковском автохозяйстве, потом в родном районе — в колхозе имени Кирова. Когда же стало подводить здоровье и назначили третью группу инвалидности, его пригласили на работу в Турковский приёмный пункт КБО. Двадцать пять лет отработал он там до самого выхода на пенсию.
Все эти годы он прожил в Новоселье — деревне своей родной. Как говорится, где родился, там и пригодился! Один лишь их с женой дом сейчас «живым» в деревне остался. - Больше никого нет, а ведь раньше 75 дворов в деревне было, — сетует наш юбиляр.
Несмотря на солидный возраст, супруги Михалёвы, как истинные сельчане, продолжают содержать большое хозяйство. Кроме привычных каждому из нас собаки и кошки они держат коз, естественно, кур, а также пчёл. Именно пчёлы — настоящая любовь хозяина этого дома, его хобби, как модно сейчас говорить, плюс источник дохода для их семьи. Ветерана часто можно видеть на ярмарках выходного дня в райцентре с собственной продукцией пчеловодства. - Сорок(!) пчелиных домиков сейчас у меня осталось, — говорит Афанасьевич, — а раньше бывало под сто и более!..
Супруга ветерана Ольга Ивановна не отставала от мужа, являясь передовой звеньевой по льноводству. Она побывала, наверное, во всех районах нашей области, делясь с коллегами-льноводами своим опытом. Её портрет не сходил с доски почёта колхоза. Именно она вместе с ветераном войны Михаилом Тарасенковым в составе делегации смоленских аграриев побывала на ВДНХ.
Вот так и живут они вдвоём в деревне: он и верная его спутница жизни. У них двое детей. Сын служил в ВДВ, сейчас живёт в Смоленске, а дочь — в Брянске. Есть уже внуки и правнуки. В общем, всё как у всех!
МОЛОДЦЫ! Так держать, уважаемые наши земляки!
С красивым юбилеем Вас, Василий Афанасьевич!
О юбиляре рассказал
Михаил СТОЛБИКОВ
Предыдущие
Её детство украла война
Новые