Образование,  События

Учитель трёх поколений

У каждого человека есть в жизни история, которая, как зарубка на дереве: потемнеет от времени, сравняется, смолой её затянет, но приглядишься посильней — вот она, тут осталась, присмотришься ещё — и время обратно пойдёт, закрутится часовая стрелка против солнца всё скорей и скорей…

Альберт ЛИХАНОВ

У человека, которого я очень уважаю и о котором хочу рассказать, таких историй много, и это понятно… Порядочность, скромность и истинная интеллигентность – всё это присуще Учителю с большой буквы, Почётному работнику общего образования, чьё имя занесено в 2008 году в энциклопедию «Лучшие люди России», патриоту своей малой родины Листопадову Ивану Александровичу, которому на прошлой неделе исполнилось 90!

Это много или мало? Много, если судить по тому, что сделано и пережито. Но ведь многое ещё предстоит сделать. И планы есть, и пороха в пороховницах хватает. Он любит жизнь, свою жену, детей и внуков, бывших учеников, гордится своими земляками. Его радует каждое уцелевшее деревце в старом помещичьем парке.

И словно наперекор запустению, он снова и снова сажает новые саженцы и вспоминает те далекие холодные и голодные детские годы, вкус свежесваренной картошки в мундирах с хлебом и солью, сирот из детдома, педучилище и тот радостный и счастливый день, когда понял, что та учительница — красавица с длинной косой, которую как-то, мельком увидев, приметил и которая в душу запала — теперь будет работать в их школе.

Босоногое детство

Бедная крестьянская семья из деревни Барсуки… Трое детей, Иван — младший, дёргает маму за подол юбки и просит: «Мама, есть»! Старшим хорошо, они холщовые сумки за спину и в школу, а Ваня подпаском на

полдня, помогать пасти колхозных лошадей. Стадо большое — 60 голов, мужики лежат, мух с комарами отгоняют и покрикивают: «Пацан, видишь кони на посев пошли, бери кнут и беги отгоняй!» Ждёшь не дождёшься, когда смена придёт, а вечером с отцом – конюхом в ночное.

С весны по осень босиком, ничего, что холодно. Зимой – лапти, что отец сплёл. А когда был в 6-ом классе, мама за бутылку самогона у солдат купила американские ботинки, красивые, с подковками. Все ученики Сычёвской школы завидовали.

Слушая Ивана Александровича и понимая, что в его детстве многое было не так, как теперь, я поинтересовалась: «А было ли что-то лучше, чем сейчас?». Ответ был несколько неожиданным и немного шутливым, что, кстати, в характере собеседника — любит пошутить:

— Природа, несомненно, была лучше. Например, гораздо больше было полевых цветов: ромашек, васильков, колокольчиков и, вы не поверите, одуванчиков тоже!

— Да ну, одуванчиков, — попыталась возразить я. — Их и сейчас полным-полно.

— Теперь они прячутся куда-то подальше, на дальние лесные поляны, а в моём детстве они росли рядом с дорогами и даже на самих дорогах, казалось, что идёшь прямо по солнцу! Жёлтые поляны слепили глаза, и надо было щуриться, чтобы не споткнуться. А когда они отцветут, от земли к небу взлетают маленькие парашюты – настоящая метель. А ещё было больше воды в нашей старой реке. Мы ловили на удочку здоровущих окуней! И птиц тоже было больше.

Педучилище

Соболевское педучилище, 1946 год. Живописнейший уголок Смоленщины. Величественные деревья разных пород с необычайными для этой местности формами листа и крон: лиственницы, кедры, туи, длинные, ровные ряды лип и посыпанные песком дорожки между аллеями роз, акации, хмеля, жимолости. Желающих здесь учиться много. Конкурс для поступающих — 3 человека на 1 место. Иван Листопадов отлично сдаёт вступительные экзамены. Его 4 года учат замечательные учителя – учительская элита, такие, как Мазмилкина Надежда Матвеевна, привившая ему большую любовь к языкам (позднее он успешно заочно окончит факультеты русского языка и иностранных языков). Будущие учителя начальных классов должны научиться всему: знать русский и арифметику, петь и рисовать, разбираться в севообороте и во многом другом. Листопадов старался хорошо учиться, он просто не мог иначе.

Одно из трёх красивейших помещичьих зданий во время войны было разрушено и сожжено, остальные, где проходили занятия, не отапливались. Окна забивали жестью. Студенты, одетые кто во что, а преподаватель Кузнецов Евгений Николаевич в шапке, сухонький, тщедушный, в чём только душа держалась, голос слабый, дрожащий.

Питались в столовой. Тарелки жестяные, вилка, ложка свои собственные, и каждому в месяц выдавалось ещё по 9 кг муки. Мать пекла булку хлеба на неделю к столовому чёрному чечевичному супу. А если что оставалось, делали муку-завариху, или кулеш по-другому. Практику проходили в учебном хозяйстве педучилища.

Эти навыки не просто пригодились Ивану Александровичу в жизни, а стали его большим увлечением. Он и сейчас прививает новые сорта яблонь, а потом любуется их цветением и с интересом ждёт плодов. А помидоры у него на огороде красные уже в начале июля.

Первый учитель

Первое назначение – заведующий Жариковской начальной школой Ершичского района. Два учителя и двадцать учеников. Глухомань непроглядная, кругом леса дремучие, от райцентра 18 километров. Школа – избушка «без окон и дверей», без доски и мела, вместо стульев – скамейки. В деревне несколько домов, в каждом из которых полчища тараканов, с которыми молодой педагог вёл постоянную нещадную войну. Заняться после уроков нечем. Много читал да в лес по грибы каждый день ходил.

Последние осенние листья цепляются за голые ветви, как за единственную надежду продлить жизнь, а безжалостный холодный дождь, редкий, но крупный, сразу же втаптывает их в землю. Солнце, не доброе и не щедрое, прячется за тучами. Плачет ветер, бессильно бросаясь в окна… Стёкла блестят от проливного дождя. К углу покосившейся оконной рамы ветер припечатал крохотный листок клёна. Одиноко этому заблудившемуся листочку, одиноко и грустно и Ивану Александровичу. Молодой педагог ждёт перемен. Он знает, что совсем скоро – не сегодня, так завтра, не завтра, так на той неделе его призовут на службу.

Армия

Вот тебе и новая жизнь. Красноярский край с сорокаградусными морозами. Ачинское училище авиамехаников. Учебная нагрузка по полной программе: 33 дисциплины – кузнецкое дело, жестяное, плотницкое, столярное… Вдруг придётся поломку в полевых условиях срочно починить. Новая профессия – авиамеханик. Досконально изучил такие самолёты, как американский Б-25, ТУ-4 «Летающая советская крепость», ЯК-18 и ЛИ-2. Самолёты обслуживать непросто. Пот ручьём, все в мазуте, ошибиться нельзя. И тут солдат Иван опять один из лучших — способный и упорный. Ему лётчики доверяли на все «сто», и он их никогда не подводил. Служил и в Миргороде, и в Кировограде.

Детдом

Да, войны кончаются рано или поздно. Но разруха и голод отступают гораздо медленнее, чем враг. И слёзы долго не высыхают. И сиротами остаются дети. И создаются детские дома. И там живут маленькие и большие, голодные и порой озлобленные, ни в чём не повинные ребятишки.

Троицкое. Листопадов Иван Александрович – заместитель директора детского дома.

Подопечные-сироты (их 110), со сложными послевоенными судьбами и не менее сложными характерами, чуть моложе воспитателя — взрослые парни и девушки. Многие, если можно так сказать, дети особого статуса – дети неизвестности, не помнящие своих фамилий. Это Найдёнов Иван, Неизвестный Виктор, Московская Лидия, Подкладышева Надежда.

Бывало всякое: и воровали, и убегали, случалась и поножовщина. Педагог такого учреждения кем только не был: наставник, друг, родитель, милиционер, строитель, всего и не перечислить. Часто приходилось быстро находить единственное верное решение в ситуациях, которые не изучали на уроках педагогики. Жизнь была один в одим, как в «Педагогической поэме» Макаренко. И каждый вечер — пешком домой в Барсуки, ни много ни мало — вёрст 8 в общей сложности получится.

В 1956 году этот детдом расформировали, а новый открыли в Соболеве вместо педучилища. Привычная работа воспитателя. Ещё 10 лет он дарил детям тепло.

Соболевская школа

«Принят на работу учителем…» — это последняя и всего четвёртая запись в трудовой книжке Ивана Александровича.

Много лет был военруком (от начала введения в школах этой должности до её «гибели», как выражается сам педагог), преподавал начальную военную подготовку, физкультуру, ОБЖ, эпизодически русский язык и, конечно же, всегда — немецкий.

Более полувека на одном месте жить и работать. Значит, тут хорошо и другого не надо!

С юбилеем Вас, дорогой наш Учитель!

Валентина ШУПИЛКИНА