Образование,  Общество

ПАМЯТИ ВИКТОРА СЧАСТЛИВОГО

Продолжение

Из воспоминаний Любови Николаевны КОВАЛЁВОЙ, учителя Новомихайловской средней школы

НИЧТО НА ЗЕМЛЕ НЕ ПРОХОДИТ БЕССЛЕДНО…

Ничто на земле не проходит бесследно,

И юность ушедшая все же бессмертна.

Как молоды мы были, как молоды мы были,

Как искренне любили, как верили в себя.

Именно эти строки пришли мне на ум, вспоминая Виктора Александровича, Виктора, Витю…

Да, в далекие 80-е и начале 90-х мы были молоды, целеустремленны, неутомимы. Придя друг за другом в Новомихайловскую среднюю школу — Любовь Николаевна Ковалева, Виктор Александрович и Ольга Евгеньевна Счастливые, Виктор Петрович и Татьяна Петровна Молчановы, — мы сделали её одной из самых молодых в районе. Как мы стремились дерзать, искать, творить, свершать! И нам это удавалось. Одновременно были учителями, родителями, друзьями. Всегда поддерживали друг друга. Не было ни зависти, ни подлости. Как говорит теперь молодежь, мы были в тренде. Мы были одной командой.

А как нас поддерживали дети, как они помогали нам. Помню, проходила в нашей школе областная проверка. На одном из её этапов было анкетирование, где было предложено: «Назовите имена авторитетных для вас людей». И большинство детей написало: «Счастливый Виктор Александрович».

Однажды на новогодний вечер Виктор Александрович (он был организатором воспитательной работы) предложил сделать детям сюрприз. Он был Дедом Морозом, а я — Снегурочкой. Наше внезапное появление на новогоднем празднике вызвало восторг и удивление.

Сколько было в Викторе Александровиче доброты и уважения к людям! В 1997 году я долго болела, более 5 месяцев была на больничном. А время было тяжелое, зарплату платили нерегулярно. Я не знаю, каким образом он это сделал, но привез мне на дом оплату за больничный за несколько месяцев и извинился за задержку. А ведь он был тогда заведующим отделом образования!

Сколько Виктор Александрович знал песен, частушек, прибауток, анекдотов! Он мог поддерживать любую компанию. Всегда ходил по школе, напевая вполголоса. Уже будучи завроно, посещая нашу школу, он не утратил такой милой привычки. Идет по коридору, напевая, заходит в учительскую с открытой улыбкой и более громким голосом завершает куплет песни.

90-е годы были временем забастовок, безденежья. Сколько грусти было в его глазах, когда он приезжал на встречу с нами. Виктор Александрович сумел найти слова в разговоре с нами, чтобы убедить не прекращать образовательный процесс ни на один день. Он побывал в каждой школе и сумел убедить почти все педагогические коллективы.

А какие он делал наливки, настойки. Виктор Александрович был и заядлым грибником, и удачливым охотником. Вкус его соленых рыжиков я помню до сих пор.

Он умел выделывать шкурки животных, валять валенки. Да легче сказать, чего он не умел или не знал. Мы очень часто обращались к нему за советом, рецептом.

У меня до сих пор сохранился сорт картофеля, которым он давным-давно поделился с нами. Картошка просто объеденье. К сожалению, я не знаю названия этого сорта, но для себя называю его «Счастливчик».

В воспоминаниях о Викторе Александровиче у меня больше спокойствия, счастья, радости на душе.

Вольно или невольно, но все воспоминания о Викторе Александровиче — это возвращение к воспоминаниям о молодости, как лучшим годам жизни.

НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ

Из воспоминаний Раисы Федоровны ТАГИНЦЕВОЙ, кандидата педагогических наук, заслуженного учителя Российской Федерации, проректора Смоленского областного института усовершенствования учителей в 1998 — 2011 гг.

С декабря 1991 по 2001 год Виктор Александрович Счастливый работал заведующим отделом образования в Монастырщинском районе. Ему пришлось работать в крайне сложных финансово-экономических условиях, в условиях фактического отсутствия финансирования, полунищенской заработной платы, которая к тому же хронически не выплачивалась учителям. Однако ему удалось не только сохранить районную систему образования, но и обеспечить её определенное развитие.

Под руководством Виктора Александровича школы обновляли образовательную деятельность, на деле реализуя инновационные проекты. Демократичность, умение видеть перспективу развития, правильно определять цели, вовремя создать условия для их реализации, творчески поддержать — основные характеристики его управленческого стиля. Его отличало стремление помочь создать в образовательных учреждениях района условия для развития у детей познавательных интересов, сформировать у ребенка способность к размышлению и поиску, развить его мыслительные умения.

В период его работы в районе стабилизировался кадровый состав, серьезное внимание он уделял молодым специалистам, их профессиональному и духовному росту, поддерживал те инициативы, которые позволяли обновлять содержание, структуру образования в районе, образовательный процесс. При его поддержке в районе появились объединения детский сад-школа.

Приоритетным направлением его деятельности как руководителя была поддержка малокомплектных школ района в процессе муниципализации образования. Он считал, что здесь, так же как и при реализации других направлений, необходима разумность, оптимальное сочетание централизации управления и самостоятельности образовательных учреждений. Это именно его идея была претворена в жизнь — сохранить малокомплектные школы, включив их филиалами в основные и средние. Одним из первых среди руководителей районных отделов образования Смоленщины он обратил внимание на неподготовленность сельских детей к обучению в школе и сделал все возможное в той трудной финансовой ситуации по открытию при школах специализированных групп по подготовке дошкольников к школе.

Но самой главной гордостью Виктора Александровича была реорганизация районного Дома пионеров и школьников в Центр воспитательной работы, детского творчества, что положило начало новой эры в сфере воспитания подрастающего поколения Монастырщинского района.

Вся воспитательная работа была сосредоточена в Центре. За небольшой период времени работы Центра была видна эффективность его деятельности. И это инновационная работа стала распространяться не только в Смоленской области, но и далеко за ее пределами. Приезжали делегации из области, Москвы, Белоруссии. Виктор Александрович делился опытом этой работы в Карелии, Дании.

В управленческой деятельности Виктор Александрович руководствовался правилом: главное — человек, гражданин и его интересы. Как педагог, он придерживался позиции, что нужна здравая природосообразная педагогика.

Виктор Александрович обладал системным аналитическим мышлением. Он понимал, что произошедшие в 1990-е годы в России кардинальные перемены в политической, социально-экономической и других сферах настоятельно требовали адекватных шагов в образовательной сфере. Модернизация образования в России была необходима в связи с информационно-технологическим развитием в XXI века. Оно подразумевало собой, что определяющим в конкуренции государств будет уровень образованности нации, ее способность развивать прогрессивные технологии.

Беря на вооружение всё передовое в управленческой и педагогической науке, Виктор Александрович в те непростые годы пытался по мере возможностей реализовать свои замыслы на уровне района, и ему многое удалось.

В памяти своих коллег, педагогов, выпускников школ, земляков он остался человеком-решателем проблем и пользовался высочайшим авторитетом в педагогическом сообществе. В повседневной жизни он был очень светлым дружелюбным человеком, думающим и творческим.

Справедливо, что за свою плодотворную работу в 1996 году Счастливый В.А. был награждён знаком «Отличник народного просвещения», а в 1999 году ему было присвоено почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации».

Человек целеустремленный, огромной эрудиции, светлого ума, чистого сердца, он был мерилом человеческой совести. С ним легко было общаться, к нему тянулись люди, его любили за открытость, готовность помочь, к нему обращались с любыми вопросами, даже не связанными с образованием. Он был одинаково приветлив с людьми любого возраста.

Его коллеги по отделу образования рассказывали: «Мы чувствовали рядом с собой в первую очередь внимательного, чуткого товарища, отзывчивого на чужую боль, готового помочь каждому, причем совершенно бескорыстно. Он очень умело предоставлял самостоятельность в работе, внимательно следил за успехами, всегда поддерживал морально».

Он был всегда в любом образовательном учреждении в любое время своим старшим товарищем, его посещений не боялись, а надеялись на подсказку новой идеи, просто беседу по душам. А вот какие слова говорили воспитанники детского сада после встречи с Виктором Александровичем: «…а дядя-начальник мне конфетку дал!», «…а со мной про футбол говорил!», «…а меня по голове погладил!».

В кругу коллег-учителей любил поспорить, подбросить вопросы для дискуссии, а свою неправоту, если такое случалось, признавал публично. За это его уважали и любили. Рядом с ним было легко и надежно.

Рита АЗАРЕНКОВА, методист Центра внешкольной работы

Продолжение следует