Без рубрики

УЧИТЕЛЬ — ЭТО ПРИЗВАНИЕ!

Красивая, женщина, с удивительно добрым взглядом и милой располагающей к себе улыбкой, вежливая и тактичная. Именно такой я и представляла себе свою сегодняшнюю героиню, жительницу деревни Соболево, Учителя истории Соболевской основной школы имени А. И. Попова, Ольгу Викторовну Самусеву, когда договаривалась с ней по телефону об интервью в канун  Дня учителя.

Я не ошиблась, написав  Учителя с большой буквы, да, неправильно грамматически, но очень, очень верно по смыслу…

Дружная семья

Родилась Ольга Викторовна в нашем Монастырщинском районе, в деревне Соболево 22 марта 1972 года, в самой обычной семье Виктора Андреевича и Нины Михайловны Марченковых. Папа работал агрономом, потом на пилораме, а мама сначала была бухгалтером, а после стала заведующей столовой в совхозе «Соболевский».

— Родители всегда держали большое хозяйство, вспоминает Ольга Викторовна, — так что к труду мы с моим старшим братом Владимиром были приучены с малых лет. Пока мама с папой на работе, мы и корову пригоним с поля, и овец в загон загоним, и домашней птице зерно дадим, и собаку покормим. Родители приходили под вечер, справлялись с крупным скотом, и мы собирались за ужином за большим круглым столом. Каждый рассказывал, как прошёл его день. В нашем доме всегда царили доброжелательные и доверительные отношения, мы с братом чувствовали заботу и любовь наших родителей и бабушки Анастасии Стефановны, которая жила с нами.

Учительница первая моя

Олюша, — так ласково называли родители свою младшенькую, пошла в Соболевскую среднюю школу (позже ее переименовали). С теплом моя героиня вспоминает свою первую учительницу Ираиду Петровну Орлову. — В наше время начальные классы: первый, второй и третий вела одна учительница, причем одновременно, — вспоминает Ольга Викторовна, — каждый класс сидел в своем ряду. Мы первоклассники сделаем свое задание и сидим, растопырив уши, слушаем, что там говорят остальным ученикам, старшим. Уроки нашей Ираиды Петровны были очень интересными и познавательными. Даже потом, когда я перешла в старшие классы, очень часто заглядывала к своей любимой учительнице и наблюдала, как она справляется с малышней. Нравилось, как она находила подход к каждому ребёнку. Ираида Петровна стала для меня примером для подражания, и мне хотелось быть на нее похожей — любить детей, видеть в каждом ребенке личность. Быть доброй, чуткой, внимательной. Именно поэтому после окончания школы в 1989 году, по направлению от совхоза «Соболевский», я пошла учиться в Смоленское педагогическое училище на учителя начальных классов.

Самое лучшее время — студенческое

Ох, и хорошее это было время, — продолжает Ольга Викторовна, — беззаботное и такое волнительное, думаю, каждый студент о нем вспоминает с трепетом в душе.

Как и всех в сентябре месяце нас отправляли в колхоз на сельскохозяйственные работы на целый месяц. Помню, тогда часть группы поселили в общежитие, а нас в бане. Разделили ее на две комнаты, поставили раскладушки, и вот там мы этот месяц и жили.

Мы и лён вязали, и картошку собирали, бегали на танцы все вместе. Группа у нас была большая 32 человека. И так на этих работах сдружились, что общаемся со многими до сих пор. Каждые пять лет мы все вместе обязательно встречаемся на вечере встречи и вспоминаем с улыбками и смехом свои студенческие годы.

На втором курсе я проходила практику в третьем классе в школе № 33. Конечно, было очень страшно давать первый самостоятельный урок. Но в училище нас так основательно готовили, что на практику мы шли уже как самые настоящие учителя. Самое страшное было — закончить урок раньше времени и отпустить детей до звонка. Поэтому помимо основного материала, я всегда готовила какие-то дополнительные вопросы и задания. 

Тяжелый, но очень интересный рабочий процесс

Училище я окончила не с красным дипломом, конечно, но без единой тройки, и в 1991 году по распределению была направлена в Соболевскую школу. Только переступала я порог родной школы уже не ученицей, а учителем начальных классов. И вот именно тогда и начался мой трудовой путь.

Директором школы в то время была Елена Львовна Ефременкова. И огромное ей спасибо, приняла она меня хорошо, добродушно, как родного человека. В рабочий коллектив я  влилась быстро. Ираида Петровна Орлова, моя первая учительница, всё ещё работала в школе, и именно она стала для меня старшим наставником. Если вдруг у меня что-то не получалось, я бегом бежала к ней, и она меня успокаивала, говорила, что все будет хорошо и наставляла, что мне нужно делать. И другие преподаватели тоже подставляли мне свое плечо помощи, то есть наедине со своими проблемами меня никто и никогда не бросал.

Как сейчас помню свой первый рабочий день. Мне хотелось одеться так поярче, понаряднее. А настрой такой был в то время, нельзя учителю было броско одеваться, нужно чтобы наряд был официально деловым. Долго я тогда перебирала свой гардероб, остановила свой выбор: белый верх, черный низ.

Влиться в рабочий процесс было тяжело, но в то же время интересно. Ребятишек в первом классе, который мне дали, было 15. Детки все разные. Были те, которые посещали дошкольные учреждения, детские сады, они, конечно, были посильнее — у них и моторика была больше развита. Но были и домашние девочки и мальчики, с ними было тяжеловато. Класс был шумный, недисциплинированный. Первым делом я всех рассадила как считала правильным — по росту, тех, кто повыше — на задние парты, кто пониже — на передние. За одну парту шумного ученика с более тихим. По работоспособности — сильного с более слабым малышом, чтобы подтягивался. Конечно, учитывая все рекомендации педиатров в личных делах, с которыми я предварительно ознакомилась.

Для младших школьников учитель не может остаться просто учителем. Я старалась для каждого стать и другом, и помощником, и советчиком, и мамой второй. Когда на ботинках вдруг развязывались шнурки, и их нужно помочь завязать или переодеться в спортивную форму, или бантик вдруг развяжется, и по щекам катятся горькие слезы.

В первую очередь своих малышей учила дружбе, потому без нее в нашем классе просто напросто не получилось бы общего дела. Очень часто я увлекала учеников в совместные мероприятия. Мы ходили в походы, жгли костры, ели картошку, изучали растения, насекомых, участвовали во всевозможных конкурсах, украшали классы к Новому году, организовывали праздники и концентры для мам, для пап. Класс у нас был немаленький, нам всегда хватало девочек и мальчиков, чтобы выучить стихотворения, создать танцевальные пары, выучить песенки. Мы не объединились с другими классами, а тихонько готовились к предстоящему мероприятию самостоятельно, своей семьей.  А после праздника мы обязательно устраивали чаепитие с учениками и их родителями. Делились эмоциями, впечатлениями, смеялись, играли.

Ну и естественно учила своих ребят предметам, уважению к старшему поколению и своим родителям, любви к своей Родине.

Учителем начальных классов я отработала десять лет. Невозможно передать словами, что я чувствовала, когда мои ребятишки переходили в средние классы. Ко мне они приходят как чистый лист, ничего толком не умеют, а к третьему, четвертому классу они уже такие организованные. Кажется, так мало времени прошло, а с ними уже нужно прощаться. Я просто рыдала горькими слезами, такое чувство было, что у тебя забирают кусочек твоей души…

Потом у нас началась реформа. Начальные классы разъединяли, потребовался новый учитель. Через четыре года снова пошла тенденция на объединение начальной школы, кого-то пришлось сократить. Помню, самой первой ушла как раз моя наставница Ираида Петровна.  Через год снова встал вопрос: кому уходить. И хотя у меня в то время был маленький ребенок, и я не попала под сокращение, но для себя на тот момент решила, что раз я пришла позже остальных педагогов, дорогу переходить им не стану и перешла в среднюю школу.

В то время в нашей школе учителем истории и обществознания  был Анатолий Александрович Сергеенков. Он был уже в преклонном возрасте, и все мы понимали, что Анатолий Александрович скоро пойдет на заслуженный отдых, и мы останемся без преподавателя.

И вот так постепенно учитель истории начал готовить себе смену — меня. Под его наставничеством я стала осваивать для себя новою профессию — учителя истории. После уроков Анатолий Александрович сажал меня за парту и учил своему предмету более углубленно. И очень скоро я поняла, что история мне нравится, и  это очень интересный, а главное важный предмет.

У меня забрали основные предметы у малышей, оставив только второстепенные: рисование, технологию и физкультуру, добавили уроки истории в  пятом классе. На следующий год я вела предмет уже в шестом классе, еще через год у меня уже были пятый, шестой и седьмой классы. Так вот постепенно я шла к новому, подрастала, так скажем. Но все прекрасно понимали, что этого мало, нужно получить высшее образование. В 2008 году наш завуч Наталья Викторовна Ермакова дала мне задание на лето — поступить! Я собрала все книги по истории  в библиотеке, перечитала их все и пошла сдавать экзамены, которые сдала прекрасно.

Новый этап в жизни

И вот так в 36-летнем возрасте у меня начался новый этап в моей жизни, я стала студенткой Смоленского педагогического государственного университета. Естественно поступила на заочное отделение, на тот момент у меня уже было двое детей, муж. Дома держали большое хозяйство, огород, работа. Сказать, что  было непросто, ничего не сказать. Как вспомнишь — сначала отработаешь в школе, бежишь домой, занимаешься домашними делами, а ночью все спать, а я за книги, все эти сессии, зачеты. Конечно, огромное спасибо за поддержку моей семье, если бы не они, наверное, ничего бы и не получилось.

Немного было не по себе из-за возраста, хотя на курсе были и постарше меня студенты но, тем не менее, закончила я учиться, когда мне было уже сорок два года. Эти студенческие годы, тоже вспоминаю как самые лучшие. Попадая на сессию, я чувствовала себя просто другим человеком,  там все так интересно, новые люди, позитивно настроенные, прекраснейшие педагоги. Я просто летала на крыльях и молодела душой!

Сказать честно, я всегда хотела идти учиться дальше, я знала, что поступлю! Не хватало мне образования, я хотела как-то самоутвердиться что ли. Только думала, что снова пойду на свои любимые начальные классы. Но судьба распорядилась иначе.

В 2014 году я вернулась в свою школу уже учителем истории, преподавала еще и обществознание. Теперь моими учениками уже были ученики средних и старших классов. Первое время было немного трудновато перестроиться на старших ребятишек. Это уже сформировавшиеся личности, с установленным нравом, своим характером, и для того чтобы их перетянуть на свою сторону, приходилось приводить массу доводов и аргументов. Но совсем отказаться от малышей не смогла. Преподаю у них уроки рисования. Мне нравится смотреть, как они подрастают, как смотрят на меня своими доверчивыми глазенками. Это своего рода отдушина для меня. Хотя потом мы с ними со всеми встречаемся на уроках истории и обществознания. С старшими девчонками и мальчишками у меня тоже все складывается хорошо. С ними я стараюсь быть на «одной волне». Даже бывают моменты, когда и они меня чему-то учат, а не я их.

Ольга Викторовна, как вы думаете, любой человек может стать учителем?

— Однозначно нет. Учитель это призвание. Это человек, который несет детям все самое доброе, разумное и вечное. Если вы становитесь на этот путь, то вы должны понимать, что всецело будете отдавать себя детям. Когда вы идете к ребятам, весь свой негатив должны оставлять за дверями школы, как бы тяжело не было на душе. Дети все чувствуют.

— Скажите, пожалуйста, а часто ли вы ставите двойки своим ученикам?

— Я не сторонник ставить двойку сразу. В тетрадь могу поставить, в дневник. В журнале могу отметить точкой. Я даю всегда ученику возможность отработать. Разные бывают ситуации: сейчас пятидневка, задают много заданий по всем предметам. Поэтому даю возможность исправить. Ну, а когда вижу, что ребенок просто лениться и не отрабатывает тему, тогда уже конечно, приходиться ставить.

— Ольга Викторовна, а были ли у вас моменты, когда вы хотели уйти из профессии?

— Из профессии я никогда не хотела уйти. Были в моей жизни моменты, когда все наваливалось со всех сторон, и просто опускались руки. Какое — то душевное опустошение что ли. И хотелось только одного — тишины и спокойствия. Из профессии и от детей я никогда не смогла бы уйти, я просто не смогу без этого жить.

— Ольга Викторовна, что вы пожелаете своим коллегам в канун Дня учителя?

 — Дорогие мои! Наша работа — это не просто труд, это самое настоящее призвание, к которому нужно подходить только с открытым сердцем и всей добротой души. Желаю вам счастья и здоровья, неугасаемого пыла и страсти в вашей работе, чтобы вы воспитали еще не одно достойное, умное и образованное поколение! И мирного неба нам всем над головой!

За свою длительную педагогическую деятельность моя героиня имеет награды: благодарственные письма и грамоты областного и районного значения. Но самой высшей наградой для себя она считает слова благодарности от  учеников и родителей. Когда  они говорят: «Спасибо за всё». При каждой встрече со своими бывшими воспитанниками Ольга Викторовна интересуется их успехами, делами и здоровьем. И глаза ее наполняются слезами счастья, когда она слышит, что у них все хорошо! Это ли не доказательство того, что этот Учитель, всем сердцем предан педагогике?

Наша замечательная беседа с Ольгой Викторовной проходила в кабинете истории, и я снова сидела за партой, как когда-то много лет назад. В ходе разговора мне казалось, что я всё ещё ученица, а она с любовью делится новым материалом…Спасибо, Вам, за этот невероятно ностальгический момент.

Надежда БОЛДЫРЕВА