Интервью

СЕМЬЯ МАШКЕТОВЫХ

На страницах нашей газеты уже не раз мы печатали воспоминания Оксаны Калининой о жителях деревеньки Земцова Буда, на сегодняшний день почти уже исчезнувшей. Потому как проживает здесь в трех оставшихся домах одна семья из двух человек, одинокий мужичок и ещё одна женщина, которой наскучила городская жизнь, и она предпочла в своём уже преклонном возрасте жить в деревне.

Деревенская жизнь — особенная. Понять ее можно лишь тогда, когда увидишь всё своими глазами. В какой-то момент вдруг осознаешь, что остались ещё люди, которые не выживают в деревне, а живут. И не мыслят себе иного образа жизни.

Вот об этой самой деревенской жизни у меня и возникло желание рассказать.

Едем по автодороге из Монастырщины в сторону деревни Сычёвка и видим смятый, но ярко выкрашенный указатель «Зем. Буда — 3 км». Следуем по насыпной песчаной дороге.

Тихая деревенская улица не подает признаков жизни. О том, что она здесь всё-таки теплится, можно догадаться только по пчелиным ульям — которых я насчитала более двадцати, хозяйственным постройкам, и нескольким поленницам колотых дров, заготовленных впрок на случай лютой зимы. Из будки на нас посматривал и вальяжно помахивал хвостом сторожевой пёс Шарик.

Навстречу нам из дома вышли супруги Машкетовы. Николай Иванович и Галина Васильевна — местные жители, родом из этой деревни. Жили они на разных улицах, но с самого детства и по сегодняшний день вместе. Еще в старших классах пробежала между ними искорка любви. В 1969 году, когда Николай пришёл из армии, поженились. Не успели оглянуться, за плечами уже и золотая свадьба. На сегодняшний день их семейный стаж — 52 года.

За это время много чего повидали они на своём веку.

Именно о них мой рассказ.

Молодые годы

Получив среднее образование, Галина в 1966 году пытается поступить в энергоинститут. Неудача. Затем в строительный техникум, но опять безуспешно. Махнув на всё рукой, она решает идти работать на завод радиодеталей в Смоленске. Здесь и трудилась 35 лет.

Николай после восьми классов окончил морское училище в Ленинграде, но продолжать служить не захотел, и также, как и его половинка, пошел работать на завод.

Десять лет прожили они на съёмной квартире, потом от завода дали общежитие. На свет появился их единственный сын Александр. С учетом того, что в семье появилось пополнение, им дали двухкомнатную городскую квартиру. В ней сейчас проживает невестка, внук Саша с женой и сыном Даниилом.

Три сестры

Галина была старшим ребенком в семье. Средняя сестра Тамара окончила пединститут, работала учителем в Железняковской школе. Там познакомилась с Виктором. Поженились и уехали в Москву. Воспитали дочь.

Младшая сестра Надежда уж больно шустрая была. После школы выучилась на шофера. Потом уехала в Горьковскую область, окончила педколледж, по направлению уехала в Рославльский район. Работала преподавателем в училище, но это ей было не по душе, и она вернулась в родные края, устроилась в колхоз.

— Девка она у нас была боевая, — рассказывает Галина Васильевна, — В колхозе ей дали грузовую машину, и она «пахала» наравне с мужиками. Хоть и была девчонкой, а работа на сельскохозяйственной технике обязывала её ходить в брюках, спецовке. Надежда не только грузовую машину «оседлала», ей и на тракторе было работать в радость. За хорошие показатели не раз награждали ее Благодарственными письмами, Почётными грамотами. Да и фотография ее долгое время висела на доске Почёта.

Надежда вышла замуж, родила дочь. Колхоз «Волна» построил им в Сычёвке дом, куда они со временем переехали. Жили и продолжали работать в колхозе.

Но внезапно Надежду постигла страшная болезнь — опухоль головного мозга. Вскоре она ослепла и в сорок лет ушла из жизни. У дочери Виктории уже после смерти матери на свет появилось двое деток — сынишка Валера и доченька Аришка.

Судьба позвала на родину

У Галины с Тамарой жизнь шла своим чередом. На 81-м году жизни их мать, которая продолжала жить в Земцовой Буде, стала себя очень плохо чувствовать, ей нужен был каждодневный уход.

Не в дом же престарелых мать родную оформлять,говорит Галина.Вот пришлось, не доработав до пенсии, приехать из города и ухаживать за больной матерью. Сестра не оставалась в стороне, помогала финансово, навещала, всегда помогала с огородом.

Уже двадцать лет Галина живет в родительском доме. До сих пор со слезами на глазах вспоминает, как десять лет назад, 6 января 2011 года, умерла мама. А ровно через неделю, 12 января, от тяжёлой болезни ушёл из жизни её единственный сын Александр.

Зов родной земли

Вот так и живут Николай Иванович и Галина Васильевна в деревне Земцова Буда, не сетуя на жизнь. В хозяйстве у них двадцать кур, пчелиные ульи, небольшой участок земли, на котором супруги выращивают картофель и огородные культуры. Есть яблоневый сад. Здесь без дела не посидишь. Сестра

Тамара из Москвы каждый год приезжает навестить, помогает продавать мёд с пасеки.

Часто мысли посещают меня, найти жильё где-нибудь в Монастырщине или поближе к райцентру,делится со мной Галина Васильевна, — а в итоге так и не можем сдвинуться с места. Жалко всё оставить. К нам редко приезжает автолавка. Любим читать районку, а доставлять ее некому. Раз в месяц мы на своей «семёрке» выезжаем в район за самым необходимым, а иногда довольствуемся тем, что внук привезёт.

Особенно страшновато становится весной, когда идут палы травы. Стараемся обкашивать территорию, чтобы не дай Бог не полыхнуло.

Наша беседа подходит к концу. Я пытаюсь понять, что же держит Машкетовых в этой глуши. Думаю, зов родной земли, родительские корни навек в их душах. И пока бьются их сердца, Земцова Буда жива.

Вера БОБРОВА