Такие они – молодые педагоги
На страницах нашей газеты мы часто публикуем рассказы об опытных учителях, настоящих профессионалах в сфере образования. Сочинения школьников, воспоминания людей, умудренных житейским опытом о любимых учителях, рассказы педагогов о своей работе.
А нынешний год особенный вдвойне. Год педагога и наставника. Сколько лет должно пройти, какой багаж знаний нужно иметь, чтобы стать педагогом-наставником? Иногда для этого нужна вся жизнь.
Ведь все в жизни приходит с опытом. Не всегда молодо — зелено. Настоящий учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам. Именно о таких настоящих педагогах, несмотря на то, что их профессиональный путь только начался, мы сегодня вам и расскажем. Вернее, они сами поделятся с нами своими взглядами на жизнь, своим мнением о работе, а главное, расскажут, как пришли в профессию
Наталья Анатольевна Чайкина, учительница начальных классов МБОУ Монастырщинская средняя школа им. А.И. Колдунова:
— Желание стать учителем появилось у меня ещё в детстве. Я очень любила играть в школу, мне нравилось проверять тетради у своих учеников-игрушек, ставить им оценки и учить чему-то новому. Со временем это желание только укрепилось и сложилось чёткое понимание, кем я хочу стать.
Моей первой учительницей была Романова Татьяна Ивановна, именно благодаря ей мое решение стать педагогом только укрепилось. Её уроки я до сих пор вспоминаю с теплотой в душе. Педагоги есть и в моей семье. Мой дедушка был преподавателем в СмолГУ (ранее СГПИ), мои мама и тётя были учителями. Они стали для меня примером, и я решила продолжить их дело. Специализацию учителя начальных классов я выбрала, потому что мне нравится работать с маленькими детьми. Они очень искренние, светлые, добрые, и с ними ты словно окунаешься в детство. Начинать педагогическую деятельность было очень
трудно. Возникало множество вопросов не только при работе с детьми, но и с родителями. Было очень много документации, отчётов. И порой от объема всей этой бумажной работы опускались руки, хотелось уйти.
Но рядом со мной были опытные наставники, которые помогли мне всё преодолеть, и я очень им за это благодарна.
Работать я начинала в школе № 40 г. Смоленска. Но по семейным обстоятельствам мне пришлось вернуться в посёлок. В какой-то момент осознала, что я могу работать и здесь. Пришла работать учителем в уже знакомую мне Монастырщинскую школу, в которой когда-то училась и я.
В моей профессии мне нравится постоянное общение с подрастающим поколением. Жизнь учителя, как американские горки, — никогда не знаешь, что тебя ждёт за поворотом. Каждый день — сюрприз, который невозможно предугадать. Я постоянно учусь, постоянно развиваюсь, изучаю много новой информации, ищу новые подходы и методы в работе. Мне нравится и то, как относятся ко мне дети. На мой взгляд, они очень любят молодых педагогов, ведь мы с ними на одной волне.
Конечно, есть и трудности. От учителя зависит многое, и, в первую очередь, то, каким человеком станет его ученик. А фундамент, который закладывает учитель начальных классов, и предопределяет во многом то, каким ребёнок будет дальше. На нас возложена почетная миссия — воспитать в человеке Человека. Самое сложное, на мой взгляд, — сохранить в душе доброжелательность и любовь не только к детям, но и к людям вообще.
Чтобы стать хорошим учителем, важно быть организованным, терпеливым. А еще нужно чаще хвалить своих учеников, ведь похвала — отличный способ вдохновить ребёнка. Нужно уметь выражать сочувствие, а не злобу, если ребёнок совершил ошибку. Я считаю, что успехи наших учеников — самый важный показатель качественной работы учителя!
Анастасия Евгеньевна ГЛИНКИНА, учитель иностранного языка МОУ Новомихайловская средняя школа:
— Думаю, я всегда знала, что стану учителем. Это желание появилось ещё в детстве. Когда была маленькой, я постоянно играла в «школу»: воображала, что провожу уроки, ставлю оценки, хожу на совещания и т.д. Огромное влияние на выбор профессии оказали не только учителя в школе, но и мои родные. Дело в том, что мои мама и бабушка — учителя. Глядя на них, мне всегда хотелось стать такой же, как они. Но окончательное решение я приняла, когда к нам в школу пришла молодая учительница английского языка. Ее уроки были настолько увлекательными и интересными, что меня это вдохновило. После этого я нисколько не сомневалась в выборе профессии и решила стать учителем иностранного языка.
Пришла работать в Новомихайловскую школу, потому что для начала моего педагогического пути — это прекрасный вариант: родная школа, знакомый педагогический состав, готовый ответить на миллион моих вопросов, небольшое количество учеников в классах. Набираться опыта здесь гораздо лучше и проще, чем в городе. И мне здесь очень нравится.
Начинать работать в школе, конечно, было трудно. Было непонятно, непривычно и местами даже страшно. Самым сложным элементом для меня оказалась работа с документацией. Но со временем я освоилась и привыкла к такому объему бумажной работы. Дети относятся ко мне хорошо, со многими мы, как это часто сейчас говорят, «на одной волне». Они меня понимают и уважают, всегда с интересом слушают на уроках. На уроке у нас спокойная, дружелюбная и приятная атмосфера. Некоторые ребята подходят ко мне на переменах, чтобы поболтать или попросить совет. А кто-то даже делится секретами. Они знают, что я всегда готова их выслушать и помочь. В моей профессии мне нравится всё. Во-первых, мне нравится предмет, который я преподаю. Я считаю, что хороший педагог всегда должен совершенствоваться и всегда идти в ногу со временем. И я постоянно ищу новые, интересные приёмы, методики и применяю их в работе.
Конечно, я люблю работу ещё и за общение. Я люблю своих учеников, и мне с ними интересно. Я уверена, хороший педагог прежде всего должен любить детей и любить свою работу. Трудностей на пути молодого педагога возникает довольно много, но только настоящий учитель сможет эти трудности преодолеть».
Карина Георгиевна АБРАМЕНКОВА, учитель физической культуры МБОУ Монастырщинская средняя школа им. А.И. Колдунова:
— Когда я училась в школе, я всегда участвовала во всех соревнованиях. Мне очень нравилась яркая, активная, школьная жизнь. В школе у меня впервые промелькнула мысль, что я могу связать свою жизнь с преподаванием физической культуры, ведь мне так нравилось заниматься спортом. Как-то у нас в школе — а я училась в школе №22 г. Смоленска — был день самоуправления. Нам предложили выбрать предмет, который мы хотели бы вести в этот день.
Я, не задумываясь, выбрала физкультуру. И мне очень понравилось быть учителем. Когда передо мной стал выбор, с какой профессией связать свою судьбу, я уже знала, что хочу стать учителем физической культуры. На 3 курсе СГАФКСТ (сейчас СГУС) я проходила практику в школе №33 г. Смоленска. После практики приняла окончательное решение — иду работать
учителем! В 2018 году я вышла замуж здесь в посёлке, и тогда уже точно знала, что буду работать в одной из школ Монастырщинского района. На 4 курсе университета, когда дело шло к защите дипломной работы, я обратилась к Ефременковой Елене Львовне, и она помогла мне с трудоустройством в Монастырщинскую среднюю школу. Конечно, сначала было нелегко. Особенно непривычно было, когда ко мне обращались на Вы. В такие моменты я даже немного терялась. Но со временем привыкла, освоилась, и работать стало гораздо проще. Работа с детьми — это тяжёлый труд. Молодым учителям приходится непросто. После университета ты ещё толком не знаешь, каково это — работать с детьми, как находить к ним верный подход и как правильно выстраивать обучение, чтобы было не только полезно, но и интересно. Дети разные, каждый со своим характером, это тоже нужно учитывать.
Моя работа мне нравится. Очень радостно становится, когда твои воспитанники занимают призовые места на соревнованиях. Это даёт стимул работать дальше и совершенствовать свои знания в области физической культуры. Людям, которые хотят связать свою жизнь с профессией учителя, нужно любить детей и хотеть работать с детьми. Это два самых главных правила, благодаря которым в своей профессии начинающий учитель сможет преодолеть все преграды.
Наталья Михайловна ШУБАКОВА, учитель химии и биологии МОУ Новомихайловская средняя школа ( находится в отпуске по уходу за ребёнком):
— Учителем я мечтала стать всю свою жизнь. Когда я училась в начальных классах, часто играла в школу – рассаживала игрушки и начинала урок. Давала им задания и потом сама их проверяла. У меня были даже журналы, где я ставила оценки. Я училась в Досуговской школе, но после того, как её сделали основной, а мне нужно было заканчивать 11-ый класс, перешла в Новомихайловскую школу. Но именно в Досугово появились первые осознанные мысли о том, кем я хочу стать, и со временем я только укрепилась в своем желании. Влияние на выбор профессии оказали мои замечательные учителя. В 7 классе у нас как-то был разговор с Комковой Ириной Николаевной, учителем обществознания, о том, кем бы мы хотели стать. И после того, как я сказала, что хочу стать учителем, она дала мне возможность попробовать себя в этой роли — дала мне журнал, учебник, и я самостоятельно провела урок у своих одноклассников.
Мне всегда нравились уроки химии у Коршуновой Нины Владимировны. На её уроках я всё понимала, и мне не нужно было дома повторно изучать тему, а только сделать письменные задания. Биологию у меня вела Крупенина Раиса Николаевна, очень добрая женщина и внимательный учитель. Она также была и нашим классным руководителем.
В 2014 году после окончания Новомихайловской школы я поступила в университет, решила стать учителем биологии и химии. Во время учебы у меня все же возникали сомнения: Правильный ли я выбрала путь? Смогу ли я связать свою жизнь с профессией учителя? Но на 5-ом курсе я твердо решила, пойду работать в школу. Я приехала в Новомихайловскую школу, поговорила с директором – Петром Александровичем Счастливым, и меня приняли на работу.
Почему я не осталась работать в городе? Я подумала, что мне будет там неинтересно. Во-первых, в городских школах большие классы, где просто невозможно уделить время каждому ребёнку. Во-вторых, там очень большая загруженность. К тому же я знала, что мне как педагогу будут рады в моей родной Новомихайловской школе. Это школа, в которой я училась, где меня знают мои педагоги, где всегда подскажут и дадут совет. После завершения отпуска по уходу за ребёнком, я собираюсь вернуться
работать в свою любимую школу. Я с нетерпением жду этого момента. Люблю свою школу, ее педагогический коллектив и всех своих учеников.
Первый год было тяжело работать, но я справилась со всеми трудностями. Во многом проблемы возникали из-за того, что учёба в ВУЗе, к сожалению, не даёт тот объем знаний, которые нужны на практике. Поэтому, когда я пришла работать, пришлось многому учиться заново, набираться опыта у коллег. Молодых педагогов дети очень хорошо воспринимают. Но тут важно установить границу и дать понять, что ты всё-таки учитель. У меня эта граница была четко обозначена, не было такого, чтобы меня воспринимали как сверстника. И проблем с детьми у меня никогда не было, они относились ко мне с уважением. Конечно, предметы, которые я преподаю, не всем даются. Я понимаю это, и поэтому всегда ищу свои методы в работы, свои подходы к изложению материала. Мне всегда хотелось, чтобы мои ученики приходили домой и помнили, что узнали сегодня на моих уроках. За время работы старалась привнести как можно больше практики в свои уроки. Теория для детей скучновата и тяжело воспринимается, на практике материал гораздо лучше запоминается. На уроках химии мы проводили опыты, на уроках биологии ходили на экскурсии, собирали гербарий.
Мне важно не только делиться своими знаниями с учениками, но и чувствовать их отдачу. Мне нравится, как горят у них глаза. Особенно у тех ребят, кто только начинает изучать мои предметы. Им всё очень интересно. Тем, кто только планирует связать свою жизнь с профессией педагога, хочу сказать следующее: Нужно быть готовым к тому, что дети все разные, непохожие друг на друга. Не нужно бояться трудностей в работе, а учиться преодолевать их. Если у вас «лежит душа» к этой профессии, то нужно стремиться — осуществить свою мечту.
Дмитрий Петрович ПРОХОРЕНКОВ, педагог-организатор МБУДО Монастырщинский Центр внешкольной работы:
— Если честно, я никогда не думал, что когда-то стану педагогом. Эта профессия далеко не всем подходит. Моя мама работает учителем истории в Монастырщинской средней школе, она советовала и мне стать учителем истории. Но я все равно не рассматривал эту профессию всерьёз, казалось, что мне это не подходит. Однако, жизнь весьма непредсказуема.
Я поступил в университет, но за все годы учебы так и не принял окончательное решение, кем я всё-таки хочу работать. Через 3 года после окончания университета решил попробовать поработать по специальности. Подумал: А почему бы и нет? Вдруг это то, чем я хочу заниматься. Но я выбрал для себя несколько иное направление. Я стал педагогом-организатором в Монастырщинском Центре внешкольной работы. Я организую работу с молодёжью, которая обучается в нашем центре. В 2023-2024 учебном году решил попробовать свои силы и в качестве педагога дополнительного образования, реализуя дополнительную общеобразовательную программу для младших школьников «Поиграйка».
В работу я «включился» практически сразу. В этом мне помогли опытные педагоги нашего центра. Да и дети оказались очень добрыми и открытыми, они все отличные ребята, и мне с ними очень легко. Вот так я и остался в Монастырщине. Я не хочу менять место работы и место жительства, у меня нет цели перебраться в город. Мне здесь комфортно. Я привык к коллективу, к своей работе и к детям. Работа здесь приносит мне гораздо больше удовольствия, чем в городе. Разницы в отношении детей к молодым педагогам я не вижу. Я думаю, что отношение детей зависит именно от того, какой педагог с ними работает, и возраст здесь не играет абсолютно никакой роли. Важно уметь понимать детей и выстраивать работу с ними таким образом, чтобы им было интересно. Мне нравится помогать детям узнавать что-то новое, видеть их довольные и заинтересованные лица и постоянно учиться чему-то новому. Я твердо знаю, чтобы стать хорошим специалистом, необходимо быть готовым к постоянному обучению, а также иметь много терпения. И главное — любить свою работу.