Общество,  Судьба

Война, прошедшая сквозь юность

15 февраля  исполнилось 34 года со дня вывода войск из Афганистана. Это День памяти о россиянах, исполнявших свой служебный долг за пределами Отечества — официальная памятная дата в Российской Федерации, призванная почтить память воинов-интернационалистов, исполнявших долг за пределами границ своей Родины.

За 10 лет войны через Афганистан прошло около 620 тысяч советских военнослужащих и гражданского персонала.  Эта дата — символична. В ней отразились верность присяге, служебному долгу, фронтовое братство солдат и офицеров, которые отдали, защищая интересы своей страны, самое дорогое на земле — жизнь.

День, когда мужчины плачут

Вот и снова февраль, и опять этот день необычный,

Когда красных гвоздик целый ворох ложится на снег.

Когда плачут мужчины, вспоминая друзей закадычных,

Что остались в афганских горах и пустынях навек.

С сединой на висках и с медалями на гимнастёрках

Преклоняют колени у глянцевых мраморных плит.

В этот день непростой даже водка особенно горькой

Вдруг покажется всем, кто афганскую память хранит.

Сколько их не пришло — нам никто никогда не расскажет.

Сколько пролито слёз с глаз вдруг вдовами ставших невест.

Много лет пронеслось с той поры, только день этот важен

Поколенью людей, что несёт этот тягостный крест.

Наталья Колоскова

30 января 2023 года

Тридцать четыре года прошло с той памятной даты, когда мы радовались, что страшная десятилетняя война в далекой и чужой стороне, наконец, закончилась. И наши мальчишки, поседевшие в свои 20 с лишним  лет, 15 февраля 1989 года вернулись домой. Я сравниваю фото тех далеких лет — на одних безусые юнцы с милой улыбкой на лице и радостным блеском в глазах… На других — они  в военной полевой форме  там, в далеком Афгане, где взрывались мины, где гибли друзья, такие же юные, жаждавшие жить, любить, растить детей. Сравниваю снимки и понимаю: вернувшись из пекла, они повзрослели не на год и два, они повзрослели  на жизнь. Загоревшие под жарким солнцем и знойным афганским ветром… Парни, в чьих сердцах на всю жизнь останется эта горячая война. Долгие годы она будет страшными видениями приходить к ним во сне… И еще не один год они будут вскакивать по ночам и искать автомат, чтобы снова бежать в атаку. Говорят, время лечит, а годы помогают забыть. Но это не про тех, кто прошел  школу жизни. Боль со временем притупится, но память забыть не даст.

Призывник

Сергей Петрович Гавриченков,  воин-интернационалист, наш земляк, во время «срочки» с 1986 по 1987 год проходил службу в  Афганистане. Сергей родился в деревне Старо-Мацково Жуковского сельского совета Монастырщинского района. Окончил Жуковскую восьмилетнюю, а затем Монастырщинскую среднюю школу. После школы работал в совхозе «Южный». Поступил на курсы шоферов, вернулся в совхоз. Директор Александр Ковредов предложил ему работу водителя бензовоза. А в 1985-м Сергей получил повестку из военкомата. Он был единственным ребенком в семье.

Отец Сергея  Петр Яковлевич  трудился в совхозе пастухом. Мама Тамара Григорьевна работала в животноводстве.

Рядовой

Военные события в Афгане, начавшиеся в 1979 году, постоянно обсуждались на работе, да и по вечерам, когда «на завалинке» собирались в центре села после трудового дня.

— У нас с отцом, — вспоминает Тамара Григорьевна, — даже и мысли никогда не возникало, что сын попадет в Афганистан. Тогда и по радио, и по телевидению все твердили: «Единственного  сына не отправят в горячую точку». И мы с отцом тешили себя этой надеждой. Но в армии сын должен служить. Отгуляли проводы и с легким сердцем проводили сына на службу. Из первого его письма узнали, что он попал служить в Эстонскую ССР, город Таллин, в танковые войска водителем в автовзвод. Мы регулярно получали письма. А когда сын принимал  присягу, мы с отцом поехали к нему повидаться.

После карантина Сергея перевели в воинскую часть, расположенную в городе Кейла. За хорошую службу рядовому Сергею Гавриченкову дали краткосрочный отпуск — 10 суток.

Приезд сына в отпуск был неожиданностью для родителей. Статный, повзрослевший, в военной форме, он зашел в калитку, врасплох застав родителей. Маминой радости не было предела… Она все рассматривала сына, приговаривая: «Какой ты взрослый стал, сынок». Тогда ни родители, ни сам Сергей не знали, что через два месяца он окажется в Афгане.

Младший сержант

Командир дивизии на построении зачитал  приказ:  «Необходимо трех водителей и повара направить   в команду 20 «А». Лиц средней Азии и Закавказья не предлагать». А из всей воинской части, где проходил службу Сергей, было только двое русских водителей: сам Сергей и Василий Астрюхин, земляк из Смоленской области. В августе 86-го года ребята прибыли в город Кушка (Туркменистан), и в ночь, в составе 40-ой воюющей армии, под командованием генерала Громова, пересекли границу и прибыли в город Шинданд провинции Герат. Здесь младший сержант  Сергей Гавриченков проходил службу в качестве командира отделения автомобильного батальона по доставке горючего в  Кандагар.

Награжден за  доблестную службу  Медалью «От благодарного Афганского народа», «За интернациональную помощь», от центрального комитета ВЛКСМ — Почетной грамотой «За мужество и героизм, проявленный при выполнении интернационального долга».

Герой

Герой нашего рассказа, как и все воины-интернационалисты, не многословен. О службе в Афгане рассказывать не любит. На все вопросы отвечает:

— Служил как все… Да что там говорить? Только с годами все чаще вспоминаю ребят и командира батальона, подполковника Критинина, которые погибли при выполнении задания на трассе Шанданд — Кандагар. Столько лет прошло, а я  до сих пор помню их лица.

Сергей тогда не сразу написал родителям, где он находится, боялся за них. Сообщил только другу, предупредив, чтобы  ни словом им не обмолвился.

— Я собралась на свадьбу к племяннице, в Горький,  — вспоминает Тамара Григорьевна, —  а за две недели  до поездки получила письмо от сына.  Даже представить не могла, что это письмо он отправил днем перед отправкой в Афганистан. Сын предупреждал, что его отправляют в командировку, поэтому писем может долго не быть. На вокзале перед отправлением автобуса встретила знакомого. Он у меня спросил: «Здравствуйте, Григорьевна. Вы куда? К сыну собрались? Так он же в Афгане».

Помню только, как  медленно стали подкашиваться ноги и боль пронзила сердце. Пришла в себя и сразу же побежала искать телефон, чтобы сообщить мужу. Мы с ним отправились к другу Сергея Виктору. Я была уверена, что тот все знал, но молчал. Он дал нам прочитать Сережино  письмо с обратным адресом. И в этот же день сыну мы написали, что все знаем. О том, что мы пережили с отцом, пока сын вернулся домой, рассказывать не стоит.

Сын. Отец. Друг

В 1987 году Сергей вернулся из Афгана. Начал работать в родном совхозе шофером. Здесь встретил свою будущую супругу, которая приехала со студенческим  стройотрядом.

В 1990 году Сергей устраивается на работу в Десногорское ОВД милиционером-водителем ИВС. Сюда же по распределению после окончания института переезжает жена. В 1991 году у молодой семьи рождается сын Кирилл. Наступила пора мирной жизни.

… Со службы в милиции в мае 2006 года с выслугой 20 лет он ушел на пенсию. За добросовестный труд награжден медалями МВД «За отличие в службе» 2 и 3 степени и Знаком «Отличник милиции».

Сейчас Сергей Петрович Гавриченков вернулся в родной Монастырщинский район, проживает вместе с мамой в деревне Котово. Привыкший к труду, не мог усидеть на пенсии и трудится в качестве слесаря-ремонтника в Монастырщинском ДРСУ.

Спасибо вам, дорогие наши защитники, за подвиг и ратный труд! Мира и надежды на лучшее желаем всем, через чью карту жизни навеки протянута алая нить с прожженными «горячими» точками.

 Лариса ГОЛУБ