Интервью,  Общество

Сергей Леонов. О насущном и наболевшем

С момента своего создания, с декабря 1989 года, Либерально-демократическая партия России была неразрывно связана с именем своего основателя и неизменного лидера Владимира Вольфовича Жириновского. К этому человеку относились по-разному — одни его люто ненавидели, другие, напротив, откровенно восхищались. И тем не менее и те, и другие признавали за Владимиром Вольфовичем политический талант, который никого не оставлял равнодушным.

6 апреля этого года лидера ЛДПР не стало. О том, что ждет теперь партию, о своей работе в нижней палате Российского парламента и о текущей ситуации в стране рассказывает заместитель председателя Комитета Государственной Думы по здравоохранению Сергей Леонов.

Невосполнимая утрата

— Сергей Дмитриевич, после его ухода из жизни появились разного рода комментарии о том, что теперь-то уж точно с партией покончено, без Жириновского она ничто, и в ближайшее время исчезнет из политической жизни. Насколько партия жизнеспособна без Владимира Вольфовича?

—  Безусловно, его смерть невосполнимая для нас утрата. Но дело в том, что феномен Жириновского (и он еще до конца, по всей видимости, не оценен) заключается в том, что политик оставил партии огромный задел, на котором (я практически уверен, что он это понимал) партия продолжит движение вперед. Его книги, статьи, выступления — в них указано направление, в котором должна двигаться партия: в сторону защиты русских, в сторону величия нашей страны.

И конечно, с нами остались его прогнозы развития России и мира в целом. Так, он еще с 1998 года говорил, что не будет никакого украинского государства: часть отойдет России, часть — Польше, часть — Венгрии. И именно в тот момент, когда он заболел и, по существу, отошел от  руководства партией, началась спецоперация на Украине. Его рейтинг стал одним из самых высоких в России, опередив даже премьер-министра. Люди тогда отреагировали на ситуацию ростом доверия к Владимиру Вольфовичу, понимая, что все его прогнозы сбываются. И этот рост доверия накладывает на нас теперь определенную ответственность. Перед нами стоит огромная задача: сохранить все, что оставил нам Владимир Вольфович, и, конечно, привнести то новое, что требуют конкретные условия, чтобы партия и дальше жила, развивалась и оставалась на ведущих позициях в политической жизни.

— В сентябре в нескольких российских регионах будут выбирать губернаторов, депутатов законодательных и муниципальных собраний. Партия к этому процессу без Владимира Вольфовича готовится?

—  Мы постоянно находимся в этом процессе. Так, к концу мая уже были сформированы все списки кандидатов в депутаты, которых мы будем выдвигать в региональные законодательные собрания. Есть понимание, кто от партии будет бороться за губернаторские посты. За выборы в муниципалитеты отвечают региональные партийные отделения. Там тоже идет подготовка. Вся работа ведется в том же режиме, как и при Владимире Вольфовиче.

Международник сменил международника

— В середине мая стало известно, что теперь ЛДПР будет руководить Леонид Эдуардович Слуцкий. Его знали как руководителя Комитета Государственной Думы по международным делам, но совсем не как партийного деятеля. Почему выбор лидера партии пал именно на этого человека?

— А кто из членов ЛДПР, как публичный партийный деятель, был известен на общероссийском уровне на фоне Жириновского? Никого назвать нельзя. Действительно, 99 процентов информационного пространства занимал Владимир Вольфович. И это происходило не потому, что он всех локтями отталкивал, а потому что его харизма и яркость затмевали всех нас.

Скажем, я известен в Смоленской области. Но это потому, что я здесь начинал свою деятельность, активно встречался с избирателями. Но в тех же соседних Брянской или Тверской областях про меня никто не слышал. Точно то же самое можно сказать и про Леонида Эдуардовича Слуцкого.

Каждый из нас на своем месте делает определенную работу. И ее оценивал не только Владимир Вольфович Жириновский, но оценивает руководство Госдумы и всей страны.

Комитет по международным делам, который возглавляет Леонид Слуцкий,  должен работать в векторе, который задает Президент, так же, как МИД. Поэтому в любом случае на такую должность могут назначить человека только по согласованию с Президентом.

Кроме того, Леонид Слуцкий заведует кафедрой международных отношений на факультете политологии МГУ, является президентом факультета мировой политики в этом же университете. Он профессионал в международных отношениях, как и Владимир Вольфович.  Более тридцати лет партия специализируется на этой повестке, и, значит, по логике, ЛДПР должен был возглавить международник. А то, что он пока неизвестен широким массам? Так это сегодня неизвестен, а через год посмотрите — его будет знать вся страна.

Три проблемы, мешающие развиваться здравоохранению

— Сергей Дмитриевич, в Государственной Думе вы занимаете пост заместителя председателя Комитета по здравоохранению. Как бы вы охарактеризовали состояние этой сферы?

—  Есть ряд проблем, требующих самого серьезного внимания. На мой взгляд, прежде всего, необходимо ликвидировать дисбаланс в бюджетах здравоохранения в регионах.

Кто больше отчисляет в Фонд обязательного медицинского страхования, тот и получает больше денег на медицину. Но такая ситуация выгодна для регионов, где существенен процент трудоспособного населения. А там, где много детей или пенсионеров (последнее характерно для Смоленской области), деньги на здравоохранение выделяются минимальные.

Соответственно, и у врачей зарплата низкая, и медленными темпами идет  оснащение медучреждений оборудованием, и так далее. 

Есть и еще один перекос в нашем здравоохранении. Ранее было принято прекрасное решение о строительстве новых травматических и других медицинских центров, которые позволяют гражданам получать высокотехнологичную медицинскую помощь, не выезжая за пределы своего региона. Но проблема в том, что, когда человек начинает нуждаться в такой помощи, он уже фактически инвалид. И нужно вложить немало денег, чтобы его вылечить.

А ведь в медицине самое главное профилактика — предупреждение  развития серьезных заболеваний, выявление их на ранних стадиях и купирование. При этом первичное звено практически не работает, то есть состояние  пациента без врачебного наблюдения на уровне участкового врача или узких специалистов постепенно ухудшается, и наступает момент, когда ему поможет только высокотехнологичная врачебная помощь.

Ну и третье. По подсчетам наших специалистов, если федеральный бюджет на здравоохранение увеличить только в два раза, то уже в скором времени качество медицины в регионах будет сопоставимо со столичным уровнем. Будут красивые, отремонтированные поликлиники, станет проще записаться на прием, без всяких очередей сдать анализы.  А ведь для человека одна из важнейших потребностей — получение качественной и своевременной медицинской помощи.

— Но вот вопрос: а будет ли в кабинетах районных и участковых поликлиник приветливый медицинский персонал? Ведь мы видим, что специалисты с медицинскими дипломами покидают Смоленщину…

— Такая негативная тенденция развивалась долгие годы. Сейчас на уровне муниципального звена здравоохранения, в тех же ФАПах, зачастую работают люди предпенсионного или пенсионного возраста. И нужно сказать им за это огромное спасибо! Проблему с кадрами я неоднократно поднимал в Минздраве, пытаясь инициировать этот вопрос для публичного обсуждения.

Врачи, средний медперсонал, как все трудоспособные люди, ищут, где зарплата побольше. Такие возможности, как правило, предоставляют богатые регионы, крупные города. Но если, скажем, в бюджетной медицине уравнять заработные платы в регионах, то и ситуация с кадрами может измениться.

На защите государственного суверенитета

— Наряду с Комитетом по здравоохранению вы входите в состав Комиссии Госдумы по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России. Название звучит очень серьезно, а чем занимается данная комиссия?

— Комиссия была создана еще в прошлом созыве. Это коллегиальный орган законодателей, куда входят представители всех партий, представленных в Государственной Думе.

Сейчас уже во всем мире признают, что идет информационная война. Мы с силовыми органами — ФСБ, МВД, СВР и другими — разрабатываем законодательство, которое должно защитить нашу страну от внешних информационных негативных воздействий.

Недавно в первом чтении был принят законопроект, где я выступаю в качестве соавтора, о том, чтобы запретить работать зарубежным СМИ в случае, если они вмешиваются в наши внутренние дела и недостоверно интерпретируют информацию.

Сейчас комиссия занимается изучением украинских учебников истории. Несколько поколений уже отучились по тем учебникам, где написано, что Россия враг и она виновата во всех бедах Украины.

— Если говорить об отношениях Украины и России, то вы, как законодатель, наделенный федеральной властью, можете сказать, как долго продлится специальная военная операция?

— Никто сейчас не скажет, когда закончится специальная военная операция. Причины, по которым она началась, и ее задачи неоднократно озвучивал   Президент Российской Федерации. Если бы Россия не инициировала специальную военную операцию, то начались бы военные действия с противоположной стороны границы. Граждане России (а таких в ЛНР и ДНР проживает порядка 800 тысяч человек) оказались бы под угрозой физического уничтожения. Нормальное демократическое государство не может позволить, чтобы с их людьми обошлись таким образом. Украину фактически хотели использовать как возможный плацдарм для войны против России. Я это понимаю, и у меня, возможно, больше информации, и я себе не могу даже представить, что бы было, если бы 24 февраля соответствующее решение не принял Президент России.

Алексей Гусинский