Общество,  События,  Судьба

Долгий путь учителя учителя Зои Тихоновны Сергеевой

Это сегодня Зоя Тихоновна Сергеева уважаемый в Монастырщине человек, заслуженный учитель Российской Федерации, которая не один десяток лет возглавляла школу в районном центре. А ведь так было не всегда, и, кстати, могло бы быть и по-другому.

Хотя говорят, что история не терпит сослагательного наклонения, но тем не менее следует иметь в виду, что история, как общественная наука, а уж тем более история человеческой жизни, не есть что-то предопределенное с самого начала: вот родился человек и шагает по раз и навсегда предписанному ему пути.

Чаще всего все бывает совершенно иначе. Как правило, человек и сам не знает, как, куда и почему ему нужно двигаться по дороге жизни и в какое место она его в итоге приведет. Именно так складывалась жизнь Зои Тихоновны Сергеевой.

Предсказание

Зоя родилась в Кировоградской области на Украине, а свою сознательную жизнь начала в городке Первомайск Луганской области в Донбассе. Там она в 1950 году пошла в первый класс и там же, в Первомайске, окончила семилетку. Да, Зоя Тихоновна училась в школе в те времена, когда основное образование дети получали не за восемь лет, как дедушки и бабушки нынешних школьников, и не за девять лет, как современные ученики, а за семь. Но речь сейчас не об этом. Был конец мая 1957 года, в школе все расслабились и с нетерпением ожидали летнего отдыха. Буквально перед выпуском семиклассников собрал директор, который еще и историю преподавал, и начал то ли в шутку, то ли всерьез рассказывать ребятам не о прошлом, как это положено на уроке истории, а о будущем, причем не государства, не мира в целом, а о том, кто кем из них станет.

— Скажите, пожалуйста, а кем я буду? — полюбопытствовала семиклассница Зоя.

— Учителем истории, — безапелляционно отрезал директор и как будто  приговорил…

— Зоя Тихоновна, — уже в наше время уточняю у той,  кому была предсказана такая судьба, — это он так пошутил или что-то в вас увидел?

— Не могу сказать точно, да и какое будущее семиклассницы можно увидеть?

И действительно, когда в 1960 году Зоя окончила школу, она даже не помышляла о карьере учителя. В то время был такой лозунг для выпускников со средним образованием — «Всем классом на стройку!».

Сегодня  для современных школьников и выпускников все дальнейшие действия и поступки Зои Тихоновны могут показаться какой-то нелепостью.

Весь Зоин класс написал письмо в Центральный комитет комсомола с просьбой отправить на какую-нибудь стройку.

— Ждем, ждем, а ответа все нет и нет, — рассказывает Зоя Тихоновна. — Наконец весной нам сообщают: мы не можем вас взять ни на какую стройку. Одноклассники мои подумали и передумали, а я — нет. Я как решила, так и намерена была поступить. Меня отец возил по всем стройкам в округе. Привезет, а они на меня посмотрят, а я вот такая (показывает мизинец. — А.Г.) — маленькая, худенькая. Мне семнадцати лет еще не было. Нет, говорят, мы не можем взять.

Со стройкой не получилось, и нет чтобы угомониться, пойти в какой-нибудь пед или мед, где девушкам, честно говоря, по устоявшейся традиции общества мужского шовинизма самое, как говорится, место. Так нет же, упорная девчонка пошла в райком комсомола и потребовала, чтобы ее направили на завод. Поворот судьбы, который все дальше уводил Зою от предсказанного будущего.

Там тоже оценили физические качества претендентки на звание пролетария — худенькая, маленькая… А иди-ка ты, девочка… И предложили ей взрослые серьезные комсомольские дяди, раз зашла в голову такая блажь, отправиться на кондитерскую фабрику конфеты лепить или на игрушечный завод шить плюшевых мишек или собирать пластмассовых кукол.

Ну нет, такого Зое было не нужно, она хотела принимать участие в реальном производстве и делать такую продукцию, которая нужна всей стране.

— Говорю им: отправьте меня на машиностроительный завод, — вспоминает Зоя Тихоновна.

Делать нечего — выписали путевку на машиностроительный, а там в отделе кадров смотрят на худенькую и маленькую и голову ломают, куда же ее направить. Спрашивают: в штамповочный цех клепальщицей пойдешь? И Зоя пошла.

— Мы делали сердцевину ротора и статора, клепали, и наше изделие для моторов брали даже на экспорт, — рассказывает с гордостью о своем пролетарском прошлом Зоя Тихоновна.

Так прошел год. После этого активной девушке предложили перейти на работу в комсомол. Жила Зоя по-прежнему в Первомайске. А в то время это был городок шахтеров.

— Направили меня на одну из шахт в комсомольскую организацию заведующей сектором учета, так прошел еще год, после чего я решила ехать в Смоленск поступать в пединститут.

Кривая жизненного пути, уводившая Зою от предсказанного ей будущего, начала выпрямляться в сторону учительской профессии.

На южной окраине России

— Зоя Тихоновна, и почему выбрали Смоленск? На Украине что, в то время пединституты кончились?

— Нет, не кончились. В том же Луганске был.

Но здесь, как всегда в жизни, сыграл большую роль случай. В середине шестидесятых годов прошлого века никто и предположить не мог, что на месте одной страны будет множество разных государств. В те времена выпускник школы в каком-нибудь Первомайске Луганской области или в селе Первомайское Смоленской области мог без всяких проблем поступать  учиться хоть в Киеве, хоть в Москве, хоть в Луганске или в Смоленске. Единственная проблема — сдать вступительные экзамены. Так вот для Зои выбор Смоленска стал делом случая.

— У моей подружки сестра вышла замуж и уехала жить в Смоленскую область. Вот эта подружка и предложила мне: а поехали в Смоленск в пединститут поступать. Ну и поехали, ну и поступили, — усмехается Зоя Тихоновна.

Вот так круг и замкнулся. Предсказание директора школы, сделанное им семикласснице Зое, исполнилось: девушка поступила в пединститут на историко-филологический факультет.

Проучились полгода, и факультет разделили на исторический и филологический (русский язык и литература). Зоя Тихоновна выбрала историю.

Но авантюрный склад характера и поиски приключений не давали Зое покоя даже в институте. Прежде чем получить педагогический диплом, девушка поучаствовала в целинной эпопее.

— После третьего курса формировали студенческий отряд (50 человек от пединститута и 50 человек от мединститута) для работы в летние каникулы на целине, — рассказывает Зоя Тихоновна. — Местом сбора был Минск, откуда целый эшелон студентов (не только смоленских) отправился в Казахстан. Там мы отработали лето: ребята сооружали бетонные загоны для скота, а мы, девушки, делали кирпичи из глины и соломы.

По окончании института Зою Тихоновну распределили на южную окраину России, в места исторической памяти Золотой Орды, походов казацкого атамана Степана Разина, осетров и черной икры.

Попала молодая выпускница Смоленского педагогического института имени Карла Маркса в низовья Волги, в Астраханскую область.

— И это еще хорошо. В Смоленской области вакансий для педагогов даже в сельских школах не было, и могли бы отправить еще дальше, чем Астраханская область, в Тыву поехали мои одногруппники, например, — шутит Зоя Тихоновна.

Уже непосредственно на месте Зоя попала в город Харабали — это районный центр, расположенный примерно посередине Астраханской области. Там предложили работу по комсомольской линии, но Зоя отказалась. «Ну раз не хочешь руководить молодежью в городе, езжай тогда учителем на село» — примерно так если не сказали прямо, то, во всяком случае, подумали функционеры в Харабалях. Так Зоя попала учителем в сельскую школу. Но, что называется, тогда сельская школа, это не сейчас…

— Там в школе было 840 учеников, — вспоминает Зоя Тихоновна.

На самом деле Зоя Тихоновна не собиралась долго задерживаться в Астраханской области. Думала, годик поработает и вернется на Смоленщину к мужу Виктору, который учился в том же пединституте, что и Зоя, только курсом младше.

Но жизнь устраивает все по-своему: и не Зоя поехала к мужу, а Виктор в итоге приехал после института к жене.

Тогда все и закрутилось, замелькали должности у Виктора Михайловича — сначала школьные, потом партийно-административные, и у Зои Тихоновны карьера шла вверх. В итоге через несколько лет Виктора взяли на работу в Харабалинский райком КПСС, а Зоя стала директором одной из школ районного центра.

— Вот так и жили: я с восьми утра до восьми вечера в две смены в школе, Виктор с восьми утра до восьми вечера в райкоме, а дома мама и бабушка Виктора смотрят за двумя нашими детьми, — рассказывает Зоя Тихоновна.

А по прошествии нескольких лет все сломалось. Зое Тихоновне местное партийное руководство пророчило большое административное будущее. Вызвали ее как-то в райком КПСС и говорят: «Зоя Тихоновна, мы планируем вас на должность председателя райисполкома». (По-современному глава администрации района. — А.Г.) Для учителя это большой взлет по административной лестнице.

— Но Виктор мне говорит: ни в коем случае. Что это получится за семья: ты будешь постоянно и день и ночь мотаться по району, меня дома постоянно не бывает… Все, собирайся, поехали отсюда. И куда поедем, спрашиваю. Да хоть на Смоленщину, в Монастырщину. Виктор сам родом отсюда, — поясняет Зоя Тихоновна.

Вот так Зоя Тихоновна вернулась на родину мужа, и Монастырщина стала и ее родиной.

— Посмотрев мой послужной список, сначала мне предложили место заведующей Сафоновским районо. Но я отказалась, поскольку еще в институтские времена довелось там поработать в колхозе, и я знала, что это шахтерский городок и какие там могут быть проблемы. Тогда предложили стать директором средней школы в поселке Монастырщина. И я согласилась. Школа тогда здесь была большая — 1200 учеников и 75 человек педагогический коллектив, — рассказывает Зоя Тихоновна.

— И все-таки, Зоя Тихоновна, у вас была неплохая возможность сделать карьеру в комсомоле или пойти по советско-административной линии, а вы выбрали учительскую стезю, очень трудную и часто весьма неблагодарную как в моральном, так и в материальном плане. Почему?

— У нас в институте преподавала методику замечательный педагог Зоя Павловна Исаева, параллельно с этим она работала в школе № 6 Смоленска, где вела историю. И вот на третьем курсе, когда у нас началась практика в школе, Зоя Павловна взяла меня к себе, потом то же самое повторилось и на четвертом курсе. И я очень многому у нее научилась. Помню, веду как-то урок, и звонок зазвенел. А ребята просят: Зоя Тихоновна, не прерывайтесь, рассказывайте дальше. А Зоя Павловна потом мне как бы с упреком говорит: что же ты, Зоя, меня так подвела? Что, как, почему — не понимаю. Зоя Павловна поясняет: меня ученики не просят продолжать рассказывать после того, как прозвенел звонок на перемену. Вот она мне очень много дала, и я благодаря ей поняла, что мое место не в комсомоле, не в райисполкоме, а именно в школе с детьми.

Разные дети разных исторических эпох

За свою долгую педагогическую жизнь Зое Тихоновне Сергеевой довелось учить детей в трех исторических даже не периодах, а целых эпохах: 70-80-е годы — годы Советской власти, или, как принято называть, «времена застоя», 90-е годы — возникновение и становление Российской Федерации, демократической республики, эти годы еще называют «лихими», ну и первое десятилетие XXI века, когда все, что называется, устроилось, и началась более или менее стабильная размеренная жизнь.

— Зоя Тихоновна, а дети всех этих времен различались между собой?

— Нет одинаковых детей. Во всяком случае, для меня все дети разные. Те, кто учился в девяностые годы, конечно, отличались от тех, кто учился в семидесятые-восьмидесятые. У детей было стремление к знаниям, они принимали активное участие в деятельности общественных организаций. Уважительное отношение к учителям, родителям, пожилым людям. У ребят было стремление получить хорошие знания, чтобы продолжать обучение в вузах, техникумах, получить хорошую профессию.

— А в девяностые годы дети резко изменились?

— Резко. Видимо, сказалась ситуация в стране.  Переход к рыночным отношениям сказался и на отношении детей к учебе. Потеря интереса к знаниям. В высшие учебные заведения можно было поступить на платное обучение и с посредственными знаниями. А сами дети стали, не могу сказать, что жестокими, но более жесткими, что ли. Хотя на отношении лично ко мне это не сказывалось.

— По прошествии того «лихого» десятилетия опять произошли какие-то изменения?

— Произошли. Была введена новая система оценки знаний учащихся — единый государственный экзамен. Изменилось отношение многих школьников к учебе. В школе по желанию учащихся было введено профильное обучение. И мне посчастливилось работать в этих классах. Востребованность в знаниях предметов обществознания, правоведения, экономики способствовала усилению интереса к ним. Вводились факультативные курсы по этим предметам. Мои ученики участвовали в районных, областных  олимпиадах, получали призовые места и грамоты.

Были и проблемы. Развитие мобильной связи внесло свои коррективы в учебный процесс. Для проверки знаний проводились тестовые задания, и учащиеся с помощью sms стали делиться ответами. Приходилось заготавливать много вариантов для проведения контроля.

 — Зоя Тихоновна, вы меня извините, но людям старшего поколения всегда кажется, что раньше и яблоки были круглее, и лето жарче, и конфеты слаще, ну и, само собой, дети были лучше…

— Я совершенно так не думаю. Раньше тоже были жестокие дети, которые не проявляли интереса к учебе. Cо мной в классе, а нужно учитывать, что это было после окончания Великой Отечественной войны, училось много детей старше меня по возрасту. Так вот мы, малышки, сидели на первых партах, а те, кто старше, сзади нас, они постоянно безобразничали, срывали уроки. Так что грубость по отношению к учителям со стороны детей была и тогда, потому не стоит как-то сильно идеализировать и тех детей.

10 лет на заслуженном отдыхе

— Увлекалась скандинавской ходьбой, рукоделием (вышивка картин крестом). Участвовала в выставках народного творчества в районе. С большим интересом посещала  занятия хорового ансамбля при районном Доме культуры. Очень все его участники сожалеют о том, что в настоящее время из-за пандемии прекратились занятия.

Общаемся с бывшими коллегами по телефону, делимся кулинарными рецептами, выращенным на приусадебном участке урожаем, поздравляем друг друга с праздниками. В последнее время разговор сводится к событиям на Украине. Болезненно переживаем за жителей Донбасса и моего Первомайска.

Алексей Гусинский