Интервью,  Общество,  События

Детские болезни, коронавирус и любят ли монастырщинцы лечиться

Рассказывает главврач районной больницы Галина Евгеньевна ИГНАТЬЕВА

В  Монастырщинском районе нет  жителей в возрасте от 40 лет и младше, которым в детстве не приходилось лечиться у Галины Евгеньевны Игнатьевой.

Сама она местная, никуда не уезжала, разве только для того, чтобы выучиться на врача. Профессию медика Галина Евгеньевна выбрала еще с детства.

В 1981 году, окончив педиатрический факультет Смоленского медицинского института, вернулась по распределению в Монастырщину, так здесь и работает, и профессию не меняет. В 2017 году Галина Евгеньевна была удостоена звания «Заслуженный врач Российской Федерации», а с января 2021 года Галина Евгеньевна Игнатьева возглавила Монастырщинскую Центральную районную больницу.

— Галина Евгеньевна, вы чуть более сорока лет проработали педиатром и главным педиатром Монастырщинского района. Есть такая расхожая фраза: дети — наше будущее. Так вот, какое здоровье у нашего будущего, если говорить конкретно о детях Монастырщинского района?

— Здесь, наверное, стоит обратить внимание на то, что в районе значительно уменьшилось количество жителей и, соответственно, снизилась рождаемость. Когда я только пришла работать после института, у нас проживало более трех тысяч детей, а сегодня их в возрасте до 17 лет всего 956 человек. Среди серьезных заболеваний я бы выделила сахарный диабет первого типа, который стал выявляться у наших детей. Раньше это было довольно редкое заболевание для раннего возраста, но сейчас у нас уже четыре ребенка с таким диагнозом.

— А вообще за прошедшие четыре десятилетия здоровье детей сильно изменилось?

— Да, есть изменения. Но здесь стоит обратить внимание на такое обстоятельство, как выявляемость тех или иных заболеваний на ранней стадии. Она стала очень хорошей. Ребенок только рождается, а ему сразу делают УЗИ сердца, УЗИ головного мозга и так далее. Раньше, когда я только начинала работать, не было такого оборудования, которым располагает современная медицина и, соответственно, не было такой выявляемости заболеваний или патологий на ранних стадиях. Но я бы не сказала, что в целом здоровье детей стало хуже. Наши дети — сельские, они у нас закаленные, они у нас спортсмены…

— Пожалуй, самая объективная инстанция по оценке здоровья подростков — районная призывная комиссия.  Много приходится отсеивать молодых мужчин, которые по причине слабого здоровья не смогут служить в армии?

— У нас не так много ребят призывного возраста. В прошлом году только двое были направлены на дообследование, остальные были признаны годными для прохождения воинской службы.

— Галина Евгеньевна, в марте исполнилось два года, как были в первый раз объявлены ограничительные меры в связи с пандемией коронавируса. Насколько это стало проблемой для системы здравоохранения Монастырщинского района?

— Я бы не сказала, что это вызвало какие-то серьезные проблемы у наших медиков. Легкой и средней степени тяжести формы ковида мы лечили и лечим на дому, амбулаторно. В силу того, что в нашей центральной районной больнице нет своего инфекционного отделения, больных с  тяжелой формой  мы направляли и направляем, согласно маршрутизации, в Смоленск в Первую клиническую больницу на Фрунзе.

— И много у вас было больных коронавирусом за все это время?

— За все время переболели 1 984 человека.

— Когда началась пандемия, у вас и в коллективе не было паники, никто не уволился из-за страха заразиться от пациентов?

— Нет, у нас в коллективе никакой паники не было, и никто не увольнялся по причине пандемии коронавируса. Да и в целом, не только среди медиков, я не наблюдала у нас в районе паники или какого-то особо сильного страха, вызванного ковидом.

— Зато, наверное, нагрузка на медиков, особенно на участковых врачей, сильно возросла?

— Что есть, то есть. Нагрузка действительно возросла во много раз. Если раньше люди, когда начинали чихать-кашлять, сами принимали какие-то антивирусные препараты, а к врачу не обращались, то с появлением коронавируса все изменилось. Количество вызовов терапевтов за смену возросло примерно в два с половиной — три раза.

— С поставкой препаратов для проведения прививок от коронавируса сразу все было нормально или возникали сложности?

— У нас сразу все было нормально, никаких сложностей с поставкой препаратов не было. Запись на прививку была организована и по телефону, и на портале госуслуг. Очередей у нас не было. Прививали «Спутником-V», «Спутником-Лайт», «Эпивак-Короной». Сейчас у нас вакцины в  достаточном количестве. В районе уже вакцинировалось 106  процентов населения. Многие проходят  ревакцинацию.

— Осложнения после прививок отмечались?

— У нас в районе осложнений не было. Мы внимательно наблюдаем за всеми пациентами, кому делали прививки, но ни у кого осложнений не было.

— Галина Евгеньевна, в течение последних двух лет у меня складывается такое впечатление, что кроме ковида никаких других заболеваний, причем не менее опасных, чем ковид, не существует. Но ведь и они никуда не исчезли…

— Такое впечатление складывается не только у вас, но на самом деле и другие болезни остались, и никто не снимал с врачей обязанности их диагностировать и лечить. У нас в районе в силу того, что значительную часть населения составляют жители преклонного возраста, по количеству на первом месте заболевания сердечно-сосудистой системы. И на учете состоит 301 онкологический пациент.

— Но чтобы диагностировать и лечить названные вами и другие заболевания, нужны медики, а с кадрами у лечебных учреждений районного звена всегда были проблемы. Как обстоит дело в Монастырщинской ЦРБ?

— Да, это правда — больницы, особенно в небольших районах типа нашего, ощущают, как правило, дефицит кадров. Непосредственно в Монастырщинской районной больнице в настоящее время работают 20 врачей и 59 медработников среднего звена. Хирург у нас один — он и паллиативных больных, и хирургическое отделение ведет, и прием больных осуществляет.

— А врачи-терапевты на всех участках есть?

— Да, как на взрослых участках, так и на детских. У нас все врачи с первой и высшей категорией. Педиатры еще обслуживают детский сад и все школы района. Сейчас будут  проводить профилактику туберкулеза.

— И какой возраст у монастырщинских медиков?

— К сожалению, 75 процентов наших медиков уже достигли пенсионного возраста.

— Исходя из данного возрастного показателя, такая ситуация не может длиться долго — люди рано или поздно уйдут на пенсию, и кто будет работать?

— Мы это вполне понимаем и стараемся привлекать молодежь. У нас, например, молодые кадры — гинеколог, терапевт.

— Насколько Центральная больница Монастырщинского района обеспечена медицинским оборудованием?

— Совсем недавно мы получили новый цифровой рентгеновский аппарат на три рабочих места, который позволяет делать снимки не только грудной клетки, но и костных патологий и желудочно-кишечного тракта.

— А транспорт, те же машины скорой помощи?

— У нас шесть машин скорой помощи, четыре из которых  новые, одной пять лет и еще одной лет восемь, но она в нормальном рабочем состоянии. Совсем недавно мы получили легковую санитарную машину «Лада Ларгус», которая обслуживает вызовы. Есть в ЦРБ и передвижной модульный фельдшерско-акушерский пункт, который позволяет организовывать прием жителей любого населенного пункта на селе.

— Галина Евгеньевна, а люди активного трудоспособного возраста часто обращаются к врачам или предпочитают заниматься самолечением?

— Я думаю, что сейчас, когда существует угроза заразиться коронавирусом, все стали обращаться к врачам. Раньше, еще года два назад, действительно люди, особенно те, у кого есть работа, предпочитали всякие вирусные инфекции лечить самостоятельно. Но теперь мышление людей кардинально поменялось, и они приходят к врачам, стараются сразу выяснить, какое у них заболевание. Надеюсь, что самолечение ушло в прошлое, и теперь диагноз и способ лечения будут определять врачи, а не сами больные.

Беседовал Алексей ГУСИНСКИЙ