Общество

ПОМНИМ! ЛЮБИМ! СКОРБИМ!

Ушёл из жизни наш земляк Виктор Васильевич ПАВЛОВ

Уходят люди, светлые, как песня,

Светившие так ярко для других.

Был с ними мир прекрасней и чудесней,

И вдруг на скорбной ноте он затих.

Весть ворвалась жестокая, как выстрел —

Ушёл от нас Васильич, друг, собрат.

Сгорел он на лету и очень быстро,

На всё господня воля, говорят.

И так на сердце стало горько, больно…

Осиротела без него земля.

Он жил на свете просто и достойно,

Не проведя впустую даже дня!

Трудиться Витя начал очень рано,

Как все лихой поры той пацаны.

Его на ноги поднимала мама,

Отец с Великой не пришёл войны.

В деревне, знамо дело, не до скуки:

Как взрослый — в борону, в косу и плуг,

Росли откуда надо его руки,

Бездельничать им было недосуг.

А сколько было в нём мечты, азарта!

Учился Витя весело, взахлёб.

Деревня стала местом его старта,

Где жизнь давала каждый день урок.

Стать мужиком ему пришлось так рано,

Для матери опорою во всём,

И жизнь его была вся без изъяна,

Всё добывалось собственным трудом.

В своей судьбе он повидал немало:

Учёба, армия, работы шквал,

Как супермастер в запуске «Бурана»

Участие наш Павлов принимал.

За Байконур и руки золотые

Он орденом Почёта награждён.

Хоть были его волосы седые,

Душой он оставался молодой.

О, как любил он землю и деревню,

Трудом своим всегда их украшал.

Крестьянствовал, как повелось издревле,

Пахал и сеял, в общем, созидал.

Свой уголок земли он так лелеял,

Травинка каждая ему родня.

Трудился, словно пчёлка, свято веря,

Что мать для нас — родимая земля.

Родник он у Вихры любимой создал

И освятил иконою его,

И Матери Господней светлый образ

Над ним сияет жизни торжество.

Стихи слагал прекрасные и песни,

Даря всем людям только лишь добро.

И было с ним всегда так интересно,

И отступало, исчезало зло.

А возле хаты памятник поставил

Трудяге-плугу, прошлому всех нас.

Как много он после себя оставил,

Всё делал от души, не напоказ.

Да, жизнь его была во всём красивой.

Он жил открыто и без суеты.

Деревни сын и матушки-России,

Он завещал нам землю и мечты.

Чтобы цвела земля под небом синим,

Чтоб люди были чище и добрей.

Ушёл от нас наш дорогой Васильич,

Всё, что имел, оставив для людей!

Галина МАЧУЛЬСКАЯ

У РОДНИКА

В наше время нередко можно услышать такое мнение: выродился русский мужик, измельчал, в водку, в пьянку ударился, бездельничает, на все ему наплевать. Определенная доля истины в этом есть. Но полностью согласиться с подобным мнением никак не могу. Нет, не пропащий мы народ. Есть у нас настоящие мужики. Слава Богу, есть. В доказательство этому я и хочу рассказать вам об одном из таких — настоящих! — русских мужиков.

Виктор Васильевич Павлов — для многих просто Васильич — живет в опустевшей деревне Григорьево, что недалеко от Стегримова (это в Монастырщинском районе Смоленщины). Кроме него, там еще один жилой дом. Отсюда он родом, здесь родился и вырос. Потом надолго разлучался со своей малой родиной: как положено, служил в армии, жил и трудился в Смоленске. А по выходе на пенсию вернулся сюда снова.

Надо сразу признать, что жизни он хлебнул всякой. Рос без отца, который погиб на фронте. Поэтому мужиком, опорой почувствовал себя очень рано. Кроме него, матери помогать было некому. Всякую крестьянскую работу познал с детства. И ответственности, стремлению помочь, кому трудно, он научился с малых лет. Это бесценное качество осталось у него на всю жизнь.

И еще одна прекрасная черта проявилась у него с юных лет — неуемное желание познать этот мир, жизнь во всех проявлениях. Учился взахлеб, с великим интересом.

В школу ходил не по принудиловке, а с большим желанием. До сих пор с глубокой благодарностью вспоминает своих учителей, особенно преподавателя математики — Семена Петровича Лобанова, фронтовика, который, будучи на фронте, не расставался с книжками, чтобы после войны пойти учиться и стать педагогом. Виктор Васильевич и сейчас восхищается такой целеустремленностью, жаждой познания, стремлением приобщить к этому и других.

Вот и Виктора желание учиться, приобрести профессию увело из родной деревни. В ремесленном училище, в Тесове, что в Новодугинском районе, получил профессию электрика. А дальше — армия. После нее пошел работать на Смоленский авиационный завод. Начинал электриком. Потом окончил авиационный техникум, вечернее отделение. Работал технологом, затем в сборочном цехе старшим мастером, начальником участка. На авиазаводе проработал 34 года. Общий же трудовой стаж у него 39 лет.

Остановлюсь лишь на одной странице его трудовой биографии — без преувеличения, исторической. Виктор Васильевич Павлов участвовал в космической эпопее «Бурана», корабля многоразового использования. У американцев был «Шаттл», у нас — «Буран». Как лучшего из специалистов-сборщиков его откомандировали на Байконур, вместе с другими смолянами-авиационщиками. С 86-го до 90-го ездил он на Байконур, командировки длились по нескольку месяцев. Готовили первый «Буран». Работы, конечно, было много. Рули управления — участок, которым они занимались.

15 ноября 1988 года отправили «Буран» в полет. Первый полет оказался и последним. Готовили и второй «Буран». Но… не повезло космическому собрату легендарных «Востоков», «Восходов» и «Союзов». Пришлась его эпопея на период перестройки, все и зачахло. Не потянула страна столь грандиозный проект.

За освоение системы «Энергия-Буран» В.В. Павлов был награжден орденом Почета. Вспоминает Виктор Васильевич о тех годах с волнением, помнит все в подробностях. Рядом была Гагаринская площадка. Ходили провожать космонавтов; индийского провожали. Зрелище, конечно, было впечатляющее, особенно ночные запуски. Все озаряет невиданным светом, рев двигателей ракеты на всю степь. Остро осознаешь величие разума и рук человеческих.

Когда вышел на пенсию, вернулся Виктор Васильевич в родное Григорьево, где жила старая мать. И вот, с декабря 2000 года, вновь деревенский житель. А впрочем, он, наверное, всегда им оставался, несмотря ни на какие Байконуры, — человеком от земли, берущим от нее силы, стремящимся дать ей взамен то, что может. Все у него здесь по-хозяйски: и в доме, и вокруг, и в огороде. Сам обустраивал свою территорию. На себе таскал из леса стройматериал. Построил своими руками сарай, баню, веранду, гараж. И все у него с особинкой, с изюминкой, чтобы и глаз, и душа радовались. А какой у него погреб: сделан так умело, что ни капли воды не просочится. А как славно растет у него все в огороде. Его особая радость и отдохновение души — цветы, среди которых, конечно, королева роза.

Но самая главная достопримечательность его уголка земли — это родник: здесь тоже своя история. Раньше была там криничка, в другом месте. Потом она стала разваливаться, и Васильич нашел другой источник — не быть же деревне без ключевой воды. Обустроил он свой родник, поставил кольцо бетонное вместе с другом Володей Ходченковым. Выкопали землю, прямо в кольце. Сделал сверху купол, обложил камнями, кирпичами, наладил к роднику тропинку. На столбе повесил указатель со стрелкой: «К источнику». Когда ставил купол, мужик прохожий говорит: «Зря ты все это делаешь, побьют же». А Васильич в ответ: «Когда-то и храмы рушили, да вот теперь восстанавливают».

Чтобы все было по-христиански, решил он родник освятить, поехал к батюшке. «В честь кого освящать будем?» — спрашивает у него. А тот ему отвечает: «Господь сам подскажет». В следующий раз, уже за батюшкой, он поехал, сам того не ведая, в праздник иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Батюшка и говорит: «Вот тебе Господь и подсказал, в честь кого освящать». Так, 18 мая 2006 года родник был освящен в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Есть у источника и своя иконка.

Приезжают к роднику люди из разных мест, набирают кристально чистой воды, бросают монетки. Видать, не простая это вода, коль тянутся сюда люди издалека, дает она им душевные и физические силы. И неудивительно. Ведь подарил людям этот родник, а вместе с ним и тепло своей души, светлый, добрый бескорыстный человек.

Виктор Васильевич Павлов — натура настолько многогранная, неординарная, что вместить рассказ о нем в один материал просто невозможно. Он феномен. Это человек широко эрудированный, интересный, с ним можно говорить на любые темы, и он не просто поддержит беседу, а откроет тебе что-то новое. На все у него свой взгляд. Многое умеет, многое знает, от чистого сердца даст добрый совет, поможет разобраться в сложной жизненной ситуации. В нем какая-то удивительная душевная зоркость. И человеческая надежность, которой так не хватает всем нам в жизни. Он умеет помочь человеку бескорыстно (убеждалась в этом не раз сама).

«А знаешь, — говорит, — гораздо приятнее дарить, чем брать». Пообщаешься с ним — словно живой воды напьешься.

Он любит свою семью — а это жена, Валентина Ивановна, дочери и внучка, — как и они его. Много лет ухаживал за старой матерью, похоронил ее в возрасте 99 лет. С наступлением настоящих холодов уезжает Васильич в Смоленск, на зимовку. А как солнышко ласково пригреет, запахнет в воздухе весной, снова возвращается в родную деревню.

Рассказывать о Викторе Павлове и обойти стороной еще одну грань его души — значит, сделать портрет нашего героя неполным. Он пишет удивительные стихи, такие же добрые, светлые, мудрые, как сам этот человек. Он член Монастырщинского литературного объединения «Радуга». Его поэтическое творчество знают не только в родном районе, но и за его пределами. Стихи Виктора Павлова публиковались в районной и областной прессе, в коллективном сборнике монастырщинских авторов «Радуга над Вихрой». В 2014 году на межрайонном конкурсе в г. Починке он занял второе место и получил самое ценное для него — приз читательских симпатий. И это неудивительно. Стихи его трогают своей искренностью, мудрой простотой, отсутствием всякой фальши. Скромность, отсутствие тщеславия в нем просто поразительны.

Родниковый человек живет у родника, сохраняя землю своих предков, даря другим свет своей души. Поклонимся ему, люди! И пожелаем, чтобы родник его жизни, его души и дальше бил ключом, не иссякал.

Галина МАЧУЛЬСКАЯ

2014 год

ПУТЬ ТВОРЦА

Посвящается Павлову В.В.

Ты уехал от шума столицы

В дорогую душе глухомань,

Где уныло глядела землица,

Где на сто километров бурьян.

И понятна тебе без подсказки

Всех равнин вековая болезнь:

Что простой человеческой ласки

Не хватает усталой земле.

А в деревне последняя хата —

Будто крик, и упрек, и печаль…

Вот нашлась за сараем лопата.

Ну хоть ты, инструмент, выручай!

Выручай! И ударил с размаха,

Где крапива, как огненный вал —

Моментально промокла рубаха:

Ты не вскапывал почву — взрывал.

Оплели длиннорукие корни

(Тяжек сердцу земли этот плен)

И как щупальца, пили упорно

Кровь земли из артерий и вен.

Ты рубил, корчевал и работал,

Как солдат на последней войне,

До седьмого горячего пота,

До ломоты в гудящей спине.

Не для-ради хрустящей капусты,

Не для-ради к столу огурцов,

А чтоб не было дико и пусто

На земле праотцов.

Были думы твои не о хлебе —

Просто сердцу работа легка,

И особенно весело в небе

Танцевали тогда облака.

И особенно тщательно дождик

Ночью землю твою поливал,

И улыбчивый месяц-художник

Звездам краски земли раздавал.

И в лучах восходящего солнца

Просветлел неухоженный лес,

Будто в небе открыли оконца

И так нежно глядели с небес.

А на грядки, на взбитое ложе,

Семена так охотно легли…

Вот и стал ты Спасителем тоже

Для кусочка родимой земли.

Пусть в деревне последняя хата

Не похожа на своды дворца,

У хозяина — сердце солдата

С негасимой лампадой творца.

Галина ФИЛЛИПОВА