Красатинская трагедия. 60 лет скорби и боли…
16 июля, как и все предыдущие 59 лет, родственники, односельчане, друзья и все, чья память хранит печальные события того трагического дня вновь зажгли дома поминальные свечи; кто смог, пришли в храмы, чтобы помолиться за упокой родных душ, воспоминания о которых живы и передаются из поколения в поколение.
Беды Красатинской набат
Проходят годы, дни мелькают,
Стирает память много дат.
Но в сердце все не умолкает
Беды Красатинской набат.
…Июльский день был, как обычно,
Наполнен радостью труда.
Сгребали сено, все привычно:
И зной, и пот, все как всегда,
Трудились все, кто стар, кто молод.
День летний, знамо, кормит год.
Деревня — это вам не город.
И в ней особенный народ,
Умело сено стоговали,
Взметнулся стог под небеса.
В азарте и не замечали,
Что надвигается гроза.
Внезапно небо потемнело:
Раскаты грома все сильней.
Но завершить решили дело,
Крича: «Скорей! Скорей! Скорей!»
Как черный ворон, туча злая
Накрыла всех — спаси нас Бог!
Зловеще молнии вонзая
В огромный беззащитный стог.
Смешалось все там: стоны, крики…
И ржанье дикое коней…
И ливень, будто плач великий
О страшных судьбах тех людей.
Остались там они навеки:
13 — горькое число.
Герои, чудо-человеки,
Которым так не повезло…
А те, кто все ж в живых остался,
Бедой той болен до сих пор.
И молят нас: «Не забывайте
Красатинскую эту боль!»
Поют над полем звонко птицы,
Но камень памятный скорбит.
Красатинцы! Спокойно спите!
Людьми ваш подвиг не забыт!
Галина Мачульская
Нет уже деревушки Красатинки. Уходят от нас ветераны того самоотверженного труда и свидетели трагедии, но при любом удобном случае спешат их дети, внуки, правнуки на братскую могилу, на то место, где случилась эта беда и где сейчас установлен памятный знак (спасибо всем, кто причастен к этому доброму делу). На одной из встреч у этого печального места говорилось о том, что в тот роковой день здесь погибли супруги Соболевы: Анна Трофимовна и Артем Парфенович. Без родителей остались пятеро детей. Дома их возвращения с горячей сенокосной поры не дождались трое мальчишек от шести до десяти лет (двое других, постарше, уже выпорхнули из родительского гнезда).
К сожалению, никого из них уже нет. Написать подробно историю их выживания в той непростой ситуации пока не представляется возможным, и это остается одним из белых пятен той печальной истории. Благодаря очень участливым и неравнодушным людям, коих у нас немало (спасибо и им огромное), удалось отыскать одного из их внуков. На этот момент известно, что прошли они совсем не веселую детдомовскую жизнь, и судьба их не баловала. Да и не могла по понятным причинам. Возможно, когда-то и удастся рассказать об этих судьбах подробнее. Это ведь тоже память о тех, кто ушел, и тех, кто остался после того дня без родителей, жен, мужей, сыновей и дочерей…
В этот день с утра к памятному знаку легли гвоздики, зажглись свечи, шли люди. Природа, красота которой в этом месте поражает своей живописностью, угрюмой молчаливостью встречала гостей: она ведь никогда не ведает траура, а знает только ЖИЗНЬ!
Владимир ЛАГУТИН