Сегодняшняя наша беседа с библиотекарем читального зала детской библиотеки Марией Николаевной Печкуровой.
Мария Николаевна, как долго Вы работаете в детской библиотеке?
В библиотеке — 43 года, из них 14 лет — в детском отделении. За рабочий день приходится обслужить не одного читателя, и к каждому нужно найти свой подход, установить контакт и выбрать стиль общения, тем более, если речь идет о ребенке.
Сколько читателей в среднем Вы обслуживаете в течение рабочего дня?
От 15 до 20 человек.
Какую категорию читателей Вы обслуживаете?
И детскую, и взрослую.
Как Вы оцените сегодняшнюю заинтересованность читателя книгами в библиотеке?
Эту заинтересованность я бы оценила, как среднюю.
Как Вы готовитесь к встречам с читателями?
Я считаю, что важным условием каждой встречи с читателем являются позитивные эмоции. Всегда имею в запасе интересную информацию журнального мира, ищу интересные статьи, книги, готовлю рекомендации. Важным, по моему мнению, является вежливость, доброжелательность, уважение к личности читателя независимо от его возраста, пола и настроения в данный момент. Наша задача обслужить читателя так, чтобы ему захотелось вновь и вновь прийти в библиотеку.
Какой принцип для Вас является главным при обслуживании читателя?
Полнейшее и качественное удовлетворение любого читательского запроса.
Какие вопросы задают читатели чаще всего?
По темам школьных рефератов, наличию книжных новинок и книг определённых авторов.
С какой просьбой читатели обращаются к Вам чаще всего?
Помочь в подборке литературы, естественно.
На какой самый каверзный вопрос за последнее время Вам пришлось ответить?
Что общего в фауне юга Северной Америки и Австралии? Запрос выполнен был на «5».
Насколько отличается индивидуальное общение с читателем от общения при проведении массовых мероприятий?
Несущественно. На наш взгляд, проблемой номер один в общении можно назвать то, что дети сегодня мало читают, поэтому необходимо определённое время, чтобы найти подход к читателю, узнать о нем и его литературных вкусах, чтобы грамотно выстроить общение, которое принесет пользу обеим сторонам.
Как относятся читатели к Вам и Вашей работе?
Думаю, уважительно. При обслуживании читателей библиотекарям могут поступать вопросы, не касающиеся непосредственно работы — например, в целом о детском чтении, психологии и другие. Иногда затрагиваются и актуальные темы, например, учеба в школе. С постоянными читателями у нас складываются, как правило, и неформальные отношения.
Выражают ли Вам читатели благодарность или публичное недовольство?
В основном в свой адрес пока, к счастью, приходилось выслушивать лишь слова благодарности.
Случались ли в Вашей работе негативные моменты общения с читателем, в чем они заключались?
В невозможности в данный момент выполнить читательский запрос, так как требуемые издания уже на руках у других читателей. И всё же это происходит очень редко. Когда читатель приходит в плохом настроении, стараешься сгладить этот негатив, и здесь ты уже не только библиотекарь, но и психолог. Нужно быстро определить источник недовольства и неназойливо успокоить читателя.
Продолжите фразу: «Хороший читатель — это…»
Человек — любознательный, умный, думающий, дружелюбный, готовый к диалогу, любящий книгу и чтение.
Какими критериями при оценке детских книг и рекомендации их читателю Вы обычно руководствуетесь?
Критерий один: книга должна быть интересна конкретному читателю.
«Другое время — другие дети — другие читатели», — так говорят психологи и педагоги. Как Вы думаете, возможно ли быть услышанными современными детьми? Что нужно сделать, каким нужно быть, чтобы быть воспринятыми ими?
Научиться понимать детей, общаться с ними, быть современным, доброжелательным, искренним, воспринимать ребенка как личность, считаясь с его мнением и вкусом, не быть занудой, быть интересным для детей, думать и говорить на их языке, быть в курсе их увлечений и всегда помнить — «мы в ответе…». Беседовала Вера БОБРОВА