Общество,  События

Враги сожгли родную хату…

Я не зря выбрал в качестве заголовка слова из всем известной песни. Для героя моего очерка – Сергея Лаходанова, это не просто слова, а жестокая реальность, с которой ему, в ту пору ещё мальчишкой, пришлось столкнуться немногим более 76 лет назад…

Двадцать пятого января 1930 года в белорусской семье Лаходановых произошло радостное событие – прибавление семейства. Родился ещё один сын — Сергей! Затем, чуть позже, появился ещё один братик, а потом и сестрёнка. Вот такая дружная семья жила в деревне Лебедево Горецкого района.

И так бы и дальше продолжалось их семейное счастье, но это благополучие перечеркнула в июне 1941 года война… Вскоре уже сапог германского завоевателя топтал их родную землю. Что творили фашисты в годы оккупации невозможно даже и рассказать. Немцы лютовали не только в течение этих лет, но ещё более перед своим отступлением – бегством от наступающих советских войск. Именно в тот момент родная деревушка Сергея повторила судьбу, тоже белоруской, деревни Хатыни…

Впрочем, давайте, послушаем воспоминание о тех событиях самого Сергея Фёдоровича.

— Запалили фашисты деревню со всех сторон….  Перед этим мы бежали все, кто жил в деревне, в лес прятаться. И только утром, когда уже пришли наши, мы вернулись назад. Люди и радовались и плакали одновременно. Только в это время увидели мы эту «Хатынь» — остовы труб – всё, что осталось от наших домов. Деревня вся сгорела дотла…  Никакого имущества, естественно, не осталось.

Корову свою Лаходановы тоже не нашли. Многие стали строить землянки, а они подались к родственникам, так как Сергей, по существу ещё школьник, в отсутствие отца и брата Николая, остался в их семье за старшего.

— Жить мы стали у тётки в деревне Курганье, которая находилась тогда примерно в 6 километрах от линии фронта, — продолжил свой рассказ мой собеседник. – В один из дней как налетели самолёты с крестами… Что тут началось!.. Итог был такой: сарай разбит, хата разбита, корова убита, лошадь тоже. Только жеребёнок остался, тыкается в маму мордочкой своей, не понимая, почему она не поднимается…  

По слезам на его глазах, в этот момент я понял, что Сергей Фёдорович снова вновь там – в Курганье! Стоит и видит всё это как сейчас… Это не передать словами, земляки, и не сфотографировать. Вот это его состояние, его лицо в момент этих воспоминаний надо было просто видеть, чтоб понять все переживания и горе, которые испытал он в своё время, будучи подростком.

И снова дорога, снова Лаходановы отправились в путь.

— Ехали мы на конях, а привезли нас в Баченки – уже российскую территорию, — вспоминает далее Сергей Фёдорович. – И как приехали сюда, так и остались в этих краях навсегда!

Отец их – Фёдор Семёнович, в это время находился в тылу и задействован был на ремонте и строительстве мостов и других оборонных объектов. Мамы, Агафьи Сидоровны, не стало позже, видимо, «достала» всё же её война-злодейка. Бесспорно, что сказалось на ней, на её сердце это военное лихолетье…

Не могу обойти стороной рассказ героя этого очерка об его старшем брате Николае. Геройским, надо сказать, оказался он человеком. Впрочем, вот про него:

— Старший брат был в армии, воевал на фронте с фашистами. Он был танкистом. Дважды горел в своём танке, дважды был тяжело ранен. После последнего ранения его было списали с предписанием «Отправка в тыл».

Но не таков был Николай, чтоб подчиниться воле обстоятельств. Пошёл снова на фронт добровольцем. Хотели в хозвзвод его зачислить, ан-нет! Добился-таки зачисления снова на танк – третий уже по счёту, и вот на нём-то, Николай Лаходанов доехал с боями до самой столицы третьего рейха – города Берлин, который был повержен нашими войсками в мае сорок пятого. Повержен и сдался благодаря мужеству и ратному подвигу советских солдат, таких, как Николай Лаходанов, в том числе!

Низкий поклон вам за это, славные наши предки!

Ну, а Сергей стал трудиться на селе. Начинал в колхозе имени Калинина. С 1951 по 1954 годы служил в рядах Советской Армии на Украине в городе Черкассы. Вернувшись, продолжил снова тут же работать. В 1961 году переходит на работу в совхоз «Доброселье», затем, после вновь организованного совхоза «Любавичский», в конце ноября этого же года переводится туда. И с той поры вся его трудовая жизнь была связана именно с этим хозяйством.  Работал и в строительстве, и в животноводстве, и бригадиром, и кладовщиком…  27 ноября 1995 года вышел на заслуженный отдых, имея за спиной к тому времени практически 51 год непрерывного рабочего стажа!

25 января Сергею Фёдоровичу исполнилось 90! В этот день в деревню Старышовку, где живёт юбиляр, его приехали поздравить заместитель главы района по социальным вопросам Николай Дьяконенков, главный специалист отдела социальной защиты Татьяна Минченкова и глава Гоголевского сельского поселения Владимир Десов. Сказано было много тёплых слов, добрых пожеланий, вручены подарки, цветы и поздравления от президента нашей страны Владимира Путина, губернатора Смоленской области Алексея Островского и главы района Виктора Титова.

Видно было, что волновался Сергей Фёдорович, да и не удивительно – ведь редко бывают у него в гостях такие гости! Да и не привык, в общем-то, он к гостям – больше с трудом был связан. Он награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», а также четырьмя Юбилейными медалями в честь Победы в Великой Отечественной войне. Сергей Фёдорович  Ветеран войны и Ветеран труда. Супруги его Валентины Ивановны вот уже шесть лет как нет рядом с ним. У них три дочери: Людмила живёт в Москве, она медик – работает в операционном отделении хирургической больницы, дочь Аня живёт в Смоленске – она уже, как и папа, на пенсии, а дочь Тамара — в Монастырщине и работает в нашей средней школе.  У него два внука и две внучки. Дочери в этот день тоже были рядом с папой!

Вот такая большая, трудная, но интересная жизнь. За неё, поверьте, не стыдно Вам, Сергей Фёдорович, перед людьми, земляками, страной. Низкий поклон Вам за такие итоги к своему 90-летнему юбилею. Поздравляем вас от всей души!

Вместе с гостями, родными и земляками юбиляра поздравил и

Михаил СТОЛБИКОВ