Общество

Воспоминания Елены КОРОЛЬ

Дорогие наши читатели! Нам очень приятно, что вы не просто читаете «Нашу жизнь», но и не остаётесь равнодушными к тому, о чем или о ком мы пишем.

В сентябре к нам в район приезжали сестры Нарочницкие. Эхо от этого визита Наталии и Екатерины оказалось долгим и приятным. К нам в редакцию по-прежнему поступают звонки и письма. Не зря говорят: мир тесен!

Как же приятно было совсем недавно получить письмо из города Светлый Саратовской области от нашей уважаемой землячки Елены Яковлевны КОРОЛЬ. Оказалось, что она лично знакома с мамой Нарочницких — Лидией Ивановной Подолякиной.

Вот ее воспоминания

С Лидой Подолякиной я познакомилась в Москве летом 1947 года на Арбате, в комнатке моей тёти Дуни, очень приветливой и хлебосольной старушки. Я приехала из Монастырщины погостить и посетить несколько вузов столицы, чтобы подробнее узнать о содержании обучения в них, названия факультетов, сроках обучения.

До окончания средней школы оставался один год. В тайне же я давно определилась, что пойду в пединститут и буду, как папа, преподавать любимую литературу и русский язык. Но надо отыскать институт, самый главный, Государственный. Ведь их в Москве три!

За дверью раздались весёлые голоса, и в комнату влетели две молодых девушки. В одной из них, с великой радостью, я узнала свою двоюродную сестру Олю Тарасову, родную племянницу тёти Дуни, а другой оказалась её подруга Лида Подолякина. Высокая, стройная, со светлыми волосами, с внимательным открытым взглядом, она мне сразу понравилась. Узнав, что она тоже наша монастырщинская землячка, и услышав фамилию, я вдруг вспомнила, что сестра Тамара рассказывала об их с бабушкой бедственном существовании в годы немецкой оккупации и как старые друзья нашего семейства из Досугова передавали им к Рождеству и Пасхе «подкрепление» из своего домашнего хозяйства, а приносила его Лида!

Тамара знала об отряде партизан и очень боялась этих встреч, тем более что сама должна была еженедельно приходить в жандармерию «отмечаться» после возвращения к бабушке из прифронтовой полосы, где нас застала немецкая оккупация…

Оля и Лида были подругами со стажем дружбы: вместе до войны учились в Соболевском педтехникуме и успели закончить его, а после войны встретились в одном институте, и обе на историческом факультете и в одной комнате общежития, и только что сдали экзамен!

Пока Евдокия Фёдоровна хлопотала на кухне, девушки, узнав о цели моего приезда, окончательно убедили меня в правильности и благородстве выбранной цели — продолжить учительский труд своих родителей и лично папы, Якова Казимировича Короля! И незачем мне мотаться по жарким московским улицам, отыскивая расположение Юридического (там училась подружка по детскому дому и звала), а тем более Архивного — «у тебя не такой усидчивый темперамент, это не твоё! А МГПИ имени Ленина — это наш институт и есть! Вот мы сейчас попьём чаю и проведём тебя по его внутреннему пространству в неофициальной экскурсии!»

Поспела тётя Дуня с блюдом своих фирменных оладий, Оля внесла пофыркивающий чайник, нашлась и баночка варенья, а Лида достала пакет с любимыми сушками, и началось знаменитое московское уютное чаепитие!

Недавно отменили карточную систему, и магазины Москвы были переполнены прежде недоступными продовольственными продуктами и сладостями (не хватало только денег). И столица, столько лет голодавшая и экономившая на всём, возвращалась к своему известному хлебосольству и радушию.

Здание института оказалось богатым особняком, творением известного своими новшествами архитектора: вестибюлем с высоким прозрачным куполом над головой и узором мозаики на полу, и таинственной витою лестницей, устремлённой ввысь, и пространством аудиторий со строгими рядами скамеек, и читальным залом, но и более чем скромным, переполненным общежитием.

С Лидой Подолякиной я встречалась раза два в той же комнатке тёти Дуни вместе с Олей Тарасовой. Она собиралась замуж. Ей предстояло стать женой профессора, доктора философских и исторических наук, члена Академии наук СССР Алексея Леонтьевича Нарочницкого. Она нуждалась в ободрении, поддержке

близких людей — земляков, и всегда могла найти её. И теперь как бы обрывалась часть ею прожитой жизни, она чувствовала это. Началось превращение «золушки» в «светскую леди». Это была большая любовь, что подтвердили и их дочери Нарочницкие Наталия и Катерина, посетившие недавно родину мамы.

Я с большим уважением отношусь к личности Лидии Ивановны Нарочницкой и думаю, что всё равно в её душе всегда светился огонёк бескомпромиссной боевой юности.

Много читала о действиях партизанского отряда Зорока в журнале «Огонёк» и воспоминания Василия Кузьмича Ефремова, директора Досуговской средней школы и создателя при ней прекрасного патриотического музея, бывшего вместе с ней во время фашистской оккупации Досугова связным между подпольщиками, и всюду о Лидии Подолякиной в отряде звучали тёплые слова.

На фотографии, сделанной лет через 15 после свадебного события, в центре семейная пара Нарочницких. Мы видим спокойную, изящную женщину, одетую соответственно торжеству: «без притязаний на успех, без этих маленьких ужимок, без подражательных затей — всё тихо, просто было в ней» (не могу обойтись без А.С. Пушкина) — она очень достойная партия профессору!

Отмечался юбилей Валентины Максимовны Новиковой — супруги В.Я. Короля, двоюродной сестры Лидии Нарочницкой (Подолякиной). Валентина Максимовна справа. (г. Кучино, полигон связи, Московская область. 1964 г.).

P.S. Лидия Ивановна Нарочницкая (Подолякина) — ученый историк, педагог, жена академика Алексея Леонтьевича Нарочницкого и мама двух дочерей: Наталии и Екатерины Нарочницких. Ей многое в жизни удалось — постоять насмерть за Родину, получить прекрасное образование, оставить след в русской историографии, создать чудесную семью и дом, в который хотелось вернуться из любой точки земного шара, воспитать детей, которые продолжили дело ее жизни, дело защиты Отечества и сохранения наших знаний о нем, она растила внука Алексея и дождалась правнука Ивана… Счастливая, полная тревогами, радостями и заботами жизнь.

Когда Алексей Леонтьевич и Лидия Ивановна познакомились, она была его студенткой. За тонким лицом с одухотворенным взглядом, напоминавшим образы русской классики, была скрыта трудная и многострадальная жизнь. В ее судьбе нашли отражение трагические события, происходившие и с нашей страной, и с нашим народом. Трудности жизненного пути, повторявшего крутые повороты истории страны, сближали супругов. Лидия Ивановна и Алексей Леонтьевич прожили вместе более сорока лет. Лидия Ивановна преподавала, занималась исследовательской работой. Стала известным специалистом в области истории внешней политики России второй половины XIX века. Защитила кандидатскую диссертацию, опубликовала большое количество научных работ. В 1960 году Лидия Ивановна пришла в Институт истории Академии наук СССР и тридцать лет проработала в секторе истории внешней политики России.

Подготовила Валентина ШУПИЛКИНА