Общество

Деревенька Земцова Буда

СЕМЬЯ ЛИСИЧКИНЫХ

В один из погожих июльских деньков я навестила в деревне Буда свою землячку Валентину Ивановну Булавкину

Эта женщина несколько лет назад вернулась из города в родную деревню. С мужем отремонтировали родительский дом, который больше тринадцати лет стоял и ждал своей участи. Просто в один из приездов в деревню хата, уже без окон и с прохудившейся крышей, скрипучие старые яблони из сада «попросили» Валю вернуться.

Приезжайте в родные места…

Навестите свой дом, где вы жили,

Где родители вас берегли,

Охраняли от бед и любили.

Приезжайте в родные места,

Где прошло босоногое детство.

Ничего не осталось о нём —

Только память святая в наследство.

Приезжайте в родные места…

Отложите дела на немного.

Дом вас ждёт — в нём ведь тоже душа…

Собирайтесь скорее в дорогу.

Пусть хоть день вы побудете в нём,

Сердце ваше оттает при встрече.

Приезжайте в родные места

Утром, днём или, может, под вечер.

Ждёт вас дом и тихонько скрипит…

Его тоже состарили годы

Приезжайте в родные места…

Окунитесь в блаженство природы!

Валентина КАРПОВА

За пару лет дом ожил, его отремонтировали. Привели в порядок сад. Построили сарай для скота и птицы. Вокруг дома Валентина насадила много цветов, разработали огород, установили парник, распахали усадьбу под картошку. Теперь там живности двор, полный различной птицы, корова, коза с козлятами и ослиха, которая ждёт потомство, конечно же, кошки и сторожевой пёс.

Но моё внимание привлёк аист, который по-хозяйски важно расхаживал по двору, стучал клювом в дверь и требовал свой кусочек мяса на обед. Он живет уже два года в деревне на столбе с семейством и как домашний у Вали.

Мы долго вспоминали нашу будянскую жизнь, рассматривали старые альбомы, перелистывая пожелтевшие фото.

Мать Валентины — Лисичкина Просковья Сидоровна (3.01.1926 года рождения), баба Паша — так называли её местные жители.

До войны Паша с родителями проживала в Смоленске, окончила восемь классов с одной четверкой, остальные — пятерки. Планировала учиться дальше, но не суждено было задуманному сбыться… Началась война, и они всей семьей вернулись в Буду. Подростками прятались в лесу и стогах с соломой, чтобы их не угнали немцы, которые зверствовали на Смоленщине, в Германию. Когда Паше исполнилось восемнадцать лет, в феврале 1944 года её призвали служить в армию, что подтверждает выписка из архивной справки: «25 февраля 1944 года распределили в 86 пограничный полк НКВД на работу в качестве прачки с зачислением в списки, как военнослужащих, значится Лисичкина Просковья Сидоровна 1926 г.р. В раздаточных ведомостях на выдачу денежного содержания личному составу мангруппы того же полка за апрель-июль 1945, значится как автоматчик. Красноармеец Лисичкина П.С. 86 полк НКВД по охране тыла ДКА входит в состав действующей армии, с 24 апреля 1944 г. по 1945 г. они находились в Восточной Пруссии (ныне Калининград)».

Во время войны Паша делала всю работу, которая сваливалась в то тяжелое время на её хрупкие девичьи плечи. Не только стирать приходилось окровавленные хирургические бинты, но и собирать раненых с поля боя солдат, тащить на себе до госпиталя, выхаживать. Полк, в котором несла службу Просковья, постоянно передвигался. Так она дошла до Германии. За время службы была удостоена награды «За взятие Кенигсберга».

После войны она уехала на Украину, в Запорожье, с одним из выхоженных ею в санчасти — лейтенантом. Там она прожила несколько лет, но семейная жизнь не сложилась, и она вернулась в Буду к своим родным.

Здесь повстречалась с будянским парнем Иваном Прохоровичем Булавкиным, 1929 года рождения. В 1954 году расписались, и родилось у них три дочери — Таня, Надя и Валя. Из-за травмы ноги в детстве у Ивана была вторая группа инвалидности. Несмотря на это, слыл он отличным плотником и трудился в колхозе наравне со всеми. С бригадой будянских мужиков-плотников они строили во всех близлежащих деревнях фермы, рубили хаты. В колхозе ремонтировали, строили загоны. Иван сторожил скот на фермах, а в летнее время — в загонах возле леса.

В начале 60-х годов он в одиночку вывез из леса, срубил и построил для семьи дом, в котором и живет на данный момент дочь Валентина.

В конце 60-х годов из-за конфликта с бригадиром ему сняли пенсию по инвалидности. Иван отказался топтать и укладывать сено на стогу, так как с костылем на больной ноге это было сложно.

Нашелся подлый человек в деревне и тайком обратился в районную комиссию, на которую Иван не поехал. А пенсия эта, она тогда была шесть рублей — хорошее подспорье для жизни в те года.

Паша всё время трудилась на разных работах. Была звеньевой в полеводстве, ведь раньше будянская бригада отрабатывала около 400 га земли.

В начале 70-х за трудовые успехи она получила правительственную награду на ВДНХ. Это были большие настенные часы с боем. Девчата из бригады очень гордились этой наградой.

Просковья Сидоровна была тружеником тыла, ветераном труда, но заслужила вовсе не большую, обычную трудовую пенсию.

Её мать Мария Илларионовна Лисичкина, 1906 года рождения (баба Сидориха), всю жизнь прожила в Буде, вырастила троих детей, а в 1965 году случилась беда. Лето было жаркое, все были на работе в полях. Никто и не знает, почему её маленькая хатка сгорела со всем нажитым. Также сгорели там и две жестяных коробочки — одна с медалями, а вторая с военными фото Паши, которых было и так немного.

Односельчане не бросили Марию в беде, помогли, кто чем мог, и собрали 95 рублей денег. На эти деньги купила она маленькую хатку в соседней деревне, а зять Иван и будянские мужики толокой перевезли и перестроили хатку в Буду. И к осени жила она в своей новой хатке. Этот поступок односельчан в очередной раз подчеркнул сплоченность будян.

Я помню бабу Сидориху маленькой старушкой, когда она приходила к моему деду за хлебом. Из-под платка у неё виднелись белые, седые, как снег, волосы. До 85 лет она держала корову, а умерла в 97.

В 2001 году Прасковью Сидоровну в город забрала дочь Надя, так как ей стало очень тяжко жить одной в деревне. И только тогда, по многочисленным запросам дочери в различные инстанции, ей оформили пенсию участника войны, а в 2007 году она получила от государства машину «семёрку» и начала пользоваться льготами. В 2010 году получила сертификат на квартиру. И к сожалению, на 85-м году жизни, 13 апреля 2011 года, она умерла.

Дети, внуки, правнуки очень гордятся Прасковьей Сидоровной. Каждый год правнуки на 9 Мая несут её портрет в Бессмертном полку. Её фото есть на Всероссийской доске памяти в музейном комплексе «Дорога памяти» историко-художественного в Московской области в составе Военно-патриотического парка культуры и отдыха Вооружённых Сил Российской Федерации «Патриот», который был открыт в 2020 году.

Воспоминаниями поделилась жительница деревни Сычевка Оксана Калинина.

Записала Вера БОБРОВА