Из жизни сельского магазина…
Что обязательно должно быть в каждой приличной деревне? «Колхоз», клуб, библиотека, медпункт, школа и, конечно же, магазин. Именно последний на селе зачастую является информационно-культурным центром, а продавец примеряет на себя роль и главного информатора, и культработника. Так ли это на самом деле и насколько тяжела работа продавца сельмага, мы узнали в один из мартовских дней, побывав в одном из сельских магазинов деревни Носково.
Четверг, 28 марта. Время близится к полудню. В этот день во время рабочей командировки, побывав на отчетном собрании в СПК «Носково-2», мы заглянули в местный магазин. Он на территории деревни не один. Но наше внимание привлек именно райповский.
Звучит легкая музыка… Читаем объявление: «28 марта в магазине РАЙПО д. Носково состоится распродажа кондитерских изделий ПО «Монастырщинахлеб». В наличии свежая горячая выпечка. Также приглашаем вас на наваристую уху. Приходите и приносите с собой хорошее настроение!».
У кого и не было настроения — появилось мгновенно. И действительно, возле магазина веяло душистой наваристой ухой, варившейся в большой кастрюле на костре.
К магазину подтягивается народ. Заходим внутрь. Сразу же с порога понимаешь, что здесь рады каждому посетителю. Их уже ждут одноразовые тарелки с ложками.
Продавец магазина — Елена Гращенкова. О своей профессии, о том, что самое важное в работе продавца и как сделать сельский магазин прибыльным, Елена нам рассказать так толком и не успела, но мы все увидели своими глазами и услышали от покупателей.
Сразу с порога слышим:
— Заходите, всё свеженькое! Берите, пожалуйста! И обязательно откушайте моей ухи, а то обижусь, — приглашает Елена Владимировна.
В очереди социальный работник Татьяна Клеван, на обслуживании которой находится пять человек:
— Всё, что не закажут из продуктов мои престарелые подопечные, всегда могу здесь свежее купить. С удовольствием бы и ухи откушала, да дел много, надо всё успеть.
Время к обеду, возле магазина становится оживленнее. А вот и первый покупатель с тарелкой ухи — Валерий Миренков:
— Вот пришел за хлебом. Но просто так от нашей Лены не уйдешь! Сегодня вот ухой нас балует! С нашим продавцом не соскучишься. Всё время на позитиве, с какими-нибудь выдумками-затеями. Она у нас молодец! Ни одно мероприятие не обходится без её участия. Любит наш народ деревенский праздники: масленицу, 23 февраля, 8 марта, 9 мая, день любви семьи и верности и многие другие возле магазина проводить. Работая в связке с сельским Домом культуры здесь всегда жизнь бурлит …
Поэтому и работники культуры никогда не прочь проводить праздники именно здесь. Ведь нас, жителей деревни, больше привлекает общение «вживую», а не через интернет и телефон, как сейчас это принято, — делился с нами Валерий.
В магазине уже многолюдно. Елена только успевает отпускать товар, а в придачу наливает и тарелочку бесплатной наваристой ухи.
Посчастливилось и сельским труженикам кооператива. Получив на собрании от председателя денежное вознаграждение за свой нелёгкий труд, им было ох, как кстати зайти в магазин за покупками. А тут — прям, и ещё один праздник!
Наталья Орлова передовая доярка СПК «Носково-2»:
— Надо же, как приятно! После собрания зашли в магазин что-нибудь прикупить, а тут и деньги тратить не надо. Лена всегда накормит от души чем-нибудь вкусненьким. На прошлой неделе борщ был. В начале этой — щавель. Готовит наша Лена не кастрюльками, а ведрами, чтобы всем посетителям хватило. Спасибо ей, всё было очень вкусно, особенно уха! — с большим теплом и уважением отзывается о местном продавце Наталья.
Из-за наплыва посетителей нам так и не удавалось обстоятельно побеседовать с самой Еленой. Но кое-что я всё же выведала у этой энергичной, добродушной, улыбчивой женщины.
— Особых секретов у меня нет. Просто с душой работать надо, о людях думать, — говорит Елена. — Мой магазин открывается в 9 утра и работает до позднего вечера, без обеда и выходных. Я сама такой режим установила.
Стараюсь, чтобы к открытию или, в крайнем случае, не позже десяти, в продаже уже были свежий хлеб, молочная продукция. Это важно. Ведь многим покупателям до магазина приходится пройти довольно приличное расстояние. Не купив нужный товар у меня, он в следующий раз купит его в другом месте, а не у нас.
Два раза в неделю заказываю мясную продукцию. Хорошо идут куры и продукция из птицы, колбасы неплохо берут. Но, прежде чем заказать, я провожу опрос жителей. Кто возьмёт, сколько? Составила список всех заказчиков с номерами телефонов. Привезут товар, обзвоню всех — приходите, забирайте! Так что у меня 100% реализация. И людям хорошо, и мне — выручка, оборот, товар не залёживается.
Вообще работа по заявочной системе очень важна на селе. Например, надо человеку шифер, цемент, рубероид, гвозди. Он идёт ко мне, я заказываю товар, когда привозят, звоню — приезжай!
Если в магазине покупателя всегда ждёт свежая продукция, хороший ассортимент, — он придёт ко мне, — считает Елена.
И это непреложно!
С уверенностью можно сказать, пока на селе есть такие продавцы, как Елена Владимировна, местные жители могут быть спокойны. На столе у них всегда будет свежий хлеб, товар, на который они сделают заказ, прибудет вовремя, и ко всему этому они всегда получат бонусы к своим покупкам в виде тарелочки ухи с костра и других горячих блюд, приготовленных с душой их любимым продавцом…