Деревенька Земцова Буда
Моё деревенское детство
Заблудились в тумане деревья,
Поднимается солнце в зенит.
А на рыжем пригорке деревня
Посредине России стоит.
Здесь на лавочках деды шутливо
Про своё вспоминают житьё.
Здесь ныряет в речушку с обрыва
Деревенское детство моё.
Лето в деревне у бабушки — это всегда простор, уют, запах свежей выпечки, парное молоко, чудесная природа и самые теплые воспоминания. Все, кто убегал от гусей, купался в речке, пил свежее молоко, закусывая деревенским хлебом, знают — такого в городе не увидишь.
Перелистывая семейный альбом с фотографиями, которые пропитаны ностальгией и самыми положительными эмоциями вперемешку с тоской о том замечательном деревенском детстве, которое не каждому довелось испытать в своей жизни, рассказывает на страницах нашей газеты Оксана КАЛИНИНА.
Она сама уже мать двоих взрослых детей, но бережно хранит своё свидетельство о рождении, где чернилами в графе «место рождения» выведено «Земцова Буда». Там она более сорока лет назад появилась
на свет в той самой деревне, где жили её дорогие и любимые бабушка с дедушкой, месте, откуда тянутся теплые воспоминания и веет самыми вкусными запахами.
— Грустно на сердце и тоска, когда я проезжаю мимо наших деревень. Мне становится невыносимо больно… Я помню свое детство — это было самое незабываемое, полное радости и счастья время… Только став взрослой, я осознаю, что именно тогда, в деревенском детстве, было абсолютное полное чистое счастье.
Все мы родом из детства. И только сейчас я осознаю, что это был самый чистый и позитивный период моей жизни. Деревенских детей воспитывают вольный ветер, яркое солнце, луговая травинка и каждый колосок. Природа-мать вкладывает в детские души простые качества, на которых основана жизнь: доброту, преданность, любовь к родной земле, к Родине.
Как жаль, что время не смогло сохранить многие истинно русские и до боли родные для многих людей в нашей стране уголки — деревни. Вспоминается, какая жизнь била ключом тогда на селе: в разных направлениях развивалось сельское хозяйство, работа была практически у всех, и сельчане постоянно трудились на результат, учились, люди были сплочённы, отзывчивы и дружны, намного душевнее, добрее, искреннее, чем сегодня. У нас всегда были качественные и, главное, свои продукты сельского хозяйства — молоко, мясо, фрукты, зерновые. А где это сейчас?..
Анна Егоровна
Моя бабушка Анна Егоровна родилась в далёком 1920 году в бедной многодетной семье, где было одиннадцать детей. Когда она была девочкой-подростком, её взял жить к себе в дом дядя Филипп. Она помогала ему во всем и присматривала за его детьми, которые были помладше. Очень рано начала работать. Из записи в трудовой книжке видно, что в 1936 году Анна Егоровна вступила в члены колхоза и проработала там на разных работах — дояркой, скотником, конюхом — до 1991 года, то есть 55 лет. Самое главное, в те далёкие времена, как говорила бабушка, была постоянная работа, не нужны были ни выходные, ни праздники, ни отпуска.
Вот с таким настроем и жили все будяне. Ещё в 80-х они на конях развозили по фермам силос, через плечо на веревках таскали в сараи сено, аппаратами доили коров, летом по три раза за день отвязывали и привязывали их, к вечерней дойке с улицы таскали брюкву и картошку в бачках, чтобы получше накормить бурёнок и побольше надоить молока. Считали, что их коровки и телятки самые лучшие.
Все, кто держал коров, каждый год из личных хозяйств продавали в колхоз своих подращённых трёх-пятимесячных телят на замену поголовья. Чаще всего все жители колхоза покупали маленьких поросят из свинарника в деревне Сычевка, а каждую осень на заработанный рубль всем выдавали фуражное зерно. Его хватало, чтобы содержать на подворье корову, пару поросят и кур.
Будяне были очень добродушные и гостеприимные. Они даже между собой общались ласково и только по именам: Ганнушка, Шурочка, Дунечка, Просечка, Лидочка, Томочка, Манечка… Все, как одна, деревенские женщины были рукодельницы: пряли, вязали крючками и на спицах, вышивали, валяли валенки. А долгими зимними вечерами ходили друг к другу в гости на посиделки.
Владимир Иванович
Мой дедушка Владимир Иванович Храмцов, 1924 года рождения, тоже родился и пятьдесят лет проработал скотником, пастухом, сторожем, слесарем по навозоудалению, молоковозом, хлебовозом в Земцовой Буде.
Местные жители его очень уважали и называли Иваныч или дед Храмцов. Те, кто редко приезжал в деревню, обязательно заходили проведать деда, поболтать о жизни, послушать последние деревенские новости.
Дедов дом в деревне был высоким и сразу бросался в глаза. Выкрашен в голубой цвет, красивый, с большими окошками. Перед ними в палисаднике широкой грядкой росли георгины с крупными разноцветными шапками и стояла длинная лавочка, на которую присаживались местные жители в ожидании привоза свежего хлеба.
Хлеб из барсуковского магазина через день привозил на лошади мой любимый дедушка. А нам, детям, за радость было прокатиться с дедом и поуправлять лошадкой Майкой. Хлеб стоил тогда 16-18 копеек, а белая булка 22. А зарабатывал дед за развозку хлеба пятнадцать рублей. На жизнь хватало…
Вспоминаю, жила в деревне старенькая, одинокая бабка. Она была не местная, и к ней никто не приезжал. Когда она не приходила за хлебом, дед знал, значит, приболела. Тогда он клал в сумочку черную и белую буханки и меня с подружкой Олей отправлял отнести бабе Напреехе свежего хлебца.
Каждый день ранним утром он собирал в бидоны у всех жителей деревни молоко и отвозил в Сычевку на молокоприёмный пункт (местные звали его «сыроварня»). И так изо дня в день на протяжении двадцати лет дед с верным помощником — кобылой Майкой — трудились до 90-х годов. Майка, кобылка норовистая, подчинялась только деду. У них был свой маршрут. Она его знала наизусть. Порой сама привозила его домой, если деду было плохо, всегда в сумочке у деда на телеге было лекарство — бутылочка чая и пакетик с кусковым сахаром.
В 1992 году деда не стало. После его смерти и Майка прожила меньше года.
Бабушка с дедом всегда держали корову, пару поросят, кур, уток, несколько овец и три домика с пчёлами (примерно такое же хозяйство было и у всех жителей деревни).
Все были очень трудолюбивыми людьми. Утро в деревне начиналось в три часа, в 10 — обед, в 16.00 — конец рабочего дня. По такому графику трудились мои земляки.
Как же хочется вернуться в детство, хотя бы на часок… У бабушки всегда в русской печке была приготовлена вкуснейшая еда: кулеш с рёбрышками, щи, картофельный суп, «крупеня» и самые мои любимые
блинчики в сметане, преснушки, лепешки, пироги с яблоками и огромный картофельный пирог, который был на столе вместо торта во все праздники.
Они вырастили двоих детей, пятерых внуков, а бабуля ещё и двоих правнуков. Ушла из жизни она уже в очень преклонном возрасте — в 89 лет. Осталась только память….
Я бережно храню воспоминания и вещи, которые мне остались от моих предков (икону прабабушки Макриды, икону бабы Ганны, с которой она выходила замуж в конце сороковых, вышивки и тканые льняные рушники, старые пожелтевшие редкие фотоснимки). А когда я перелистываю заветные странички воспоминаний, даже не верю, что это всё уже из прошлого.
К сожалению, теперь односельчане чаще собираются только весной в родительскую субботу или на Радуницу на будянском кладбище, приезжают на родную сторонку из больших городов и с любовью ухаживают за могилками своих родных.
Подготовила
Вера БОБРОВА