МОЙ ПРАДЕД БЫЛ НА ВОЙНЕ
Великая Отечественная война в каждой российской семье оставила свой след.
Александр Емельянович Величенков — это дед моего отца. Я его никогда не видел, но мой папа много о нём рассказывал. Эти воспоминания надолго останутся в моей памяти.
— Сынок, мой дед был настоящим героем. В детские и юношеские годы, когда тебя ещё не было на свете, я заслушивался, когда дед, сидя у печки, долгими морозными вечерами рассказывал, как нелегко ему было в те далёкие военные годы.
В 1922 году он родился в большой крестьянской семье в деревне Гривы. Сгодня в этой деревне не осталось ни одного жителя, стоит лишь дом, в котором жили мои предки.
Страшная весть о войне дедушку застала в Ленинграде, где он с конца 30-х годов работал на Кировском заводе. И уже 23 июня он был призван на Карельский фронт, служил разведчиком.
Когда началась война, твоему прадедушке было 19 лет. В неравном бою с противником, выходя из окружения, был ранен в левую руку. Какое-то время лечился в полевом госпитале. Находясь там, помогал медперсоналу обслуживать тяжелораненых солдат, особенно тех, кто был лишен одновременно руки и ноги. При виде мучений боевых товарищей сквозное ранение в руку воспринималось как царапина. И хотелось как можно скорее стать в строй и отомстить немецким захватчикам.
Дед любил рассказывать военные истории, в которых участвовал лично. Вот некоторые из них.
Разведка
Проводили разведывательную операцию в Карельских лесах. Командир был молодой, неопытный, а в отряде 10 человек. Блуждали две недели, еда закончилась, все запаниковали. Наш дед Саша, взяв на свой страх и риск у командира карту и компас, вышел с предложением пойти в другом направлении. Через сутки вывел отряд из леса. Солдаты очень обрадовались спасению, подбрасывали вверх своего спасителя и кричали «Ура!».
Пошли зимой брать «языка»
Операция проводилась зимой, был сильный мороз. Передвигались только ночью ползком в белых комбинезонах, чтобы немцы не заметили. Подолгу лежали на снегу. Из-за сильного мороза хлеб так замерзал, что приходилось пилить его маленьким напильником на тонкие кусочки. При быстром передвижении казалось, что снег просто топится от солдатских тел. Спину, ноги в валенках, казалось, как будто кто в воду окунал. Но стоило только где-нибудь на время притаиться и выждать время, спина покрывалась ледовым панцирем, а ноги сковывали ледяные оковы. Чтобы оставаться незамеченными и не провалить операцию, приходилось часами находиться на снегу в ледяном заточении.
Тогда три наших разведчика, минуя немецкие вышки с охраной и собаками, взяли «языка». Их потом повысили в звании за успешно проведенную операцию. Немецкий офицер рассказал много секретных планов.
Вернувшись в 1943 году на фронт, дед был направлен на 3-й Украинский фронт, который шел через Закарпатье. Освобождал Румынию, Чехословакию, Венгрию, Австрию. Дед часто вспоминал о том, что, когда они освобождали эти страны, шли по улицам городов, их обнимали и целовали, дарили цветы как воинам-освободителям. Победу встретил, освобождая столицу Австрии Вену, за что был награжден Благодарственным письмом от Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина.
Имеет награды: три медали «За Отвагу», две «За боевые заслуги», орден Отечественной войны I степени, знак отличия «Лучший разведчик», несколько юбилейных медалей.
В 1946 году дедушка Саша с бабушкой Дашей поженились. Прожили вместе пятьдесят три года. Вырастили шестерых детей. В 1999 году его не стало. Светлая память ему! Мы помним и гордимся им! — с гордой интонацией рассказывал мне мой папа про своего дедушку, а моего прадедушку.
Прадеда Саши уже 21 год нет в живых, но наша семья никогда не забудет о том, что он и миллионы других солдат, воевавших в годы войны, спасли мир от фашизма, чтобы мы могли жить под мирным небом, чтобы дети кричали: «Ура!», когда в небе сверкает салют Победы!
Влад Бобров,
8-а класс Монастырщинской школы