Общество,  События

Акция «Блокадный хлеб»

2020 год объявлен Указом Президента Владимира Путина годом Памяти и Славы
27 января, в день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, по всей России прошли мероприятия, посвященные этой дате, организованные в регионе при поддержке губернатора Алексея Островского.
Акция прошла во всех образовательных учреждениях района. Жители деревни Крапивна также присоединились к Всероссийской акции памяти «Блокадный хлеб».

Полдень. В руках директора местного дома культуры Ларисы Голуб и художественного руководителя Татьяны Авдеевой, одетых по-военному — в пилотки и плащ-палатки, цветы для блокадницы, распечатанные трогательные странички из дневника Тани Савичевой, где она отмечала смерти родных и близких от голода и холода, небольшой символичный месячный талон на получение хлеба.
…И сам черный хлеб, поделенный на небольшие кусочки весом по 125 граммов. Именно столько составляла минимальная суточная норма на одного человека в самые тяжелые дни блокады. …Бесценные кусочки жизни и смерти (при утере карточки на их получение).

Лариса и Татьяна переходят из дома в дом. Читают стихи и просят надломить кусочек, помянуть тех, кто не выжил тогда…Слезы и у организаторов акции и буквально у всех участников. Труженица тыла Надежда Ефимовна Фроленкова бережно прижимает хлеб к груди и говорит: «В войну это было бы счастьем! Хлеб тогда был совсем не такой на вкус, из чего только в Ленинграде не делали»…

Блокадный хлеб

Я вспоминаю хлеб блокадных лет,

Который в детском доме нам давали.

Не из муки он был — из наших бед,

И что в него тогда только не клали!

Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой,

С корой. Колючий так, что режет десны.

Тяжелый, горький — с хвоей, лебедой,

На праздник, очень редко — чистый просто.

Но самый сильный голод был, когда

Хлеб мы по два-три дня не получали.

Мы понимали, что война – это беда,

Но каждый день с надеждой хлеба ждали.

Не дни мы голодали, а года.

Хоть раз наесться досыта мечтали.

Кто видел, не забудет никогда,

Как с голоду детишки умирали.

Лидия Хямелянина

Мы в гостях у единственной блокадницы нашего района, Клавдии Михайловны Фроленковой, жительницы деревне Крапивна.
Она награждена памятным Знаком «В честь 75-летия Полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады».
Клавдия Михайловна вспоминает:

  • Утром открываешь глаза, и тут же начинает ныть в животе. Затем это ощущение нарастает, и появляется ноющая, непрекращающаяся боль. Многие люди сходили из-за этой боли с ума. Постоянно старались хоть чем-нибудь наполнить желудок. Ели есть кипяточек — уже хорошо, выпьешь и чувствуешь, как он внутри все заполняет. …Умирали люди прямо на ходу. Вёз человек саночки — и упал. Присутствие смерти всегда ощущалось рядом. Но мы верили и надеялись на то, что прорвут блокаду, что дождемся, что доживем.

Валентина ШУПИЛКИНА