Общество

Июль в приметах и поговорках

Народ издревле поклонялся июлю — громовержцу, в приметах и поговорках отобразил его. Многие актуальны и поныне, оправданы жизнью. Июль — экватор года, сердце лета, его вершина. В июле половина лета минула. Всем лето пригоже, да макушка больно тяжела. Сухо и день велик, начинают темнеть ночи. Озими в наливе, греча на всходе.

Июль — краса лета, зеленое пиршество года, месяц ягод. Это месяц красного цвета, буйный, пышный, многоцветный, червовый месяц. В нем — все прелести лета.

В этот день Православная церковь чтит память двух бессребреников — братьев Космы и Дамиана, которые жили в Риме при царе Карине. Будучи искусными врачами, братья исцеляли больных людей и скот, не требуя вознаграждения.

2 июля на Руси чествовали Берегиню — великое славянское божество, почитаемое как мать всех духов и всего богатства земли. Ее нередко представляли в виде белоствольной березы. Поэтому девушки ходили в лес.

3 июля — праздник перепелятников, Мефодий-перепелятник. По Мефодию определяют будущую погоду: если лебеди вечером раскричались — завтра будет дождь.

7 июля — праздник — Иван Купала. В ночь на Ивана Купалу девушки и парни шли в лес. В лесу разжигался костер, все прыгали через него, водили хороводы. Потом все вместе плыли в лодках по реке. Девушки загадывали желания и бросали в воду венки.

Самые храбрые парни в ночь под Ивана Купалу отправлялись в лес на поиски цветка папоротника, который по преданию расцветает только в эту ночь и может исполнить любое желание. А в конце месяца — праздник первого «именинного» снопа.

На Аграфену начинают купаться, «закупываются», совершают различные обряды, связанные с водой, умыванием росой, общими купаниями, заготавливают веники, парятся в банях. Повсеместно были распространены походы в лес за травами — как целебными, так и для венков и украшения домов. На Аграфену-купальницу устилали пол в банях свежей травой и парились вениками из целебных трав, украшенными цветами. Сами веники, кстати, делали не только березовыми — часто в них включали по одной ветке от каждого дерева, что должно было усилить оздоровительный эффект. На сбор трав люди выходили вовсе без одежды, что свойственно и многим другим дохристианским обрядам, связанным с плодородием и культом Земли: «Лихие мужики и бабы в глухую полночь, снимают с себя все рубахи и до утренней зари роют коренья или ищут в заветных местах клады».

Особая роль в эти дни отводится и различным обрядовым действиям, связанным с крапивой. Так, где-то ее запасали и раскладывали на подоконниках как защиту от нечистой силы, где-то устраивали шутливые игры со стеганием крапивой, призванные отогнать хвори.

10 июля — Самсон-сеногной. На Самсона дождь — через семь недель тож. На Самсона идет подготовка к покосу и распахивают поля под будущие посевы — часть из них отведут под озимую рожь, часть — будут засеяны яровым хлебом уже будущей весной.

12 июля — Петров день, Петровки. В земледельческом календаре этот день считался одним из краеугольных, точкой в которой сходятся разные процессы, что-то заканчивается, а что-то начинается. Так, ночи становятся ощутимо «чернее», начинают падать и желтеть первые листья, умолкают уже до новой весны некоторые птицы (кукушка, соловей) но при этом жара нарастает; приходит пора покоса и подготовки к озимому севу. Совпадает этот день и со значимой датой православного календаря — ведь наступает конец Петровского поста. Из церковной традиции при этом идет еще один ряд ассоциаций — так как апостол Петр почитался покровителем рыбного промысла, Петров день стал негласным праздником рыбаков. На Петра-рыболова последние служат ему молебны и собирают на «мирскую» свечу, которая ставится всем миром к иконе Петра.

Июль — жарник, зенит тепла, его владыка. В июле солнце ликует. Хоть разденься, а все легче не будет. Солнышко играет, день зазывает, а жара прибывает. 21 июля — начало самой сильной жары. 29 июля лето перешло (перешагнуло) знойный возраст. От жары стручки акаций трескаются.

Июль — баловень внезапных и скоротечных дождей. Где гроза — там и ведро. Гроза — знак доброго расположения небес. Не бойся гроз — бойся слез. Гром беспрерывен — быть граду. Если гром гремит при дождливой погоде, к длительному похолоданию. После большого грома — большой дождь.

С косой в руках погоды не ждут, потому что июль — сенокосник, косень, косач. Красно лето — зелен покос. Июль-сенозарник косой звенит. В цвету трава — косить пора. Всякий, кто дорос, спеши на сенокос. До солнца пройти три покоса — не находишься босо.

Перестоялась трава — не сено, а труха. Одна пора в году сено косить. Не хвались травой — хвались сеном. Коли дождь 10 июля, то сенокос будет мокрый. Не то сено, что на лугу, а то, что в стогу. С плохими косцами плох и укос. Большой лужок, а сена накосил мешок.

Но сенокос — не единственная забота земледельца. Июль — страдник, прибериха, он из пота соткан. День упустил — закрома опростил. Не топор кормит мужика, а июльская работа. Но и в страдные дни выдаются редкие часы отдыха.

Народная мудрость определила место июля среди других братьев-месяцев в году. Март, апрель, май, июнь — вино в бочках сушат, а июль, август, сентябрь, октябрь — хозяина крушат. Июнь шел криво по меже, лениво, июль поехал ходко по полям да по середкам.

Народные приметы об июле весьма интересно предсказывают погоду: если июльским утром туман стелется по воде —  будет хорошая погода. Если июль стоит жарким, то декабрь будет морозным. Ласточки задевают крыльями поверхность воды — к дождю. Если июльским утром прошел маленький дождь, то днем установится хорошая погода. Перед дождем муравьи убирают вынесенные на воздух личинки (яйца), прячутся в муравейники, а если ожидается сильный дождь — закупоривают входы. На нижней стороне листьев лебеды появляется влага — к дождю.

В июле жарко, а расставаться с ним жалко, в июле душно, а расставаться с ним скучно. В июле радостью наполнена земля. Вереск зацвел — июль уступает место августу. Если в июле не вспотеешь, то зимой не согреешься.

Ах, июль — красавец, недаром народ поклонялся тебе. Ведь твоя палитра красок по лугам и лесным полянам, по берегам рек и озер очаровывает глаз! Горят яркие огоньки гвоздик. В полном расцвете сил клевера и изящные колокольчики. Распахнулся огромный ковер глазастых ромашек-нивянок. Зацвел лиловый кипрей — значит, середина лета наступила. А тут сиреневые головки чертополоха усыпали все взгорки.   Ароматом веет от них. Вот потому полны они всевозможных насекомых. Особенно много на медоносных цветах шмелей. Он и синоптик неплохой: съежил свое колючее обрамление — жди дождя. А разве пройти мимо, когда вечерами и ночами светятся белые огоньки дремы. Если на цветке много насекомых — назавтра ожидается непогода.

Диво-дивное: по пойменным лугам, по краям дорог, на опушках высыпали темно-пурпуровые цветовые шарики кровохлебки. Разотрите ее листья — и вы услышите запах свежего огурца. Бросается в глаза, как желтыми корзинками покрылись знаменитые девясилы. О его лечебных свойствах даже ходит поговорка-вопрос: «В чем сила девясила?» И, конечно же, главное его достоинство —  применение настоя для восстановления сил. Не менее знаменит в народной медицине и зверобой продырявленный. Издавна его называют «травой от девяноста девяти болезней». По лесным полянам рассыпались его золотистые цветы-звездочки. Красавица горечавка, по-народному — синяя «юбочка», показала свои узкие колокольчиковидные цветы. На воде изобилие желтой кубышки и белой кувшинки. Они прекрасные синоптики: перед ливнем опускают свои цветы в воду.

Олег Козлов