А память не дает забыть
1 июля — день ветеранов боевых действий, это день памяти всех, кто воевал за Россию, не важно, в каких воинах и вооруженных конфликтах, выполняя свой долг по защите Родины. Это дата как дань уважения им — ветеранам, которые живут рядом с нами и памяти тех, кого уже нет в живых…
В преддверии этого праздника у нас в гостях побывал Владимир Александрович Василенков. Полтора года он служил в Афганистане. Вспоминать об этом времени Владимир Александрович не любит даже сейчас по прошествии стольких лет. Хотя эти воспоминания живут в нем, бередят его душу. Иногда особенно накануне памятных дней, связанных с Днем вывода войск из Афганистана а теперь и с Днем ветерана боевых действий, они накатывают неожиданно, и тогда особенно болит душа…
Сражения кончаются, а история вечна. Ушла в историю и афганская война. Но в памяти людской ей еще жить долго, потому что ее история написана кровью солдат и слезами матерей. Она будет жить в душах тех, кто в ней участвовал. Поколение, опаленное ее огнем, как никто усвоило военные и нравственные уроки той никем и никому необъявленной, героической и трагической афганской войны. Время справедливый судья, искусный лекарь. Чем дальше от нас то или иное событие, тем взвешеннее и объективнее должны быть его оценки. Те, кто проходил солдатскую службу в Афганистане, знают о жизни, о мире больше, чем их сверстники. Они знают настоящую цену жизни. Они знают и страшную боль, которую им по молодости лет не положено было знать – боль потери друзей.
С болью в голосе, с каким-то особенным надрывом начал свой рассказ Владимир Александрович:
«Осенью 1982 года меня призвали в ряды вооруженных сил Советской Армии. Сначала, как у всех была учебка, где я получил воинскую специальность — наводчик оператор БМП. Через полгода, в апреле попал в Афганистан. Служил в 180-м мотострелковом полку, где командиром батальона был Руслан Аушев, в будущем Президент Ингушетии. Его младший брат Багаудин Аушев командовал моей ротой.
На протяжении семи месяцев мы держали оборону в Панджерском ущелье, тут была самая тяжелая обстановка. Это ущелье как бы разрезает Афганистан на две части и тянется от западных границ страны почти до Китая. Оно очень извилистое с высокими и обрывистыми горами. По ущелью протекает река. Все эти географические особенности осложняли нашу службу. Мы разрабатывали целые операции, чтобы душманы и моджахеды отступили, но они все равно контролировали наше передвижение. Все вокруг было заминировано. Мы теряли друзей. Если честно, то каждый день, каждый час, каждая минута могли стать для меня последними. Но я выжил, наверное, молитвы матери помогли. И Бог меня оберегал.
Когда мы отправлялись в горы, впереди обязательно шел сапер. Да что говорить. Нам нужду приходилось справлять прямо в боевой машине, потому что на любом сантиметре земли вокруг можно было подорваться. Нам не хватало людей, допустим, в роте должно быть 120 человек, а у нас в лучшем случае, хорошо если 60 насчитывалось. Бывало в рейд выезжали, с нами ни одного офицера, 2 машины БМП и нас 12 человек.
Я был ранен, долгое время лежал в госпитале в городе Кабул. В быту тоже было нелегко. Жили мы в палатках, она была рассчитана на 30-40 человек, в них стояли двухъярусные кровати, две печки-буржуйки, с дровами как всегда был напряг. Понятно, что на войне особо некогда было думать о бытовых условиях.
Но что бы не происходило там, как бы жутко не было, мы всегда шли друг другу на помощь, старались не конфликтовать. Бывали и срывы у ребят, но никто не оставался один на один со своими проблемами.
А сколько раз за время службы мы спасали друг друга от смерти.
Помню, прикрывали отход батальона я и три чеченца, они были на полгода младше меня. У нас заканчивались патроны, а вокруг такая бомбёжка голову поднять невозможно. Так вот шаг за шагом мы друг друга прикрывали, они буквально вытянули меня оттуда. Вот это и есть то самое военное братство, когда готовы за товарища жизнь отдать, если будет нужно.
Страшно было, очень страшно. Казалось, что ни о чем больше, кроме как о том, как выжить, я и думать не мог. А я думал… Знаете, я никогда не забуду, какое там небо. Оно голубое — голубое, такого неба я больше никогда и нигде не видел.
Служба закончилась. Я вернулся домой на гражданку. Нужно было просто жить, забыть весь этот ужас и жить. Я смог, сумел…
Я родился и все эти году живу в поселке Монастырщина У меня дружная семья. С супругой Натальей мы воспитали дочь Юлию. Она со своей семьей сейчас живет в Смоленске. Подарила нам двоих внуков: Лилии -10 лет, а Диме — 2.4 годика. Почти каждые выходные мы вместе проводим время. Что — то готовим, играем с внуками, беседуем, ну и, конечно, не забываем про домашние дела, в частном доме с огородом работа найдется каждому.
Я работаю на асфальтном заводе вот уже 20 лет. А еще я поисковик, это можно сказать моя отдушина. А про войну я стараюсь не вспоминать, разве что изредка читаю военные книги, смотрю фильмы.
Я просто живу и радуюсь всему, что имею в этой жизни. И, пользуясь случаем, я хочу обратиться ко всем ветеранам боевых действий.
1 июля в России отмечается памятная дата – День ветеранов боевых действий. Этот день – знак глубочайшего уважения россиянам, исполнявшим служебный долг за пределами своей страны, символ преклонения перед теми, кто, рискуя собственной жизнью, помогал дружественным народам отстаивать свободу и независимость своих государств. Героизм не имеет границ. И со времен Великой Отечественной войны наши солдаты и офицеры доказали это.
День ветеранов боевых действий – событие, сопровождающееся болью за тех, кто не вернулся домой, кто отдал самое ценное – свою жизнь, исполняя долг перед Родиной. Мы помним каждое имя и разделяем боль и горечь утрат, преклоняемся перед ратным подвигом наших соотечественников, с честью выполнявших боевые задачи в горячих точках и зонах вооруженных конфликтов. Гордимся и отдаем дань глубокого уважения солдатам, сержантам, офицерам, всем тем, кто проявил отвагу, храбрость, мужество и истинный патриотизм. Вечная память и слава всем погибшим!
Надежда Болдырева