80-летие Великой Победы,  Общество

СПАСЕНИЕ БЕРЛИНА

Берлин был разбит. Сначала гитлеровские войска превратили город в сплошные баррикады, чтобы не прошли советские танки, взорвали двести с лишним мостов. Сознательно отрезали жителей центра и рабочих районов с высотными домами от снабжения продовольствием. Сами здания были разрушены или серьезно повреждены. Американские и английские летчики сбрасывали фосфорные бомбы на Берлин, и весь город горел, превращаясь в руины.

Пример милосердия

Ведущий специалист Национального центра исторической памяти при Президенте Российской Федерации Максим Синицын отметил, что жители Берлина голодали уже в течение нескольких недель. Водопроводная система была разрушена, и люди пили воду из реки Шпрее, куда сливалось и сбрасывалось все, в том числе и трупы.

«Начался тиф, многие просто умирали на улицах. Не было электричества. Можно смело утверждать, что, если бы не советские войска и не организационный талант первого советского коменданта Берлина генерала Николая Берзина, город попросту вымер бы и разрушился, и никакого Берлина бы сейчас не было. Он спас мирных жителей, детей и собственно столицу Германии, почти уничтоженную правительством Третьего рейха», — обращает внимание Максим Синицын.

Кто был Берзин?

Главный специалист Национального центра исторической памяти при президенте РФ Дмитрий Суржик рассказал, что Николай Эрастович Берзарин родился в апреле 1904 года в Санкт-Петербурге.

Напомним, что основанный в 1793 году Петром Великим Санкт-Петербург был переименован в 1914-ом году в Петроград. С 1924-го в Ленинград. Историческое название возвращено в 1991 году.

Николай Берзарин остался сиротой в 1918-ом году, когда ему было 14 лет. Работал в типографии, потом выбрал путь военной карьеры. Вступив в Рабоче-крестьянскую Красную армию (РККА), стал пулеметчиком. Участвовал в боях против англо-американских интервентов пытавшихся отбить у молодого коммунистического государства Архангельскую область. В 16 лет участвовал в подавлении Кронштадтского мятежа. В 19 лет на Дальнем востоке служил в качестве командира пулеметного взвода. Позже проходил высшие командные курсы. Командовал различными подразделениями. К маю 1940-го года ему присвоено звание – генера-майора.

Путь

Как отмечет Дмитрий Суржик, начало Великой Отечественной войны генерал встретил в качестве командующего 27-ой армией Прибалтийского Особого военного округа. В отличие от ряда советских подразделений, утративших в начале войны боеспособность или прекративших свое существование, войска БЕРЗАРИНА продолжали упорное сопротивление. Командующий прошел всю войну, был награжден высокими наградами СССР. С 20 апреля 45-го получил повышение до генерала-полковника. Назначен первым комендантом покоренного Берлина 24 апреля 1945-го года. Погиб в результате автомобильной катастрофы 16 июня 45-го в Берлине. Но именно его труд спас сотни тысяч мирных немцев, потерявших в войне по принуждению Гитлера семьи, дома, здоровье.

«Чем дальше Красная армия продвигалась на запад и освобождала территории СССР, Европы, тем больше ужасов, сотворенных нацистами видели войска и их командиры. Только в СССР нацистами сожжено 1,710 городов и свыше 70 тысяч сел. «Погибло только мирного населения 13,7 миллионов человек», — говорит Дмитрий Суржик. – Сохранить ясность ума и человечность по отношение к бывшему врагу было сложно. И все же, то, что сделал Берзарин, как комендант Берлина, было направлено не на то, чтобы выступать в качестве «нового хозяина» или «покорителя», как вели себя наши западные союзники, а чтобы помочь простым людям, создать фундамент будущего прочного мира», — подчеркнул Суржик.

Масштаб

С сначала февраля 1945-го до конца апреля, союзники, в основном американцы, сбросили на Берлин 100 тысяч тонн взрывчатки и фосфорных бомб. В авианалетах могло участвовать до 1,200 союзных самолетов.

Дмитрий Суржик обращает внимание, что многие дома в городе были разрушены полностью или частично, фактически все имели повреждения от подобных налетов. В 370 тысяч небольших уцелевших квартир без водопровода, канализации и электричества, должны были разместиться 2,8 миллиона берлинцев. Из 4,3 тысячи километров улиц, 1, 35 перестали существовать как таковые. Разрушенные больницы – было 33 тысяч коек, осталось менее 8,5 тысяч.

«На момент входа войск Красной армии в Берлин, разрушенный союзниками и нацистами город, находился на грани катастрофы. Улицы были завалены руинами, трупами людей и животных. Метро разрушено командировками союзников, ничего не работает. В центре города лежали трупы множества мирных жителей, мужчин и женщин, не захороненных многие недели. Ютясь в развалинах женщин ыи старики жгли костры, чтобы спасти детей. Гитлер их бросил. Союзники бомбили. Город погибал. Его спас приход Красной армии и умелое управление Берзарина и его штаба», — подчеркнул эксперт.

Спасение людей

Взявшие Берлин войска Красной армии фактически спасли его жителей от голодной смерти и эпидемий. Так, уже терявшие надежду люди стали получать пищевые пайки, началось восстановление функционирование гражданских структур города. Каждый берлинец получал в неделю до трех килограммов хлеба, пятьсот граммов мяса, полтора килограмма сахара, натуральный кофе, овощи и молочные продукты. Под охрану были взяты культурные ценности, чтобы они не подверглись уничтожению со стороны нацистских фанатиков или разграблению.

«Когда пришли русские солдаты, они первым делом восстановили электростанцию в Карлсхорсте и сразу же начали кормить жителей Берлина. То есть буквально – еще в некоторых городских районах идут бои, а на только что освобожденных территориях уже организовано питание для местных жителей. Берзарин буквально сразу организовал выпуск продуктовых талонов. Это был единственный способ, пусть и в небольших объемах, но накормить все население поверженного Берлина», — сообщил ведущий специалист Национального центра исторической памяти при Президенте Российской Федерации Максим Синицын.

Он добавил, что через месяц жизнь в Берлине забурлила. Были открыты 30 кинотеатров. Организовали радиопередачи, которые транслировались на всю Германию и рассказывали о происходящем в Берлине. В Берлин пошла миграция со всей страны. Сначала было напечатано два миллиона карточек на питание – по количеству жителей. Но буквально через пару недель население города увеличилось еще на 800 тысяч человек. Видимо, с одной стороны, вышли из подполья те, кто прятались, а с другой – в Берлин потянулось очень много людей, узнавших, что там их будут кормить и давать работу.

1 000 000 детей

Генерал Николай Берзарин, не стал дожидаться полной капитуляции гарнизона Берлина, издал указ о переходе города под советское командование. Дмитрий Суржик отметил, что это решение было обосновано, потому что помогло спасти многих мирных жителей, а главное детей.

«От истощения страдало около миллиона детей младше 15 лет. Были приняты особые меры снабжения Берлина продовольствием, чтобы пасти мирных граждан, особенно детей. По факту миллион малышей спасло именно своевременно решение и налаживание логистики поставок», — заявил Суржик.

Он добавил, что самые необходимые лекарства СССР доставлял в больницы на самолетах. Своевременная помощь помогла избежать страшных эпидемий и спасти множество жизней.

Эксперт напомнил и слова директора Германо-российского музея Берлин-Карлсхорст: «Геббельс внушал, что Советы уничтожат немецкую нацию, а они первым делом начали ее кормить».

Возвращение к миру

Благодаря таланту Берзарина, город получил снабжение не только так необходимыми продуктами и лекарствами, но и начал буквально оживать.

«Скажем, в послевоенном Мюнхене после «работы союзников» люди бежали в села, чтобы работать на полях за крохи еды и воды. Берлинское население, получило снабжение. Берзарин предотвратил появление «черного рынка» и наладил мирную послевоенную жизнь населения, более 70 процентов которого составляли женщины, дети и глубокие старики», — продолжает Дмитрий Суржик.

Он обратил внимание, что на тот момент Берлина составляло миллион женщин, миллион детей, около 800 тысяч стариков.

Путь к миру

Уже восьмого мая восстановлен городской аэропорт «ТЕЛЬМПЕЛЬХОФ» для мирного и гуманитарного сообщения. А 13 мая – первый автобусный маршрут. И так далее. Омнибусы, метро, школы, театры, больницы, восстанавливались и вводились в строй.

Итоги

Николай Берзарин провел в должности КОМЕНДАНТА всего 54 дня. ОН спас 2,8 миллиона мирных жителей. Его именем названо множество улиц в России и Германии, Украине и Молдавии.

Дмитрий Суржик сообщил, что за свое недолгое, но продуктивное командование Берлином, под командованием генерала открыто 585 школ, 88 детских домов, 13 театров, 210 библиотек, 194 кинотеатра. К электричеству подключено – 33 тысячи домов, свыше 400 парикмахерских, около 1,1 пекарен, почти сто больниц, около 150 аптек и так далее. Современный Берлин обязан советскому генералу жизнью», — резюмировал Суржик.

Все это лишь часть той помощи, которая была оказана Советским Союзом Европе, в частности жителям Берлина.