Первый день
Всем нам хорошо известно то особое чувство, с которым ждем мы этот день. Важно, степенно встречают его дедушки и бабушки, несколько волнуясь и хлопоча, — матери и отцы, хотя и привычно, но каждый раз по-особенному, — учителя. И вряд ли можно определить одним — двумя словами чувство учеников: здесь и радость, и легкий налет грусти о быстро прошедшем лете, и новые заботы, и все, что угодно. Вообще в жизнь большинства семей этот день вносит серьезные изменения.
И уж, конечно, совершенно преображаются школы: в их пустующих и гулких коридорах начинают звенеть неумолкающие детские голоса, звонки…
Татарская школа видна далеко окрест. Ее беловатая шиферная крыша становится заметной с самых далеких пригорков. Работая на колхозных и совхозных полях, ребята видели школу часто, но сегодня они смотрят на нее с особенным чувством. Сегодня она для них стала ближе и дороже, сегодня она стала для них своей школой.
В Татарскую школу, как, очевидно, и во многие другие, ребята начали собираться задолго до начала занятий. Шли нарядные, в школьной форме, с пионерскими галстуками, ехали на велосипедах. У здания школы этих велосипедов великое множество, приехал, видимо, каждый третий.
К 9 часам дороги, пестревшие белыми фартучками и алыми галстуками, опустели. Все собрались, все явились к началу занятий в этот день несколько раньше, чем потом будут приходить.
Директор школы Л. Р. Гоев смотрит на часы и, обращаясь к окружающим, уточняет:
— Девять уже есть?
— Да, уже девять.
Директор нажимает черную кнопку, и в коридорах звенит звонок. Да, такой же звонок, который некогда звонил и нам.
Сражу же по лестницам с третьего и второго этажей потек плотный живой поток. Ребята направляются прямо в актовый зал. Там уже стало тесно.
Однако, когда в дверях появились маленькой стайкой первоклассники, для них нашелся и проход в тесной толпе, и место в зале.
Построились классами, и в центре вышел директор школы. Кратко познакомив учеников с правилами внутреннего распорядка, напомнив им их обязанности, Лев Романович предоставляет слово завучу В. А. Горбачевой.
Те же искренние поздравления и пожелания.
Для первоклассников все необычно и удивительно. Они смотрят на происходящее с широко открытыми и удивительными глазами. Все это до конца они поймут значительно позже. А сейчас малыши стараются ничего не пропустить.
Самые серьезные классы — десятые. Сам факт перехода ребят в выпускные классы делает их намного взрослее. Они чувствуют, что в большей мере ответственны за порядок в школе, за малышей. Знают, что их теперь будут ставить в пример, что на них будут смотреть, как на взрослых. И судя по всему, они готовы к этому.
Н. Танин.
На снимках: Володя Коноплев — ученик
первого класса — подает первый звонок;
первый урок идет в 10 «а» классе. Они
внимательно слушают своего учителя,
а внимательность на уроке — прежде всего.
Фото И. Семенкова (Газета «Ленинское знамя»
№105 от 02.09.1966 года)