Без рубрики

Двадцать лет за прилавком

Несмотря на развитие больших сетевых магазинов, где можно купить, что называется -все и сразу, небольшие продуктовые магазинчики по-прежнему пользуются спросом. Есть в них особый шарм, особая привлекательность. Но, конечно, в их неповторимой доброжелательной атмосфере – большая заслуга продавца. Это ведь не только человек за прилавком, помогающий определиться с выбором, но и добрый собеседник, который всегда сможет тебя выслушать.

Совсем недавно мы отмечали День работников торговли, и сегодня гостем нашего номера стала замечательная женщина Елена Владимировна Филиппова, которая посвятила работе в сфере торговли более 20 лет.

И вот уже на протяжении нескольких лет неизменно трудится в магазине «Северный», расположенном в микрорайоне Марысино нашего посёлка.

— Здравствуйте, Елена Владимировна! За плечами такой большой стаж работы в торговле — два десятка лет. Хотелось за это время поменять профессию?

— Всякое бывало, но к своей работе я привыкла и уже не представляю себя без нее. Продавец я с 2003 года. Сначала работала в райпо, в магазине «Фортуна», со временем перешла работать в другой магазин — «Вечерний». Сюда, в магазин «Северный», пришла работать 5 лет назад после того, как попала под сокращение. В то время Галина Александровна Столярова только сняла этот магазин в аренду и предложила мне работу. Я обрадовалась, работа сама нашлась, да ещё и недалеко от дома, и согласилась.

— Вы, наверное, всех своих покупателей за эти годы работы уже узнали?

— Конечно, — улыбается Елена Владимировна. – В основном сюда приходят люди из близлежащих домов. А летом часто — и взрослые, и дети, которые приезжают погостить к своим родным. Конечно, тех, кто тут живёт, я уже хорошо знаю. Даже могу предположить, что возьмёт покупатель, когда он только заходит в магазин.

За столько лет я уже привыкла к своей работе, привыкла к этому месту и, конечно, к людям.

— А что входит в ваши обязанности, кроме выдачи товаров покупателю?

— Я сама принимаю товар, проверяю, всё ли в порядке, а затем выставляю на прилавки. Галина Александровна привозит товары два раза в неделю, а остальное мы заказываем поставщикам самостоятельно.

— По какому принципу вы формируете ассортимент товаров в магазине?

— Если кто-то из покупателей хочет что-то определённое, если кто-то что-то любит больше и чаще берёт, то мы это заказываем. Обычно стараемся, конечно, немного разнообразить наш ассортимент. Например, выпечку заказываем разную, чтобы был выбор, потому что одно и то же постепенно приедается.

Ни для кого не секрет, что ассортимент зависит и от сезона. Летом, например, чаще берут мороженое, воду, газированные напитки. Зимой предпочтения уже меняются. Но есть товары, которые берут вне зависимости от сезона. Это колбасные изделия, выпечка, фрукты, овощи, рыба и другие товары.

— Елена Владимировна, вы так много лет отдали сфере торговли. Как вы считаете, изменились ли предпочтения покупателей?

— Честно сказать, мне кажется, что со временем покупатели стали намного капризнее. Сейчас очень много магазинов, в сетевых, например, часто бывают скидки. Иногда люди приходят к нам и говорят: «Вот мы там что-то купили дешевле, а у вас это дороже». Я стараюсь им объяснить, почему мы не можем себе позволить такую систему скидок. Нас и сетевые магазины сравнивать нельзя, там как правило закупают товары большими партиями и упаковками, а затем проводят акции и устанавливают на товары скидки.

— Как вы считаете, а какое будущее у таких небольших магазинов как ваш?

— Они всегда будут востребованы, потому что находятся рядом с домом, потому что здесь всегда можно купить продукты первой необходимости. Ведь не всегда, когда дома не обнаружишь чего-то нужного, захочется бежать в центр посёлка. А еще на близлежащих улицах живёт очень много пожилых людей, не каждый из них сможет дойти до центра, а такси – это совсем недешёвое удовольствие.

— А часто бывает, что люди приходят сюда к вам не только что-то купить, но и поболтать о том, о сем?

— А как же без этого. И товары купят, и новости последние обсудят. И про то, что на огороде выросло, успеют рассказать. В этом и состоит особенность небольших магазинов. Мы и социальную функцию выполняем, — улыбается Елена Владимировна. — и продукты люди купят, и душу отведут. И радостью поделятся, или  о неприятностях своих расскажут.

— А много у вас покупателей за день бывает?

— Каждый день по-разному. В выходные, особенно сейчас летом, много людей приходит в магазин. В будние дни уже не так оживлённо, приходят, в основном, до обеда, а потом вечером после работы. Очереди бывают лишь тогда, когда товар привозят. Например, свежий хлеб.

— Работа в торговле — это, в том числе, постоянное общение с людьми. Как удаётся находить подход к покупателям? 

— Подход можно найти к любому человеку, хотя все мы очень разные. Всякое за годы работы бывало. Допустим, человек купил что-то один раз — не понравилось. В таком случае все претензии всегда высказывают продавцу. Ведь производитель где-то там далеко, а продавец здесь, прямо перед тобой. Бывает, человеку просто нужно «покапризничать», «побурчать». Ну, покапризничает, выскажет своё недовольство, освободит свою душу от негатива и спокойно уйдёт.

— Как вы считаете, какими качествами должен обладать продавец?

— Продавец всегда должен быть приветлив по отношению к своим покупателям, разговаривать с ними, быть вежливым и добрым. Я считаю, что все свои неприятности и сложности, если что-то не ладится, нужно всегда оставлять за порогом магазина.

— Что бы вы хотели пожелать своим коллегам в День работников торговли?

— Желаю, прежде всего крепкого здоровья, терпения, хороших и доброжелательных покупателей, успехов в работе. И пусть работа приносит вам только положительные эмоции изо дня в день. С прошедшим профессиональным праздником, с Днём работников торговли! Праздник бывает раз в году, а работаем мы круглый год. Побольше вам приятных эмоций и приветливых покупателей.

Записала Валерия ТРЕТЬЯКОВА