По путям – дорогам фронтовым…
Александр Павлович Хорсеев был призван в ряды Красной армии в 1939 году. Служил в Бресте, в 204 артиллерийском полку. Осенью 1941 года должен был закончить службу и демобилизоваться. Но не суждено было солдату скоро увидеть супругу и двух детей, 1934 и 1936 года рождения. Возвращение домой пришлось на долгие и страшные годы.
— 22 июня 1941 года, в 4 часа утра, — рассказывает Александр Павлович, — на спящих солдат Брестского гарнизона и приграничных воинских частей обрушился вал вражеских снарядов и мин. В полуобморочном состоянии выскакивали они по тревоге из казарм под артобстрел на площадь военного городка. Сразу же в первые минуты начавшейся войны многие были убиты или ранены. Дело осложнилось тем, что комсостав проживал в другом военном городке, примерно в километре от нашего. Весь этот промежуток между солдатским и офицерским городками был под ураганным огнем. Это не позволяло начать ответный огонь, так как в артиллерии управление огнем может организовать только офицерский состав. Рискуя жизнью, офицеры прорывались к месту нахождения пушек и орудийных расчетов. Многие из них жили с семьями, с детьми школьного и дошкольного возраста. У моего непосредственного командира было трое малых детей. Жена была больна и находилась в госпитале. Так он закрыл детей на замок на втором этаже дома, где была его квартира, и прибежал в свою часть.
Вскоре открыли огонь по противнику, что дало возможность окруженным пограничникам отступать на восток. Многие солдаты были без обмундирования, в одном нательном белье: некогда было одеться. В середине дня 22 июня началось общее отступление под натиском превосходящих сил противника.
Наш артиллерийский полк разделили на две части. Одна, в которой я служил, отступала на восток, другая — на юг. Враг преследовал нас, отступали с тяжелейшими боями. Много потеряли своих товарищей. Убит был и мой троюродный брат, житель д Кадино И. Е. Монетин. Сам же Александр Павлович был тяжело контужен. Вблизи разорвался тяжелый артиллерийский снаряд, но поскольку он угодил в блиндаж, пробил перекрытие, то осколки не причинили большого вреда, а вот сильный взрыв, ударная волна стали поражающими факторами. Александр потерял сознание и полностью лишился слуха. Две недели пробыл в госпитале, потом слух стал постепенно восстанавливаться.
После долгого отступления в Краснопольском районе Могилевской области заняли оборонительный рубеж на реке Сож. Здесь продержались до августа 1941 года. Потом часть отправили на пополнение и переформирование. Александра постепенно повышали по службе. Он получил офицерское звание, начал служить в штабе артиллерийского полка. Дело в том, что для того времени он был неплохо образован: окончил техникум до войны, а также два курса педагогического института. Это тоже способствовало служебному росту.
Из дальнейших фронтовых событий ветерану запомнилось сражение на Курско-Орловской дуге в июле 1943 года. Здесь разразилось огромное смертельное сражение. Наши войска вступили в лобовое столкновение с танками противника. Немецкие танки уничтожались и противотанковой артиллерией, и штурмовой авиацией, и специальными противотанковыми подразделениями. Многие бойцы бросались под танки со связками гранат, подрывая и себя, и противника. В этом сражении был окончательно сломлен наступательный дух гитлеровской армии, и она начала стратегическое отступление. Вскоре, в сентябре 1943 года, пришло освобождении на землю Смоленщины, а в 1944 году — Белоруссии и Польши.
В дальнейшем капитан А. П. Хорсеев участвовал в освобождении Варшавы, за что получил медаль «За освобождение Варшавы», и в Берлинской наступательной операции, за что имеет медаль «За победу над Германией». А еще у него два ордена Отечественной войны второй степени: один получил в военное время, а второй — юбилейный.
Война закончилась. Однако, капитан Хорсеев оставался в строю. Еще два года по приказу командования он служил в Военной администрации г. Берлина. Привез сюда семью, здесь родилось еще двое детей. А потом пришло время возвратиться на родную землю.
Майор в отставке А. П. Хорсеев занялся мирным трудом. Работал директором школы, председателем колхоза, активно участвовал в общественной жизни. В д. Кадино хорошо его знают. Сегодня он живет в д. Татарск у младшей дочери.
Сейчас ветерану 91 год. Пройден большой боевой и жизненный путь. Здоровье, конечно, далеко уже не то, что в те боевые, тревожные годы. Сказываются ранение и та, давняя контузия. Но ветеран может гордиться, что в нашу Победу, шестидесятилетие которой мы скоро будем отмечать, внесен и его достойный вклад.
Виктор СЕРГЕЕВ.
(Газета «Наша жизнь»
№9 от 26 февраля 2005 года)