Общество

Я МОГУ НАЗВАТЬ СЕБЯ СЧАСТЛИВЫМ ЧЕЛОВЕКОМ

Вот уже целый год я работаю корреспондентом в редакции газеты «Наша жизнь». За это время я познакомилась с огромным количеством людей. У всех разные профессии, своя жизненная история, свое хобби, свое счастье, свое горе. Со многими из героев моих материалов мы стали добрыми друзьями.

Знаете, во время задушевных разговоров с моими собеседниками меня всегда так радовало одно обстоятельство: все они были и остаются настоящими профессионалами своего дела, людьми, преданными своей профессии, которая выбрала их однажды и  на всю жизнь.

Вот и сегодняшняя моя собеседница именно такой человек, всею душой любит она свою профессию. И хотя уже давно находится на заслуженном отдыхе, о ней не забывает. Ведь бывших учителей, как известно, не бывает.

Знакомьтесь, наша землячка, ветеран труда, да и просто потрясающая женщина с большим добрым сердцем — Баранова Людмила Тимофеевна.   35 лет своей жизни она отдала детям — была  учителем младших классов.

Людмила Тимофеевна родилась 1 июля 1944 года в деревне Гоголевка Монастырщинского района. Девочка никогда не видела своего отца Тимофея Марковича, он погиб на фронте в июне 1944 года. Ее и еще двух сестер воспитывала мать Анна Тимофеевна. Жили плохо, бедно, мать хваталась за любую работу в колхозе, чтобы просто не умереть с голоду.

«Ну, ничего выжили», — сквозь слезы вспоминает Людмила Тимофеевна.  

«Потом пошла в школу, — продолжает свой рассказ моя героиня.  — Училась, так средне, потому что часто болела, много пропускала. Мне элементарно не в чем было ходить в школу. Помню, мама накрутит на ноги тряпки, галоши натянет и вперед. Ни обуться, ни одеться не было возможности».

В старших классах Людмила Тимофеевна учебу подтянула. Отношения с педагогами были хорошие. И вот именно тогда в девочке и начал проявляться ее педагогический талант. Только начнется перемена — она уже с учениками: то в мяч играет, то в догонялки. Кому юбочку поправит, кому слово ласковое скажет, а кого и пожурит за то, что ленится учиться. Конечно, этого не могли не заметить учителя.

После десятого класса Людмила по рекомендации родных педагогов поступила в Вяземское педагогическое училище.

«В то время была жуткая нехватка учителей, мы учились по какой-то ускоренной программе. И я проучилась всего год, — вспоминает моя героиня. —  Потом я поступила в  Смоленск в педагогический институт на заочное отделение. Отучилась еще три года. Почему на заочное? Да потому, что уже вышла замуж за своего любимого Николая Павловича. Из Гоголевки он забрал меня в соседнюю деревню Сливино. Там мы и жили с ним всю жизнь».

И тебе положено по праву в модных туфельках ходить

После института в 1964 году Людмила Тимофеевна по распределению была направлена в Соболевский интернат.

«Не поспоришь ведь, направлена, значит надо», — рассказывает она. —  Я уже с вещами — с закрутками, с матрацем. Привез меня муж. Выходит заведующая, посмотрела на меня. А что я маленькая, худенькая, молоденькая: «Деточка, милая моя, куда же ты пришла! Ты ж не справишься! Любыми судьбами иди назад в РОНо и просись куда угодно, только не сюда».

Я ноги в руки и бегом в Монастырщину в РОНо. А в то время там работал Кухарев Николай Иванович, он был человек с золотой душой. Выслушал меня, вошел в положение и предложил мне место в деревне Жуково. Там я  отработала год, потом два года в деревне Лыза. Работала учителем физкультуры и географии, правда, со старшими школьниками».

«Вы знаете, дети меня любили, тянулись ко мне, наверное, чувствовали мою к ним любовь, — с особой теплотой в голосе вспоминает Людмила Тимофееевна. —  Не поверите, даже до дому всегда провожали, чтобы мне не страшно было идти пешком одной. А еще помню в Лызе это было, (улыбается) урок у нас начинался с того, что один мальчик  мне пел песню. Я до сих пор из нее несколько слов помню: «И тебе положено по праву в самых модных туфельках ходить!» Споет он, а потом все садятся, и мы начинаем урок».

Старалась, чтоб мы жили дружно

С 1967 по 1999 год Людмила Тимофеевна работала учителем младших классов в Гоголевской школе. Она и сейчас, находясь на заслуженном отдыхе, очень часто вспоминает эти чудесные годы работы. Очень благодарна дружному, сплоченному, трудолюбивому коллективу учителей, которые приняли ее в свои ряды как родную.

«Вы знаете, ведь все мои коллеги были и моими учителями, это педагоги с большой буквы —  Исачкина Анна Павловна, Петухова Александра Ананьевна, Сидоренков Виктор Павлович», — вспоминает с улыбкой Людмила Тимофеевна.

«Сразу дали мне два класса.  —  Продолжает свой рассказ моя героиня.  — Это были первоклассники — 22 человека, а еще  ученики третьего класса — 13 человек. Когда я увидела такой огромный класс, конечно, засомневалась, справлюсь ли я. Помню свое первое сентября как сейчас — коленки трясутся, а на меня с интересом смотрят 35 пар детских глазенок. Ну ничего, взяла себя в руки, начала знакомиться  со всеми. С маленькими  изучили содержимое портфелей, познакомились с первым учебником — букварем. Старшие пока сидели, наблюдали, они-то уже все знали. Потом начала старших занимать. Вот так все по очереди и делали. Но в этой школе проще было, я же местная, многих знала».

«Сложность была в том, что первоклассникам нужно было больше времени уделить, но и старших не обделить вниманием. Дам  им самостоятельную работу и иду к малышам. Сидим, выводим с ними палочки, закорючки, —  смеется Людмила Тимофеевна, — если у одного ребенка не получается, возьму за ручку проведу вместе с ним по тетрадке.  И так  нужно с каждым ребенком сделать, все сидят и ждут, пока я подойду. За это время старшие сделают задания, сидят, смотрят на нас. Я этих займу, иду читать сказку старшим. Первоклассники все бросают, сидят нас слушают, ротики открыли. Вот так и бегала туда-сюда. Но ничего,  втянулась. Потом и третий класс себе взяла.

Детей всегда старалась окружить теплом, заботой, вниманием, отдавала им душевное тепло и старалась найти подход к каждому ребенку. И дети отвечали мне взаимностью. Не буду говорить банальные фразы, но, конечно,  хотела привить детям чувство патриотизма, любовь к Родине. Самым важным считала, чтобы дети жили в первую очередь дружно, и не было у них разобщенности между собой. Да, может, кто-то лучше одевался, но мне хотелось, чтобы все они чувствовали, что мы все —  одна большая семья.

А в какие походы мы ходили! Каждый ребенок брал что-то из дома покушать, что у кого было: хлеб, сало, молоко, картошку. Идем в лес. Сначала изучаем всякие листочки, цветочки, жучков. Потом играем, а потом разжигаем костер, напечем картошки и обедаем. А потом поем песни! Так здорово было. Домой возвращаемся, все чумазые, но довольные.

Праздники мы всегда очень весело проводили. На новый год сидели старательно клеили игрушки, гирлянды, снежинки, фонарики вырезали из бумаги.

В 1995 году нам построили новую школу. Как мы радовались,  большая, светлая, все новое. Так вот мы с учениками у себя в классе нарисовали на стене огромный гриб а рядом белочку, чтобы у нас было уютно. Дети такие довольные были, до сих пор помню их блестящие глаза».

Годы в школе — это ни с чем не сравнимое счастье

«Сейчас я давно на пенсии, но мои ученики меня до сих пор помнят. На День рождения, 8 марта, День учителя всегда получаю море поздравлений, даже иногда так просто заходят в гости, и мы вспоминаем наши школьные годы, — рассказывает Людмила Тимофеевна. — Дочь Валентина пошла по моим стопам, тоже учитель младших классов. Ни разу в жизни я не пожалела, что встала на этот путь, и с уверенностью могу назвать себя счастливым человеком, потому что вся моя жизнь прошла в школе, с детьми!»

Замечательный, душевный разговор получился у нас с Людмилой Тимофеевной. Много смеялись, временами плакали. После встречи с моей героиней я в очередной раз убедилась, что при рождении каждому человеку своя судьба уготована. И выбор профессии — это тоже судьба. Главное — понять это вовремя.

Надежда БОЛДЫРЕВА