Общество,  Судьба

Юрий Васильевич Лабекин: Я без дороги не могу

Помните старый советский  фильм «Водитель автобуса»? Главный его герой, водитель междугороднего автобуса Семен, проявив мужество, с помощью ехавшего в автобусе лейтенанта советской армии задерживает шайку грабителей.

Герой нашей сегодняшней истории, возможно, грабителей и не задерживал, но он в каждый свой рабочий день берет на себя ответственность за десятки пассажиров, которых нужно доставить в разные концы района, в Смоленск. Да, именно так, Юрий Васильевич Лабекин несет ответственность за их жизнь и здоровье.

Юрий Васильевич работает шофёром маршрутного автобуса в нашем муниципальном пассажирском автотранспортном предприятии уже 18 лет. Живет в Монастырщине, женат, есть дочь  Светлана.

— Рабочий день у нас начинается в шесть утра», — рассказывает Юрий Васильевич. — Перед рейсом я обязательно прохожу медосмотр, и, конечно, мой железный друг тоже свой техосмотр проходит.  — улыбается Юрий Васильевич. — Чтобы,  не дай Бог, не было поломок в дороге. График работы у нас 2 через 2. Но сейчас водителей не хватает, поэтому могут вызвать на работу и в выходной день. За рабочую смену выходит 3 рейса. Накатываю около трёхсот километров, бывает, и больше, в зависимости от маршрута.

-Я всегда хотел быть водителем, — делится с нами своими мыслями наш герой. — Мы же росли в деревне, и я всегда с интересом наблюдал, как работали тракторы на полях, как комбайны собирали зерно.  А  ещё я  с отцом часто ремонтировал машину и разную технику. После школы от военкомата я пошел учиться на водителя, получил категорию «С».  

И, кстати,  мне  это очень пригодилось в армии. Я ведь десантник, — слышу я нотки гордости в голосе моего героя. —  Даже десантировался с самолета с машинами. Но мы не внутри техники сидели, а сначала машину сбрасывали с парашютом, а я следом летел, на земле уже садился за руль. Вот так, — на секунду Юрий Васильевич замолкает, воспоминания о юности приходят одно за другим.  — Прыжки у нас были даже ночью.  Непростая у нас служба была, зато научила многому: необыкновенному военному братству, выносливости, смекалке. После армии пошел учиться  в Смоленск на крановщика, потом и  на водителя автобуса отучился.

— Сейчас  у меня открыты все категории и подкатегории, — смеется Юрий Васильевич, — а общий водительский стаж уже  больше  40 лет наездил.

— А водителем автобуса я в 2004 году стал,  и вот до сих пор тут и «рулю». А это ведь действительно очень ответственная профессия. Правду вы сказали, — говорит он. —  Ведь не только за свою жизнь отвечаешь, но и за жизни чужих людей, и за самых маленьких пассажиров. Мы и детей перевозим. Поэтому водителю автобуса  прежде всего нужно быть внимательным, быстро реагировать на дорожные ситуации, и, конечно, иметь серьезный водительский стаж. Мастерство, оно ведь с годами приходит.

— За годы работы я уже выучил всех своих пассажиров, даже знаю, когда, где и кто будет стоять на остановке. Бывает, что люди опаздывают к автобусу, я иной раз и постою пару минут, подожду. Жаль, что поболтать ни с кем не удаётся, отвлекаться от дороги нельзя, — продолжает рассказ о своей работе наш герой. —  Все пассажиры разные. Но знаете, что я вам скажу,  народ у нас в посёлке  добрее, чем в городе. Автобус — техника непредсказуемая, случаются в дороге и поломки, но мои пассажиры не ругаются, не конфликтуют, входят в положение. Кстати, я ведь  помимо водителя  ещё и механик, и кондуктор, и кассир — сам и рассчитываю поездку, и билеты  пассажирам продаю. На все руки от скуки, — улыбается Юрий Васильевич.

— Конечно это не самая денежная профессия, зарплата у нас в районе 15 000. Но, что делать, работать же надо кому-то. Есть у нас небольшие льготы — мне и членам моей семьи проезд бесплатный.

А еще ведь многое в работе от коллектива зависит, а он  у нас слаженный, ребята все трудолюбивые, от работы не отлынивают. Помогаем друг другу во всем. У нас трудятся одни мужчины. Сказать по правде, женщину водителя — автобуса видел только однажды, она работает в Смоленске. За рулём сидит очень уверенно, хотя я считаю, что это далеко не женское дело.

 — А сколько ситуаций смешных за время работы бывало, всех и не упомнишь, хоть мемуары пиши, — говорит Юрий Васильевич.- Вот недавно сел в автобус пассажир и устроил нам настоящий концерт, песни пел всю дорогу, частушки. Весело мы тогда  домчались до посёлка, и настроение у всех людей в автобусе замечательное было.

— Сейчас автобусных маршрутов стало намного меньше. Будем надеяться, что нас совсем не закроют. Ну, а если такое и случится, то пересяду на другое транспортное средство, благо категории мои позволяют это сделать. Буду работать, я без дороги не могу.

Именно этими словами закончил свой рассказ  Юрий Васильевич. «Я без дороги не могу». А ведь действительно прикипела душа за столько лет к работе, к баранке водительской руки привыкли, к пейзажу, что за окном мелькает. А еще теперь и к пассажирам своим он душой прикипел. В деревни всегда ездит, а кто там его постоянные пассажиры? Бабушки и дедушки, у некоторых и   родственников нет, чтобы могли их  свозить в райцентр в поликлинику, за документом каким, за лекарствами или просто за продуктами в магазин. Вот и болит у него душа за каждого пассажира, а они отвечают ему взаимностью, встречают как родного и знают, что Юрий Васильевич их в целости и сохранности до места доставит и обратно домой привезет.                                                                                                                                 

Надежда БОЛДЫРЕВА