МАКСИМ НИКОНОВ: Я СТАРАЛСЯ ДЕЛАТЬ ВСЁ И ДАЖЕ «БЫТЬ МАМОЙ», НО ГЕРОЕМ СЕБЯ Я НЕ СЧИТАЮ
Вряд ли кто-то из нас, когда вступает в брак, задумывается о том, что это не на всю жизнь. Мы искренне верим, что в радости и горести вместе навсегда. Но, к сожалению, браки иногда распадаются. А если в семье есть дети, то практически никогда не возникает вопрос: С кем они останутся? Ну, конечно, с мамой.
Практика показывает, что приоритет на право оставить ребёнка при разводе принадлежит матери. Считается, что мать является более заботливой, нежной, ласковой из двух родителей. Хотя мужчины любят своих детей ничуть не меньше.
И сегодня мы расскажем вам о таком отце. Отце с большой буквы — Максиме Николаевиче Никонове, который — так сложилась жизнь — после развода остался с двумя сыновьями на руках. Стал для них в одни лице и отцом, и матерью.
Повороты судьбы
Семья наших героев живет в деревне Турки Монастырщинского района.
Максим Николаевич семь лет назад, после развода, остался один с двумя детьми. На тот момент старшему сыну — Вадиму было 9 лет, он ходил в 3 класс, а младшему — Михаилу исполнилось всего 3 года.
Часто люди, оказавшись в таких ситуациях, впадают в панику. Но только не наш герой. Максим не отчаялся, тем более что в последнее время с детьми сидел именно он, супруга после рождения второго малыша вышла на работу. Поэтому приготовить поесть, постирать, погладить, позаниматься с детьми — всё это было ему знакомо.
Перед семьей встала другая проблема. Семья осталась без средств к существованию, нужно было что — то срочно делать. И Максим принял решение:
— Повел младшего сына в детский сад. Очень переживал, когда отдавал своего кроху в чужие руки. На горшок он уже ходил самостоятельно, кушал тоже сам, только вот еще очень плохо разговаривал и был просто гиперактивным ребенком. Я очень переживал за него. Но, что было делать? Нужно зарабатывать деньги и как-то жить дальше, — вспоминает Максим.
Работы в деревне не было, а кормить и растить детей было нужно. Максим устроился подменным сторожем в строительный техникум в Смоленске. График — сутки через трое, очень выручали мама, братья и сестра, когда нужно было посидеть с детьми. На зарплату сторожа далеко не уедешь, и через пару месяцев Максим устраивается в СПК «Талашкино» скотником. Там нужно было работать каждый день. К сожалению, детей пришлось устроить в Рославльский реабилитационный центр «Теремок».
— У меня сердце кровью обливалось, но у меня не было выхода, нужно было вставать на ноги. Я каждые выходные ездил с гостинцами к своим парням, — рассказывает Максим Николаевич. — Понимаю, как это сейчас звучит. Но на тот момент для меня это был единственный выход из сложившейся ситуации.
А жизнь-то налаживается
Сыновья пробыли в центре с ноября по май. Но не бывает худа без добра, Максиму Николаевичу от работы дали комнату в общежитии, и он забрал своих мальчуганов. Семья воссоединилась.
«Пусть жильё у нас было и небольшое, зато мы тут все рядышком, в тесноте, да не в обиде», — улыбается Максим Николаевич. — Вадим пошел в школу, Миша — в детский сад. И жизнь стала налаживаться. Но тут отец стал замечать, что старший сын не тянет школьную программу, да ещё и бабушка, мать Максима Николаевича, стала на здоровье жаловаться. Посидели, подумали и решили вернуться обратно в Турки.
— И мама моя Валентина Владимировна рядом, да и в деревне все мы тут родные. А тут мне еще и работу хорошую предложили, стал кочегаром. Я там до сих пор работаю. Потихоньку жизнь встала в свое русло, — говорит Максим Николаевич. — У нас своя квартира, мои парни уже взрослые. Старшему сейчас 16 лет, в этом году он поступил в село Катынь в автотранспортный техникум. Сначала Вадим хотел стать поваром. Он любит готовить, экспериментировать с тестом. Но потом как — то увлекся техникой, ремонтировал со мной мотоцикл и передумал, решил, что эта профессия будет более востребована. А я не возражаю. По характеру мой Вадим спокойный, неконфликтный парень.
Чего не скажешь о младшем, — смеется Максим Николаевич, — он настоящий ураган. Мишеньке сейчас 10 лет, пошел уже в четвертый класс. Никогда не забуду, как вёл за руку своего первоклашку. Такой деловой, в костюме — настоящий маленький мужичок.
У Миши сейчас много увлечений, недавно пытался научиться вязать, а я не умею петли делать, поэтому ему только бабушка может помочь. Зато мы с ним паяем вместе, у нас много старых телевизоров, есть паяльная станция, вот мы с ним и занимаемся мужским делом. Сын хоть и подрос, но проказничает, ой, слов нет. Вот недавно раскрасил дома красками всё: и пол, и стены, и сам весь в краске. Я его еле отмыл. Ещё он увлекается гончарным делом, лепит из глины фигурки, тарелки. Так вот у нас весь подъезд и вся площадка теперь в глине, надо выходить всё отмывать.
Самые замечательные дети
— Первым делом я учил своих парней быть самостоятельными, — рассказывает о своих методах воспитания Максим Николаевич. — Они могут сами себе и покушать приготовить, и даже постирать. Например, Миша без проблем может себе пожарить яичницу и сварить макароны. А вообще, у меня самые замечательные дети на свете, я их очень люблю. Дома мы все делаем вместе: и пыль протираем, и полы моем, и обед готовим. Сортируем вещи, гладим белье. У нас даже есть небольшой огород, мы дружно на нем работаем. Конечно, стараюсь как можно больше времени уделять детям, летом обязательно мы вместе выезжаем на природу.
— Кстати, у нас никогда не было проблем с походами в магазин, — вспоминает Максим Николаевич, — мы знаем, что нужно что-то купить, допустим, спортивный костюм. Сядем, обсудим пожелания и предпочтения и отправляемся за покупками. Я никогда не забываю даты рождений своих ребят: Вадим родился 3 февраля 2006 года, а Миша — 5 августа 2012. Стараюсь всегда устроить для них праздник. Например, в том году отмечали 15-летие Вадима, устроили «квест», нужно было найти подарок — телефон. Очень весело провели время, смеялись, хохотали от души. Дети остались довольны, а для меня это самое главное. Между собой братья очень дружны.
Если бы у меня была дочь, — уверенно говорит наш герой, — я думаю, что тоже бы не растерялся. Когда-то у меня были длинные волосы, и мои племянницы делали мне хвостики, косички, бантики. Так что я прошел и огонь, и воду.
— У меня есть небольшая отдушина — люблю читать книги, нравится фантастика. Но в последнее время перешел на классику, сейчас моя настольная книга «Мастер и Маргарита», — делится с нами своими увлечениями Максим Николаевич.
— Пусть у нас семья и не полная, но мы одно целое. Мы держимся вместе и стоим друг за друга горой. Я старался делать всё, и даже «быть мамой», но героем я себя не считаю. Вообще не понимаю отцов, которые бросают своих детей, ведь в них бежит наша кровь. — уверенно сказал Максим Николаевич. — Я не знаю, что вам еще рассказать. Мои дети — это моя жизнь. И это главное.
Надежда БОЛДЫРЕВА
P.S. После прощания с нашим героем я долгое время просто сидела и думала. Спросите о чём? О том, как бы я себя повела в сложившейся ситуации. Все мы люди, нам свойственно ошибаться. Абсолютно любой родитель в любую минуту может остаться один, от этого никто не застрахован. Нашему сегодняшнему герою в один момент пришлось одному взять на себя заботу о своих детях. И он со своей ролью и отца, и матери прекрасно справляется. Я считаю, что Максим Николаевич настоящий мужчина, отец с большой буквы.
Наша встреча с ним была не случайной. 16 октября у нас в России отмечается новый праздник — День отца. Да, именно день отца. Этот праздник сравнительно молодой. Он позволит лишний подчеркнуть важную роль отца в воспитании детей. А у нас теперь будет лишний повод рассказывать о наших замечательных папах.