Образование,  События

55-летие Татарской школы

Несколько историй одной фотографии

В ноябре этого года у Татарской средней школы имени Вадима Матросова ещё один красивый юбилей — 55 лет со дня основания (решение о введении ее в эксплуатацию подписано 22 ноября 1965 года, а 27 ноября состоялось торжественное открытие школы). Красивая (две пятерки) и внушительная цифра, а вот встретиться ее выпускникам в условиях пандемии нынче не пришлось. Зато праздник 50-летия Татарской школы бывшие выпускники и нынешние учителя будут помнить всегда. И все они очень надеются на новую встречу.

Галина Мачульская
У каждого из нас свой школьный альбом, во многом похожий на другие и в то же время абсолютно ни на чей не похожий. Потому что это только твое, сокровенное и незабываемое, то, что всегда с тобой.
Для меня школьные годы одни из самых светлых воспоминаний в жизни, несмотря на то что были они несколько омрачены невозможностью в какое-то время посещать школу.
Тишковская восьмилетка и Татарская средняя — школы, где мне довелось, нет, посчастливилось учиться, самые лучшие на свете и навсегда любимые.
Как я ждала и как рвалась пойти поскорее в первый класс. До сих пор помню то радостное волнение, с которым утром первого сентября собиралась в школу. Как же мне повезло, как и многим другим ребятам, на нашу первую учительницу. Анна Ивановна Дроздовская — чудесный, добрейший человек. Сколько в ней было тепла и ласки к нам, оторвавшимся впервые от своих мам.
Школа была от нашей деревни Туремск за два километра. Но я всегда летела туда как на крыльях, чтобы не дай Бог не опоздать. И пусть любые морозы, пусть сугробы по колено — все нипочем. Наберешь снега в валенки, рукавички-вязёнки заиндевеют… Заходишь в класс, а там натоплена печка, тепло, и все это озарено улыбкой Анны Ивановны.
Она никогда не кричала на нас, даже не повышала голоса, но как же мы ее слушались. Она была для нас непререкаемым авторитетом, всезнайкой и одновременно добрым другом, что, наверное, неразделимо.
Поначалу у меня учеба не ладилась, но потом пошло. Помню свою первую пятерку и похвалу Анны Ивановны. Как это окрылило. Она вообще умела похвалить, поддержать, если что-то не так.
Под стать Анне Ивановне были и другие наши тишковские учителя: Татьяна Васильевна Яшновская, Агриппина Андрияновна Левченкова, Зинаида Порфирьевна Матвейкина… И конечно, директор школы Мария Александровна Козлова.
Агриппина Андрияновна, учитель русского языка и литературы, была, по сути, моим первым направляющим наставником в журналистику и поэзию. Хороший русский язык, красоту и величие слова впитали мы от нее на всю жизнь.
Моя беговая дорожка в школу, такая радостная и веселая после пятого класса, резко оборвалась. С шестого по восьмой класс пришлось мне учиться на дому. Мою беду разделили со мной и мои учителя. Они приходили ко мне и давали свои незабываемые уроки добра, любви и надежды.
После Тишковской школы была Татарская, где училась я в девятом и десятом классах. Поначалу всё там казалось необычным, непривычным, чужим и даже слегка пугающим. Само здание школы, огромное, трехэтажное, с большими свободными классами и коридорами, с вестибюлем и актовым залом ни в какое сравнение не шло с нашей Тишковской деревенской одноэтажкой. А тут еще такое многолюдие: в каждом классе едва ли не по 40 учеников. Во всяком случае, в нашем 9-м «Б» было 36 учеников.
И я бы совсем там потерялась, тем более многие ребята учились здесь давно, друг друга знали, а я как гадкий утенок среди лебедей. Но появилась на пороге Елена Федоровна Прилепко, учитель биологии, и просто ласково сказала: «Эту девочку я беру к себе». И сразу отпустила пружина потерянности и страха. Елена Федоровна на два года стала нашим классным руководителем, а по сути, на всю жизнь родным и близким человеком.
Все наши татарские учителя были поистине уникальны. Каждый олицетворял собой высокие качества педагога и человека, что, наверное, неразделимо. Они учили нас не просто знаниям, а жизни, умению идти по ней своей дорогой, не сгибаясь ни под какими лихими ветрами судьбы. Нет, это не пафос и не красивые слова. Такими они были…
Сейчас единственным связующим мостиком наших школьных воспоминаний остается Елена Петровна Новикова, пионервожатая Татарской школы. Доброго ей здоровья!
И ещё не могу не сказать: школа подарила мне прекрасных одноклассников, с которыми дружу до сих пор. Они — те, с кем общаюсь, — луч света в моей судьбе.

Николай Хухтиков
Живёт в Подмосковье. Окончил Смоленский филиал МЭИ и Московский заочный пединститут. Работал преподавателем. Сотрудник Научно-испытательного центра ракетно-космической промышленности. Автор изобретений, статей в журналах и сборниках, участник международных научно-технических конференций.

  • Почти каждый из нас, запечатлённых на этом фото, учился как минимум в трёх школах. Я тоже не исключение.
    Нам повезло с учителями, хлебнувшими жизненного опыта военного времени и призванными «сеять вечное и доброе». Школа сформировала достаточные знания и практические навыки у выпускников, шагнувших в жизнь в 1969 году.
    Ребятня в Татарскую среднюю приходила на занятия из деревень десятикилометровой округи. Все они, мои одноклассники, так или иначе, на мой взгляд, причастны к моему взрослению. Наш выпуск 1969 года — это 49 человек, и каждый заслуживает особого внимания, и, если хотите, иногда и поддержки.
    Прошло более полувека, но мы с некоторыми одноклассниками и сейчас на связи. В 2019 году по поводу 50-летия окончания школы организовали чудесную встречу друзей (и даже у меня, несмотря на то что к обучению в Татарской школе я не имею никакого отношения, была возможность лично познакомиться с Николаем и его очаровательной женой Еленой, и теперь у этого знакомства есть приятное продолжение. Общение с этими прекрасными людьми обогащает. — Прим. автора).
    Годы учебы… Начало шестидесятых. Большинство родителей работает за трудодни, криком моды нашей школьной одежды были кирзовые сапоги и телогрейка — ватник с косыми карманами, самой вкусной едой — ломоть чёрного хлеба, посыпанный сахаром…

Вера Марченкова
Вера Павловна Прудникова живёт в Монастырщине, много лет работала бухгалтером. По жизни она оптимистка: общительная, весёлая, искренняя, надежная в дружбе, справедливая, милосердная.

  • Я хорошо помню все, что связано с учебой в школе, своих одноклассников, учителей. Со своими одноклассниками: Галей Мачульской, Людой Москалевой, Николаем Хухтиковым и другими мы и сейчас общаемся и дружим.
    Папа Коли у нас преподавал химию. Коля — спокойный, тихий, умный, исполнительный и очень добрый — всегда старался всем помочь и иногда даже подсказывал тем, кто не знал ответ у доски. А Галя — это наш эталон мужества, стойкости и верности в дружбе. Она и нас поддерживает, когда нам тяжело, ну и мы её, конечно же!
    Помню даже платье, в котором я пошла первого сентября в первый класс — белое с цветочками, ситцевое с большими накладными карманами. Мне его подарила мама на 8 Марта. Она его сшила сама. А я его полгода берегла, чтобы в нем пойти в школу. А когда меня принимали в пионеры, мама сшила мне юбку в складку из своего чёрного халата. Она работала дояркой, и им как раз выдали новую спецформу. Пригодилась!
    Я родилась в деревне Кривели. Училась до 7-го класса в Бохотской средней школе, а когда построили новую, Татарскую, нам она казалась просто великаном. А в Бохото осталась начальная школа.
    Помню, как Гагарин в космос полетел, как на урок нас звал звонок-колокол и мы писали чернилами с нажимом ручками с перьями, как пели «Взвейтесь кострами…». Каждому было поручено выкопать и принести по четыре дерева, чтобы посадить возле новой школы. Они уже заметно выросли! А мы заметно постарели!

С 55-летием, родная школа!
Подготовила
Валентина ШУПИЛКИНА