75-летие Великой Победы,  Общество

Комсомольский «бронебилет»

Владимир Дмитриевич Савельев родился 7 июля 1925 года в Астраханской области. Во время учебы в школе с 4 класса посещал кружки военной подготовки. Изучал парашютное дело, воздушно-десантную подготовку, а также радиодело и азбуку Морзе.

  • В 7 классе я уже умел передавать 10 групп (в каждой группе по 3 буквы) за одну минуту и 10 же групп принимал на слух, — вспоминает ветеран.
    В 40-м году Савельев поступил в техникум речного и морского судоходства. Хотел быть механиком парохода. Но его мечте не суждено было сбыться — через год началась война.
  • В то время между Астраханью и Сталинградом не было железной дороги. В силу обстоятельств ее построили всего за 3 месяца, расстоянием в 200 км. А во время стройки между левым и правым берегами Волги тогда действовали две переправы, имени Сталина и имени Калинина. Там я и работал машинистом, точнее, считался, а работал масленщиком. Когда немец подошел к Сталинграду, нас, молодых, сняли с переправы и отправили копать окопы под городом Калач. Спустя некоторое время немцы разбомбили переправу, и нам сказали: «Разъезжайтесь по домам».

Волшебная книжка


Дома Владимир Дмитриевич побыл всего неделю. Потом парня вызвали в райком комсомола и сказали, что немцы могут взять Сталинград, нужно идти на защиту.

  • В то время я еще не был комсомольцем, — рассказывает Савельев. — Комсомольский билет мне выдали в период призыва в армию. Забегая вперед, скажу, что эта «волшебная книжка» спасла мне жизнь.
    Сначала Владимир Дмитриевич попал в Красный Курток Саратовской области, где готовили десантников, проучился там 3 месяца. Ребята должны были стать пополнением 36-й воздушно-десантной дивизии, но ее переквалифицировали в обыкновенную стрелковую, так что выполнять воздушно-десантные действия в военной обстановке Владимиру Дмитриевичу не пришлось.
    19 ноября 1941 года после тщательной подготовки к наступлению дивизия на наземных средствах передвижения (танки, бронетранспортеры) вступила в бой и прорвала оборону противника под Сталинградом.
    В 36-й воздушно-десантной дивизии Савельев находился до 15 января 1943 года. Был тяжело ранен, контужен, 3 месяца провел в госпитале. После выздоровления попал в строительные войска, которые восстанавливали Сталинград. Там встретил знакомого офицера и вместе с ним отправился на фронт.
    Так он попал в 27-ю гвардейскую дивизию, которой командовал легендарный полководец Василий Иванович Чуйков. Прошел от Северного Донца до Берлина. За период боевых действий был 5 раз ранен.
    В одном из боев в июле 1943 года, при взятии поселка Долгинькое на Украине, Владимир Дмитриевич выполнял обязанности радиста. Командир батальона приказал выдвигаться, обнаружить боевые точки противника, задерживающие батальон, чтобы впоследствии уничтожить их с помощью дальней артиллерии. В разведку отправились два радиста, ординарец и командир. Радист и ординарец перебежали вперед, а Савельев с командиром остались.
  • У меня за спиной была радиостанция весом 16 кг. Командир находился справа от меня в пяти метрах. И вдруг около него разорвалась мина. Мне осколок попал в руку и в переносицу около левого глаза. Было такое ощущение, будто ударили концом кнута. Еще один удар, словно кулаком, угодил мне в грудь. Рука мгновенно распухла и онемела, глаз заливает кровью, но я вижу — командир еще живой, лежит, корчится, стонет.
    Владимир Дмитриевич подполз к нему, подстелил плащ-палатку. На подмогу пришла санинструктор Катя, но они ничего не смогли сделать — мужчина умер у них на руках.
    Командира батальона нужно было вытащить с поля боя на пункт, где собирали убитых. Пока доставляли, Катя заметила, что радист ранен. С бинтами тогда была большая проблема, поэтому голову Савельеву завязали полотенцем, а руку — куском оторванной рубашки. Гимнастерка на груди была пробита, но на теле ничего, кроме красного пятна, санитарка не обнаружила. Осколок мины угодил в комсомольский билет, немного подпортил его, но до сердца не добрался. Катя тогда сказала: «Это твой спаситель, твой личный бронебилет. Береги его». До сих пор «волшебная книжка» хранится у Владимира Дмитриевича.

Печальная «экскурсия»


В госпитале Владимир Савельев пробыл 3 недели, потом опять — на фронт. В составе все той же 27-й гвардейской дивизии участвовал в освобождении Запорожья, Одессы, Сталинграда, Варшавы, Познани, Люблина. Сражался на Юго-Западном фронте, на 3-м Украинском, 1-м Белорусском.

  • Я видел концлагерь Майданек, построенный по типу фабрики. Видел изможденных людей, на которых фашисты проводили различные опыты. У детей брали кровь для переливания своим воинам. Видел лаборатории, камеры пыток, крематории. Это ж какими зверьми надо быть, чтобы так издеваться над людьми?!
    Ветеран участвовал в штурме Берлина 18 апреля 1945 года. Но до центра города не дошел — был ранен в ногу на окраинах Берлина. Сразу попал в эвакогоспиталь, откуда больных на санитарном поезде направили лечиться в Красноярск. Но в Смоленском районе, около деревни Гусино, поезд сломался. Ремонт занял 6 дней. А из города по решению властей прислали делегацию, больным привезли подарки и предложили тем, кто может передвигаться, совершить экскурсию по Смоленску.
  • С разрешения лечащего врача, я, с загипсованной ногой и костылем под мышкой, в сопровождении медсестры вместе с остальными желающими загрузился в автобус. Смоленск представлял печальное зрелище — он был полностью разрушен. Единственное, что более-менее уцелело — это Успенский Кафедральный собор и гостиница «Смоленск». Сопровождающая нас женщина из городского Совета рассказала, что около 98% жилого, служебного и производственного фонда уничтожено.
    Больше всего Владимиру Дмитриевичу запомнился один момент:
  • Когда мы остановились около площади, где сейчас находится памятник Кутузову, к нам стали подбегать девушки. Они рассказывали, где живут (кто в землянке, кто в крепостной стене, а иные и в подвалах), и спрашивали, не встречали ли мы их отцов, мужей, братьев, женихов. Называли фамилии. К сожалению, мы не могли всех знать, а если и знали, то не по фамилиям. Ведь на войне нужно было прежде всего уничтожать немцев, заканчивать битву, а не знакомиться.

До наших дней


Впоследствии Владимир Дмитриевич Савельев служил на различных военных должностях в Забайкальской области, в группе советских войск в Германии, в Смоленске. В 1976 году уволился по болезни. Работал в Теплосетях, в рембытуслугах, в депо на руководящих, инженерных должностях.
С будущей женой познакомился в Ленинградской области, в городе Пушкин. Оба там учились, встретились в парке и влюбились буквально с первого взгляда. По окончании учебы Владимира Дмитриевича послали служить в Забайкальский военный округ. Девушке надо было еще год учиться, но по окончании учебы она попросила, чтобы ее направили в Читу работать. Там молодые и поженились, там же родились их дети.
Ветеран уже давно живет в Смоленске. В 2007 году похоронил жену, остались сыновья и внуки.
Владимир Савельев — член Совета ветеранов города Смоленска, член Совета Ленинского района. Активно участвует в общественной жизни. Проводит уроки мужества в техникуме торговли, в ДК «Шарм», также часто выступает в школах, институтах, университетах, на различных мероприятиях.
Арина МУРЖАК,
г. Смоленск

P.S. 9 мая 2020 года Владимир Дмитриевич ушёл из жизни. До своего 95-летия легендарный ветеран  не дожил менее двух месяцев...